«Сын требует денег за хорошие оценки и помощь по дому»
Вопрос. Сын требует деньги за учебу и помощь по дому. Говорит: «Моим одноклассникам платят, это нормально». Как нам реагировать?

Матвей Берхин
Ответ. Я не считаю, что в такой ситуации есть единые правильные ответы. В разных семьях все устроено по-разному. Наша задача — не найти идеальный способ из книжки, а найти то, что будет работать именно в вашей семье.
Философия денег
Важно, чтобы у подростка были карманные деньги, которыми он может распоряжаться по собственному разумению. Копить или тратить, понять самому, что такое пустой кошелек — это ценный опыт.
Еще лучше, когда есть понятная система: безусловная часть (фиксированная сумма регулярно) и переменная — за дополнительные усилия.
Что такое обязанности?
Домашние обязанности — это вопрос договоренностей между людьми, которые живут под одной крышей. Некоторые вещи мы делаем по умолчанию. Например, поддерживаем порядок на своем столе. Правда, разночтения случаются.
Кто-то считает, что комната ребенка — его личная зона и родителей не должно волновать, что там происходит. А кто-то убежден, что комната ребенка — это часть общего пространства квартиры. Ребенок обязан поддерживать там порядок, чтобы еда на полу не валялась и тараканы не завелись.

Есть также мнение, что каждый должен принимать участие в поддержании порядка общих пространств. В конце концов, и ребенок пользуется туалетом и кухней.
Нередко встречается позиция: твоя задача — учеба, а взрослые отвечают за порядок в доме.
Взгляды могут быть разные, и важно найти компромисс. Мое частное мнение: полезно, чтобы у ребенка были некоторые обязанности. Это развивает важные навыки, помогает понять, каково родителям неделю за неделей поддерживать чистоту, участвовать в стирке и уборке. Через это ребенок начинает понимать, какой хозяйственно-бытовой труд несут папа и мама. В целом такой подход способствует здоровым отношениям в семье.
Учеба и деньги
Здесь тоже нет единого подхода — от полного контроля до полной свободы. Кто-то ежедневно проверяет оценки, делает с ребенком уроки. Кто-то убежден, что учеба — ответственность ребенка. Если проблемы возникнут, он подойдет и попросит помощи. Обе модели могут работать.
Однако, думая о будущем, мне как родителю хочется, чтобы у ребенка формировался навык самостоятельного управления учебой. Он сам следил бы за заданиями, вовремя их выполнял, отчитывался перед педагогами за долги. Этот навык точно пригодится во взрослой жизни.
Оплата за учебу — рабочая схема, но с некоторыми рисками.
Первый риск — подмена внутренней мотивации внешней. Если мы начинаем дополнительно мотивировать деньгами ребенка за то, что ему в целом нравится, мы рискуем снизить его внутреннюю мотивацию. Второй риск — бесконечное повышение ставок. В какой-то момент ребенок перестает быть готов делать что-то за прежнюю сумму, но согласен за большую, а это тупик. Однако при прозрачной системе (например, премирование за пятерки, оплата добросовестно выполненных домашних обязанностей) это вполне может работать.
Главный капитал — отношения
Чем старше подросток, тем меньше у родителей рычагов влияния. Слова «надо сделать» уже не срабатывают из-за критического взгляда подростка на некоторые вещи. Деньги действительно становятся одним из способов мотивации.
Но есть другой и гораздо более важный способ — отношения. Рекомендую родителям вкладываться и развивать именно это.
Здорово, если подросток делает что-то из уважения и любви к родителям. Выполняет просьбы, потому что вы друг другу дороги и он не хочет вас расстраивать. Мне кажется, это основа, без которой сложно двигаться дальше и без которой плохо работают другие способы, в том числе денежная мотивация.
Если кажется, что ребенок чего-то от вас требует и в целом демонстрирует потребительский подход, возможно, именно в отношения с ним стоит вложиться в первую очередь. Задайте себе вопросы: какие отношения между вами и ребенком сложились? Что я мог бы сделать, чтобы их улучшить? Что нам, как семье, нужно предпринять, чтобы жить бок о бок стало чуть приятнее? Чего нам не хватает и что стоит добавить?

Риски отказа
Я не вижу риска в ситуации категорического отказа от оплаты учебы или домашних обязанностей. Но важно не отметать идею с порога. Возможно, сам ребенок ищет способ что-то изменить, как-то улучшить ситуацию в семье. Дайте этому время и место. Поддержите инициативу: «Классная идея, давай обсудим».
Помните, что риск не в отказе, а в том, КАК вы откажете. Ребенок может почувствовать, что его идеи не ценятся, им самим не интересуются. Поэтому даже при отказе объясните свои опасения и оставьте пространство для диалога.
Фото: freepik.com