Главная Человек Личный опыт веры

Если человек никогда не дружил, ему невозможно объяснить, что такое вера

Если человек никогда не дружил, ему невозможно объяснить, что такое вера
Протоиерей Алексий Потокин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, рассказал Правмиру о том, что такое настоящая дружба и когда она возможна.

Отношения сына к отцу, отца к сыну настолько богаты, что описать их двумя-тремя словами трудно. Поэтому есть такие слова, как «любовь», «дружба». Есть и другие слова, может быть, менее понятные нам. Например, «слышание». Поверить и спастись — это значит просто услышать Бога. А что значит услышать? Я замолчал и дал другому возможность говорить, его слово для меня значимо, я его всегда помню, всегда ему рад. В этом слышании уже проявляется любовь, потому что в нем есть самоотвержение.

Слово «любовь» часто смешивается с чувственными переживаниями. Так и молитва часто смешивается с тем, что я преклоняю колени, испытываю какие-то чувства. А вообще молитва — это простая беседа с близким тебе, когда я слышу его, он меня, и мы вместе. Когда такая молитва состоялась, нам не надо вставать друг перед другом на колени. Я встаю на колени, потому что предал друга, не могу к нему честно обратиться, не могу довериться, открыться. То есть все эти положенные движения свидетельствуют не о том, что я преуспел в науке, как кланяться, а о том, что мое сердце пока не готово честно встретить другого.

И слово «дружба» тоже раскрывает отношения между двумя личностями. Законы, по которым мы стараемся жить, принес нам Своим Рождеством Христос. До Него никто так не дружил. Мы все живем по формуле: «Да будет воля моя». А Бог — удивительно (!) — живет по воле другого. Бог Отец — по воле Сына, Сын — по воле Отца. И когда Христос предлагал такую жизнь Своим ученикам, Он говорил: вы от этой жизни уже отказались, не живете ей, но чтобы она в вас все-таки состоялась, Мне нужно дойти до вашего мертвого состояния, Я должен умереть, но вы Мою смерть принимайте не как трагедию, а как радость, как исцеление. И когда они принимают Его Тело и Кровь на Тайной вечере, Он говорит: «Вы друзья Мои» (Ин. 15, 14).

Мы себя часто называем рабами, потому что чувствуем себя наемниками — выполним что-то положенное и думаем: «Господи, посмотри как-нибудь на нас». Но Бог прямо говорит, что ни раб, ни наемник Царства не наследуют, Он ищет других отношений — сыновства, дружбы. А это, между прочим, отношения равных. То есть Бог призывает человека поверить, что мы — Его дети и можем вырасти в эту меру сыновства, и будем Его друзьями. Евангелие говорит, что мы можем служить Богу, даже когда наше сердце молчит, если поступаем по закону. Дело в том, что Он никого от Себя не отделяет, говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф., 25, 40).

Это еще одно свидетельство дружбы. Даже если я самому ужасному человеку иду навстречу, я иду навстречу Христу, Которого тот отвергает, мучает, убивает. Бог и от Него не отказывается. Христос говорит: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф., 12, 50). Нам даются близкие отношения, скажем, с ребенком, с родителями, с супругом-супругой. Одного этого примера человеку достаточно, чтобы он понял, как можно общаться со всеми остальными людьми. Дружба на земле — большая редкость. Так, чтобы ты поставил другого выше себя и был преданным этому своему решению, бывает очень редко. Поэтому она и драгоценна, и показывает пример, как можно относиться ко всем.

Есть трагический момент в Евангелии, когда Иуда предает Христа. «Друг, для чего ты пришел?» (Мф., 26, 50), — спрашивает его Христос. Он не смеется над Иудой, оставляет его другом. Чтобы вернуться к дружбе, Иуде достаточно было сказать: «Господи, прости! Я верю, что Ты меня простишь и мы опять будем друзьями». Так поступил апостол Петр. Он трижды с клятвою отрекся от Христа, предал дружбу, но не испугался просить прощения. Наверное, он услышал в свое время, что кто много любит, тому много прощается (многие этого не слышат). И вопрос Христа «Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Ин. 21, 15), думаю, для апостола Петра означал: «Ты согласен, что предал Меня не так, как остальные, а злее, подлее? Веришь, что Я простил тебе это?». И апостол Петр отвечает: «Да, я люблю Тебя больше, чем другие, и отрекся не так, как они, а страшнее — трижды, с клятвой». И тогда Господь сказал ему: «Паси овец Моих» (Ин. 21, 17). То есть вот тебе люди, которые нуждаются в твоей милости.

Мы дружбу часто понимаем как некую взаимность. Дружба Христа другая. Представьте: я друга предам, отвергну, а он от меня не откажется. Часто слышу от людей: «Больше всего я ненавижу предательство». Христос предательства не боялся, Его дружба сильнее предательства. Дружба подразумевает в человеке ожившую совесть. Без ожившей совести дружить невозможно. Если я вознесся над вами или унижаюсь перед вами — это уже не равенство. Подсказать, боюсь я вас или не боюсь, готов ли вам довериться, может только совесть.

И еще один момент. Я хочу связать вас обязательствами, хочу, чтобы вы были добры, служили мне, помогали. Жду от вас, когда вы будете для меня. Не оставляю вас свободным. И сам рядом с вами чувствую, что вы от меня чего-то ждете, можете обидеться. Начинаю подчиняться, лицеприятствовать, и теряю свою свободу. Дружба возможна только в свободе. Кто может знать, сохранена ли эта свобода? Только глубокая совесть. Дружба нуждается в том, чего у нас сейчас нет, поэтому ее и не стало. Все отношения, даже между родителями и детьми, должны вызреть до дружбы. Вот скажешь: «Господи, я не умею дружить, я везде господин, а у господина не может быть друзей. Прости меня, дай мне эту тягу к дружбе».

Я считаю — это мое частное мнение, — что если человек никогда не дружил, ему невозможно объяснить, что такое вера. Потому что если я другу стану доказывать свое доброе отношение к нему, это будет смешно и позорно. Так и вера — ее нельзя доказать, она внутри. Дружба всегда тайна, как, между прочим, и недружелюбие. Я могу быть с вами ласков, обходителен, а внутри пусть не злобен, не презрителен, но равнодушен к вам, и всё наше общение оказывается ложью. Дружба требует от человека полноты, цельности. Скажем, чувства и ум у меня сейчас в порядке, и я вам рад, а тело от вас устало — уже нечестно. А как увидеть, есть в тебе сейчас эта цельность? Только совесть подскажет.

Дружба — это то, что в человеке может быть до конца. Она должна быть основой всех настоящих отношений, в том числе отношений между человеком и Богом.

И последнее… Только, когда человек находится во взаимности с кем-либо, можно сказать, что он живет.

Оставленность, одиночество, утрата отношений означает смерть.

Вот в этой смерти, по словам Христа, в ее тени (в противоположность Свету, достигающему нас лучами дружбы) мы и находимся на земле.

Подготовил Леонид Виноградов

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.