Концерт на Масляной неделе
Важная и интересная особенность жизни Регентской школы при Московской Духовной академии — это проведение различных музыкальных вечеров. Такие вечера дополняют учебную программу, способствуя развитию музыкально-исполнительского творчества учащихся. Вечера традиционно посвящаются музыкальному наследию композиторов. Наряду с этим в Школе проходят тематические вечера, которые определяются интересами самих учащихся, например, тема колокольного звона, народной музыки и др. Традиционны вечера в день памяти святых Жён Мироносиц, а также выпускные вечера смешанных хоров Школы. В программе вечеров всегда участвуют несколько хоровых составов, наряду с хоровыми произведениями исполняются ансамблевые и сольные номера или инструментальные сочинения. Канвой вечера служит литературная композиция из повествования и стихов, составленная учащимися. Важной составляющей вечеров является художественное оформление аудитории, импровизированной сцены, зрительного зала, благодаря чему создаётся творческая, уютная атмосфера. В последнее время в Регентской школе прошли вечера, посвящённые композиторам П. Г. Чеснокову, М. И. Глинке, А. А. Архангельскому, нашему современнику отцу Сергию Трубачёву, А. Д. Кастальскому. Второго марта 2008 года в Регентской школе прошёл вечер, посвящённый жизни и творчеству Д. С. Бортнянского (†1825).
Дмитрий Степанович Бортнянский стоял у истоков становления русской композиторской школы. Его творчество положило начало профессиональному освоению русским музыкальным искусством достижений западноевропейской музыки. Бортнянский синтезировал традицию русского хорового многоголосия с западноевропейской. Культура кантов и партесного концерта сплелась с интонационной базой русского романса и песни. Богатейшее творческое наследие композитора включает сочинения различных жанров светской и духовной традиции, но вошёл в историю Бортнянский прежде всего, как классик хоровой музыки и создатель духовных концертов. Он оказал большое воздействие на последующее развитие русской музыкальной культуры, явившись прямым предшественником М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева и С. Рахманинова.
Творческий вечер в Регентской школе, посвящённый памяти Дмитрия Степановича Бортнянского, открылся исполнением клавирного концерта композитора, наглядно передававшего характерные особенности эпохи классицизма. Биография композитора была представлена учащимися, которые вели программу вечера. В биографическую канву были вставлены сцены, иллюстрирующие различные сюжеты из жизни композитора: прослушивание юного Дмитрия регентом певческой капеллы, отъезд отрока в Петербург, встреча с композитором Б. Галуппи; отмечен был и итальянский период жизни Д. Бортнянского.
Особо следует остановиться на инсценировке фрагмента из оперы композитора “Сокол”. Вниманию зрителей, собравшихся на вечер в Регентской школе, был представлен салон Великой княгини Марии Феодровны. Данный сюжет был поставлен в форме пантомимы, в которую был включён романс композитора из оперы “Сокол”. Программа вечера включала также романс Бортнянского на французском языке, одну часть хорового концерта “Господи, силю Твоею”, гимн “Коль славен”. Затем было показано собрание гостей в доме Бортнянского, на котором композитор показал гостям свои новые сочинения. Для этого был исполнен романс и песня на слова В. А. Жуковского “Певец во стане русских воинов”, посвящённая героизму русского воинства в 1812 году. Кончина Бортнянского овеяна трогательным преданием. Он призвал к себе певцов Придворной певческой капеллы, директором которой был с 1796 года, и попросил их исполнить написанное им песнопение “Вскую прискорбна еси, душе моя”. При пении этого концерта композитор мирно почил. На вечере концерт был исполнен при зажжённых свечах. Завершился вечер исполнением концерта-гимна “Тебе Бога хвалим”, который отобразил особенности данного жанра духовной музыки.
Силами учащихся Регентской школы была наглядно и живо воспроизведена эпоха и представлены характерные черты музыкального творчества композитора. Атмосфера начала XIX века была передана характерными для того времени яркими костюмами, причёсками и стилем речи. За этим стоит большой труд учащихся. Концерты на Масляницу традиционны в Духовных школах. Вечер Д. Бортнянского прошёл в преддверии Масляницы. Подготовленный вечер не только познакомил с творчеством композитора, но и дал почувствовать атмосферу прошлого. На вечере присутствовали студенты, гости, братия Лавры.
Праздник святых Жён Мироносиц
В Регентской школе в пасхальные дни по традиции особо чтится память учениц Христовых, святых Жён Мироносиц. В этот праздничный день совершается торжественное богослужение в семинарском храме во имя преподобного Иоанна Лествичника, украшением которого являются две иконы: святых Жён Мироносиц и святых Жён в земле Российстей просиявших, а также частица мощей равноапостольной Марии Магдалины.
Но в этом году в сложившемся традиционном ритме вечеров произошло интересное изменение. 11 мая подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве, отмечая 15-летие своего возрождения, проводило концерт в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории. Для участия в концерте был приглашён хор Регентской школы, выступление которого венчало программу концерта. Открыли выступление различные детские коллективы воскресной школы Троицкого подворья, затем выступил мужской хор, поющий на богослужениях в Троицком храме подворья. Хор Регентской школы исполнил пасхальные песнопения и “Да воскреснет Бог” Д. Бортнянского. В конце певческой программы концерта прозвучало исполненное сводным составом величание преподобному Сергию композитора Б. Додонова.
Выступление хора Регентской школы в Рахманиновском зале
В последовавшем затем поздравлении было отмечено содружество Регентской школы и композитора А. Д. Гринченко, присутствовавшего на концерте. В концертную программу было включено и впервые исполнено его произведение, написанное специально для Регентской школы — Молитва святым Жёнам Мироносицам. На экзаменационных выступлениях в Регентской школе также звучат интересные произведения этого композитора. Следует отметить подобное сотрудничество в предшествующее время с церковным композитором — диаконом Сергием Трубачёвым (†25.Х.2005). Среди слушателей в зале Консерватории на концерте присутствовали преподаватели, воспитательницы, выпускницы, родители учащихся Регентской школы. Важно отметить, что в рамках подготовки к выступлению концертной программы была сделана запись диска с пасхальными песнопениями. Таким образом, выступление в Консерватории открыло празднование святым Жёнам Мироносицам в Регентской школе.
Продолжение празднования Жёнам Мироносицам в Школе проходило 15 мая, в четверг. Учащиеся, преподаватели, студенты и гости собрались в аудитории, где проходит хоркласс Школы. Главной частью программы, подготовленной ученицами, явился “Венец Жёнам Мироносицам”, который включал триодные тексты о страданиях Христа Спасителя и песнопения православных и западных композиторов. Было уделено немало внимания подвигу преподобной Евфросинии Полоцкой (†1173; пам. 23 мая), княгини, подвизавшейся в монашеском звании и заботившейся о просвещении русского народа. Среди прозвучавших произведений следует назвать первое исполнение кондака Жёнам Мироносицам из Акафиста, музыку к которому написал А. Д. Гринченко. Венчало всю программу исполнение концерта Бортнянского “Да воскреснет Бог”.
Прославляя святых Жён, которые окружали Христа, служили Ему, а также тех, кто подражал их подвигам в последующее время, мы прославляем женское служение в Церкви и мире. К вечеру была подготовлена книжная выставка о женском служении в Русской Церкви, о храмах и иконах, посвящённых святым Мироносицам. В наши дни празднование церковного женского дня имеет важное значение, поскольку оно даёт церковное понимание женской святости, заключающееся во всеобщей ответственности пред Богом, в несении креста и исполнении Евангельских заповедей, а также в ответственности каждого за судьбы Православия.