«Важно стараться понимать, к чему Он призвал именно тебя – и чаще всего ответ лежит в профессиональной сфере, а не в нездоровой мистике духовных озарений. Важно ценить и беречь людей, которых Он дал тебе – обычно они совсем рядом, а не где-то вдали. Важно понимать свои немощи и ограничения, научиться с ними жить…» Психологи называют высшим пилотажем запрос клиента «как мне самосовершенствоваться». Для верующего человека такая постановка вопроса – базовая и важнейшая? Часто ли люди задаются вопросом «как мне духовно расти»? Отвечает священник Антоний Лакирев.

Священник Антоний Лакирев

– Для верующего человека «такая постановка вопроса» – не базовая. Я бы назвал ее вопросом Мюнхгаузена: «Как мне вытащить себя за волосы из болота?» Правильный ответ – никак, потому что это некорректная задача. Учиться доверять Иисусу из Назарета – корректная задача. Учиться преодолевать собственную немощь, пытаясь поступать так, как учил Иисус из Назарета – корректная задача. Стараться поумнеть, чтобы суметь понять Иисуса из Назарета – корректная задача. А самосовершенствование, контролируемый «духовный рост» – некорректная задача. Сам Иисус говорит об этом следующее: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4:26). А еще, по свидетельству Павла из Тарса, Он говорит: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9).

Конечно, в силу нашего несовершенства, личностный рост – необходимая вещь. Но если ты делаешь ее своей задачей и, таким образом, занимаешься собой – это, во-первых, не тот путь, который предлагает Иисус из Назарета, и, во-вторых, этот путь ведет в никуда.

Учись интересоваться людьми, а не собой. Учись интересоваться Божьим творением, а не собой. Самое главное – учись интересоваться Иисусом, Который в людях, в творении, в Слове, в Таинствах… И даже слов таких «духовный рост» не помни. Книжки читать тоже не вредно. Образование не мешает. А опыт с годами приходит сам.

Есть вариант «совлечься» ветхого человека и «облечься» в нового, как выражается Павел, – и есть вариант долго, нудно, мучительно и бесплодно для окружающих перевоспитывать ветхого человека. И что потом? «На свободу с чистой совестью»? Христианин – это тот, чьим Господином, Отцом и Учителем является Иисус, и кто при всей своей «духовной» малорослости старается так жить уже сегодня, не дожидаясь, когда станет исполином (если вообще станет).

Христианин – это тот, кто тратит силы на то, чтобы рядом с ним другим людям жить было легче сегодня, а не когда-то, когда он вырастет. Христианин – это тот, кто обладает счастливым сокровищем разговора с Богом (не путать с молитвословиями) и пользуется им сегодня, а не когда-то, когда вырастет. Христианин – это тот, для кого пищей сердца стали Плоть и Кровь Иисуса, кто не может без Них обходиться сегодня, а не когда-то, когда вырастет. Наконец, христианин – это тот, кто вместе с братьями благодарит Бога в Евхаристии сегодня, а не когда-то, когда вырастет. Одним словом, христианин идет за Иисусом трудными дорогами своей собственной уникальной жизни, и если в конце выяснится, что по пути он здорово вырос – что ж, это тоже заслуга не его самого, а его Учителя.

– Так как быть христианином сегодня? 

– В современных условиях, как и всегда, наверное, важно любить Иисуса и держать глаза открытыми. Трудности в том, что мы плохо умеем думать, не говоря уже о критическом мышлении – да, надо этому учиться, порой ценой немалых усилий. Трудно владеть собой в окружении мелких и крупных соблазнов – пост нам в помощь. Ну и еще трудиться там, куда тебя призвал Господь, тоже не легко… Что ж, легко только лизать сковородку.

Две духовности. Как мы стремимся к идеалу, проскочив общечеловеческое
Подробнее

Духовный рост – побочный (и не гарантированный) результат следования за Иисусом, но никак не цель. Важно стараться понимать, к чему Он призвал именно тебя – и чаще всего ответ лежит в профессиональной сфере, а не в нездоровой мистике духовных озарений. Важно ценить и беречь людей, которых Он дал тебе – обычно они совсем рядом, а не где-то вдали. Важно понимать свои немощи и ограничения, научиться с ними жить и не тратить на них слишком много сил, я бы даже сказал «не заморачиваться».

Важно всю свою жизнь, людей и весь этот мир предъявлять Иисусу – впрочем, зрелый разговор с Ним в конечном итоге сводится к «да будет воля Твоя», все остальное – междометия. И нужно стараться, как сказала св. Тереза из Лизье, «быть любовью в сердце Церкви».

– Если ты не монах, не отшельник, если ты мирянин – многодетный отец, мать-одиночка, вдовец, студент из провинции – духовный рост возможен? 

– Да, и покруче (в смысле по более круто уходящей в небо траектории). Ведь Иисус же рядом! – вот тебе и весь рост. Покаяние – перемена образа мыслей, если тщательно переводить это слово – ежедневная задача для всех.

Церковь вообще собрание кающихся грешников, а не духовно-переросших праведников… Но смысл жизни и человеческого возрастания (покаяния в том числе) всегда в Иисусе, в следовании Его призванию для тебя, а Иисус в нашей жизни всегда сегодня.

– Как разобраться, растешь или давно завял?

– Я уже приводил притчу Иисуса о том, что посеявший зерно «…не знает, как оно растет». И представьте себе человека, который каждый час выкапывает проросток и измеряет, насколько удлинился корешок… Рост будет, мягко говоря, непродолжительным. Единственная цель таких замеров – найти повод быть довольным собой, а это путь самообмана или превозношения. «Даже если Я хочу, чтобы он пребыл, доколе приду – ты иди за Мной». Выросло – не выросло… Лучше тебе невыросшим оказаться верным другом Иисуса, чем вырасти и не узнать ни Иисуса, ни Его людей.

В чем духовный рост вообще может проявляться? Есть ли измерительные приборы и на какой стене ставить отметки «за год я вырос на сантиметр»?

– Рост проявляется в бесконечно разнообразных формах, общих мерок нет и быть не может. Тем не менее, кое-что все же характерно для большинства (а может быть, и для всех). Главным образом это проявляется в любви к людям.

– А если неинтересно читать святых отцов, если их вообще не понимаешь, выходит, и расти не получится? Всем ли суждено вырасти?

На работе, в кафе и на литургии. Вера 20-летних в эпоху Tinder
Подробнее

– Обязательным чтением является Евангелие, все остальное – факультативно. Читать Евангелие – немалый труд, а понимать его – задание «на вырост». Полезно интересоваться опытом духовного пути других людей, но каждый из нас проживает перед Богом свою жизнь. Опыт Церкви состоит не только из ее знаменитых писателей, вот только куда более похожие на нас безымянные люди, любившие Иисуса (и любящие Его сегодня), как правило не пишут ничего.

Кстати, Господь часто Сам дает нам нужные книжки – просто они обычно не пахнут ладаном. Ну и необходимости критического мышления тоже никто не отменял.

Что же касается того, «всем ли суждено вырасти»… Я не знаю. Я знаю только, что Иисус умер на Кресте и воскрес ради каждого.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.