«Театр для меня есть настоящая жизнь». В память о Вере Алентовой
О себе и о жизни
«Я закрытый человек. На какой козе ко мне подъехать, люди не знают. Не легкий человек, скажем прямо».
«Я — фаталист. Считаю, что, если судьбой отведено сыграть ту или иную роль — она твоя. Поэтому у меня и нет такой актерской мечты кого-то сыграть».
«По поводу вдохновения… Я считаю, что оно не может откуда-то приходить, уходить… Оно либо есть, либо нет».
«Я не сильно изменилась с тех пор, когда мне было 5, 10 или 30 лет. И сейчас у меня так же открыта душа, я так же обижаюсь и плачу, если мне сделали больно. И так же мне хочется быть понятой и любимой».
О театре
«Гёте в своей длинной жизни, а прожил он 83 года, насчитал всего 7 минут абсолютного счастья. Так вот, если говорить об абсолюте, то день, когда я поступила в Школу-студию МХАТ, был абсолютно счастливым днем — первым осознанным».
«Театр для меня есть настоящая жизнь. Люди сидят и в реальном времени смотрят историю про себя, понимают, что они сталкиваются с теми же проблемами, живут теми же эмоциями».
«Важна искренность, а не плакаты».
«Даже классику надо играть современно. А это возможно, только когда ты живешь в этом мире, когда ты слышишь и видишь людей вокруг».

Вера Алентова в спектакле «Мадам Рубинштейн». Фото: Театр им. Пушкина
О профессии актера
«Мама очень хотела видеть меня врачом. Хотя она сама была актрисой, все равно считала, что профессия должна быть более серьезной. И я решила поступать в Барнаульский мединститут. Но одновременно с этим попала во вспомогательный состав барнаульского драмтеатра. Хотя думаю, врачом бы все равно не стала, ушла бы в актрисы. Ведь если в человеке заложено творческое начало, то оно ищет выход».
«Если вдохновения нет, я за роль не берусь. Муж часто называл меня человеком „нет“. Я часто отказываюсь от ролей, если они мне не интересны».
«Если человек, которого предлагают сыграть, мне любопытен, я соглашаюсь. Но хороших ролей всегда мало. Для актеров старшего поколения особенно. Для них редко пишут не только в нашей стране — везде. И это естественное течение жизни — в кино приходят молодые люди, их интересуют собственные проблемы, и это понятно».
О семье
«Всегда, когда какие-то серьезные вещи случаются в нашей семье, то мы друг с другом советуемся».
«У нас у всех характеры сложные. И наверное, упрямые: переубедить кого-то из нас довольно трудно».
«Работать всей семьей было сложно. У Юлии нет режиссерского образования, а Владимир — режиссер, поэтому он пытался всячески помочь Юлии и очень… мешал».
«Уход мамы стал для меня величайшим горем. Хотя она была уже в том возрасте, когда это, в общем-то, ожидаемо, но от этого не легче… Думаю, смерть близких — это самое большое несчастье».

С супругом Владимиром Меньшовым, 1992 год. Фото: Лев Медведев / wikimedia commons
10 правил жизни
- Быть готовой к неприятностям и уметь достойно их переживать.
- Быть выше театральных интриг, никогда в них не участвовать и никому сплетней не передавать.
- Не хвастать.
- Со своими сложностями разбираться самой, не ставя людей в зависимость от своей ситуации.
- Быть одинаково любезной с любым человеком — будь то дворник или президент.
- Ценить людей с собственным мнением, даже если оно отличается от общепринятого.
- Никому не подражать, ценить свое я, но не «якать» (лучшее местоимение — «мы»).
- Никому не завидовать, довольствоваться тем, что есть.
- Иметь обо всем свое мнение и не прогибаться под давлением обстоятельств.
- Быть интеллигентным человеком, а это значит — не делать ничего запретного не потому, что кто-то узнает об этом, а потому, что ты сама себе не можешь этого позволить, чтобы перед своей совестью не было стыдно.

Фото: Артем Геодакян / ТАСС
О возрасте, времени и зрелости
«Мне как актрисе всегда была интересна проблема ухода из жизни — как сильный и мощный человек вдруг становится совершенно беспомощным».
«Наконец-то в зрелом возрасте я испытываю от живой новогодней елки огромную радость без примеси грусти и тревоги!»
«Когда человек уходит, уже ничего нельзя изменить, и если ты чего-то не успел сказать или сделать, то уже ничего не исправишь».
«Счастье — понятие очень эфемерное. Вот я смогла посмотреть спектакль, который давно хотела увидеть, — это счастье. Вот я смогла попасть на день рождения к своей внучке, потому что нет у меня в этот день репетиций, спектаклей и съемок, — тоже счастье. Вот мы собрались всей семьей вместе, что случается редко, и это счастье».
Материал подготовлен по материалам Metro, Известия.ру, 7дней.ру, АиФ-Тула, АиФ, Театр Пушкина, Spletnik