Каждый год на Страстной мы слышим отрывки из Евангелия о последних днях земной жизни Христа. Текст давно знаком и оттого кажется понятным. Но часто только кажется. Зачем Господь проклинает смоковницу? Чем прогневали Его торговцы в храме? Кто был «любимый ученик» Иисуса? Библеист Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА ведет нас по главам Нового Завета, открывая новые смыслы старого текста и объясняя некоторые места, о трудности которых мы даже не подозревали.

 

Воскрешение Лазаря

Это событие описано только у евангелиста Иоанна. Вспомним  воскрешение дочери Иаира (Мф.9: 23 – 25; Мк.5: 35 – 43;Лк.8: 49 — 56). Тогда Господь говорит, что девица не умерла, она спит (Лк.8:52); находится в состоянии комы, или летаргического сна, или даже глубокого обычного сна. Господь берет ее за руку и пробуждает, возвращает к жизни. В случае с Лазарем евангелист Иоанн специально подчеркивает, что это событие другого порядка. Его нельзя трактовать иначе, как полное воскрешение полностью мертвого человека. «Уже смердит» говорят Господу, «ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин.11:39).

Значительная часть благочестивых иудеев эпохи Второго Храма верила в телесное воскресение,его ожидали, но оно предполагалось в будущем. А в повседневности древний восточный мир и особенно Иудею характеризует ужас перед гниением, распадом, физическими подробностями смерти: на труп не смотрят, к мертвому не прикасаются. Вся та красота панихиды, отпевания, погребения, к которой привыкли православные люди, не существовала для них. Можно себе представить, какой священный ужас вызывали у иудея того времени слова «Вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком» (Ин.11:44). На это нельзя смотреть! А Господь говорит: «Развяжите его, пусть идет».

Что касается мыслящих людей эллинистического мира, они не только не верили в воскресение мертвых, но и считали, что оно не нужно . Как бы ни предавались они самым утонченным телесным удовольствиям, разврату, обжорству, ношению необыкновенной одежды, они не ценили телесную жизнь. И это совпадало с вульгарно-платоническим представлением, что тело — это тюрьма и могила. Задача человека при жизни с точки зрения расхожего греко-римского мировозрения состоит в том, чтобы достичь бесстрастия,  умереть достойно, освободиться от тела и никогда в него не возвращаться. Римляне к факту распада тела относились спокойно, но идея в это тело вернуться казалась им просто глупой.

Воскрешение Лазаря не вписывается ни в чьи представления.  И мы видим, что интрига последующих семи дней, их сюжет начинается здесь; потому что фарисеи приходят к Каиафе и говорят о том, что воскрешение Лазаря полагает некий рубеж. Что теперь делать? Ведь все люди видели, что он не исцелил, не помог, а воскресил разлагающееся тело. И, как мы помним, в ночь с субботы на воскресенье Каиафа принимает решение: «лучше, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин.11:50).

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.