Транспорт
Как минимум две ночи в году – на Рождество и Пасху – значительная часть православных Москвы не спит. Более того, бóльшую часть ночи проводит в храме. Это значит, что ко всем пасхальным заботам добавляется ещё одна: добраться домой с пасхальной службы. А иногда и до неё. Особенности пасхальных маршрутов в большом городе изучал корреспондент «Правмира».

Воспоминания бывалого

В моей жизни сошлись воедино два обстоятельства, которые, честно говоря, в последние годы значительно влияют на весь её распорядок. От храма, где я окормляюсь, до дома общественным транспортом добираться часа полтора, минимум с одной пересадкой. Так получилось. Плюс – в семье нет машины.

Поэтому в игре «доберись домой с пасхальной службы» за последние годы на собственной шкурке были опробованы все благополучные (и относительно благополучные) варианты.

Конечно, многое зависит от того, как именно – динамично или неспешно – принято служить у вас в храме. Если служба длинная, уставная – «последний ночной транспорт» – это вообще не ваш вариант.

В какой-то год, когда пасхальная у нас завершилась совсем под утро, я благополучно вышла с окончания службы прямо к первому утреннему троллейбусу. В другой год – до него же, первого, пришлось подремать, привалившись к стеночке, каких-то полчаса. Ещё раз – мы неожиданно оказались приглашены на разговение в одну из храмовых служб. Наверное, это было лучшее пасхальное утро в моей жизни: утренний свет потихоньку загорался в высоченном окне, за которым просматривались очертания родного храма.

Потом служить стали быстрее и проблема успеть именно на последний транспорт встала с новой остротой.

Как-то раз, успев на последний троллейбус, мы, увы, опоздали на пересадку. Пришлось до утра дремать в другом храме, на полдороге, который, по счастью, был открыт.

С тех пор история с доездами несколько лет оканчивается благополучно.

Что делать?

Как показал проведённый корреспондентом небольшой опрос, верующие, намеревающиеся посетить на Пасху именно ночную службу, делятся на четыре группы.

Кто-то живёт в непосредственной близости от храма и успевает добраться домой пешком или на метро.

Некоторые заранее планируют принять участие в приходских разговинах – то есть, сидеть в церкви до утра.

Часть прихожан – сами за рулём. Соответственно, они решают проблему не «как добраться до дома», а «сколько друзей и знакомых, и кого именно, доставить домой».

Остальные – заказывают такси, причём уверяют: если не ловить машину по дороге, а заранее воспользоваться услугами проверенной службы, цены будут обычными – разумеется, с поправкой на выходной день и ночное время.

Для того, чтобы пасхальная радость не обернулась для вас большой пасхальной проблемой, нужно учесть несколько правил:

  • «Маршруты отхода» продумываем заранее. Узнайте, когда именно заканчивалось пасхальное богослужение в храме в прошлые годы. Закрывают ли его после конца службы, или можно посидеть до утра где-то на месте.
  • В некоторых отдалённых приходах по окончании службы организуется автобус; разумеется, не во всех, и известно об этом заранее.
  • Очень полезно бывает, заранее продумав, каким именно наземным транспортом вы планируете воспользоваться, прозвонить депо и автобусные станции. Конкретное время выхода на маршрут последней машины может отличаться от заявленных 3:00 как в одну, так и в другую сторону. Кроме того, в Москве теперь действует несколько ночных маршрутов, но это не значит, что транспорт как на регулярных, так и на ночных маршрутах ходит часто – максимум раз в полчаса.
  • Если планируете заказывать такси, делайте это заранее. При этом лучше воспользоваться опробованными службами, преимущественно такими, которые сразу сообщают стоимость поездки. Заказывать машину лучше через специальные мобильные приложения и тщательно сохранять всю переписку с диспетчером – увы, случаи, когда при предварительно оговоренных параметрах заказа на месте водитель пытался использовать схему расчёта за поездку, максимально выгодную для себя, – например, не по времени, а по километражу – бывали.

 «Пасхальные перевозки»… мимо храма

Много лет назад отличительной особенностью Москвы стали так называемые «пасхальные перевозки» на кладбища. О том, что традиция посещать кладбища на Пасху – не церковная, а советская, и возникла она, в том числе, и как повод не привлекая внимание, зайти в редкие незакрытые в то время церкви – кладбищенские, – говорено-переговорено. Сейчас речь о другом.

На кладбища весной теперь действительно ездят многие москвичи, но подчас разные традиции не слишком красиво сталкиваются друг с другом.

Поистине трагикомическая ситуация уже несколько лет складывается в районе храма святого Михаила Архангела в Тропарёво. На Вербное воскресение и Пасху весь общественный транспорт здесь пускают в далёкий объезд, а прямо около церковной ограды, не останавливаясь, бегут «пасхальные перевозки»…на Хованское кладбище.

Тропарёвский храм (поток транспорта в обычный день)

Тропарёвский храм (поток транспорта в обычный день)

От метро и от пересечения с Ленинским проспектом, где городской транспорт вновь возвращается на привычные маршруты, до храма — две автобусные остановки. То есть, два больших праздника в году прихожане — жители трёх ближайших и ряда отдалённых районов – топают это расстояние пешком. Как проходят его приходские бабулечки, ежевоскресно просящие «притормозить у церквы» водителей даже тех дальних автобусов, которые там не останавливаются, — сложно представить.

Схема проезда Тропарёвский храм (зелёным обозначен маршрут движения автобусов в обычный день, но на Вербное воскресение и Пасху они едут по красной траектории)

Схема проезда в Тропарёвский храм (зелёным обозначен маршрут движения автобусов в обычный день, но на Вербное воскресение и Пасху они едут по красной траектории)

«Да, действительно, когда устраивают такие перевозки, автобусы отправляют очень далеко от нас, и приходится долго идти. Мы, бывает, и на работу опаздываем в дни таких переносов, — сказали корреспонденту Правмира в свечной лавке Тропарёвского храма. – А что делать? Можно немножко потерпеть Христа ради».

Надо сказать, что терпят прихожане уже больше десяти лет. Неужели сделать действительно ничего нельзя? К сожалению, переписка корреспондента с «Мосгортрансом» окончилась ничем. Даже о схеме движения транспорта узнавать пришлось из объявлений на остановках.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.