Главная Общество СМИ Мониторинг СМИ

У маловерных свои горы

Сейчас мы переживаем парадоксальное время: абсолютно неверующих людей – атеистов, очень мало. Большинство, особенно в доверительном разговоре, признаётся: «Да я вообще-то верю!» Но когда ты задаёшь вопрос «А во что Вы верите?», тогда человек начинает подгонять объект веры под своё внутреннее духовное состояние.

Воскреснув, Иисус явился сперва Марии Магдалине, но когда она рассказала об этом плачущим и рыдающим ученикам Христа, они ей не поверили. Они не верили до тех пор, пока Господь Сам не явился к одиннадцати будущим апостолам и не упрекнул их в неверии и жестокосердии…

Есть, на мой взгляд, два психологических типа веры – женская, эмоциональная, и мужская, рассудочная.

Ни Мария Магдалина, ни женщины-мироносицы ни капли не сомневались в том, что Учитель их воскрес. Они поверили в Воскресение Христово мгновенно, и это эмоциональное восприятие случившегося было для них основательно, на уровне переживаемых чувств.

И напротив, мужская вера – учеников Иисусовых, апостола Фомы, потребовавшего доказательств (ему надо было потрогать, пощупать своими руками Воскресшего Спасителя!) – это вера, разумом преодолевающая сомнение.

Есть люди, которые идут к Богу через эмоции. А есть те, кто приходит к вере через рациональное постижение. И тот, и другой путь ведут ко Христу в равной мере, ни один из них нельзя назвать более предпочтительным. Да, апостолы колебались, а потом почти все приняли за свою веру мученическую смерть.

Сейчас мы переживаем парадоксальное время: абсолютно неверующих людей – атеистов, очень мало. Большинство, особенно в доверительном разговоре, признаётся: «Да я вообще-то верю!»  Но когда ты задаёшь вопрос «А во что Вы верите?», тогда человек начинает подгонять объект веры под своё внутреннее духовное состояние.

Почему вера в истинного Бога, в Того Бога, о Котором благовествует Евангелие, даётся нам так трудно? Да потому, что во Христе воплотилась конкретная Личность Господа, с Его заповедями, которым Он учил не столько словами, сколько всей Своей жизнью. И смертью. И воскресением.

Верить в Христа, Который безусловно реален, сложнее, чем в умозрительный «абсолют», в «что-то есть», в «космический разум», потому что нечто абстрактно существующее за пределами видимого мира вовсе не заставляет человека менять себя, свою жизнь. Это мёртвая вера.

Тогда как вера в Богочеловека требует от нас согласно этой вере жить, жить по примеру нашего Спасителя. Апостол Иаков говорит: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Вера в Христа и жизнь по заповедям Божиим, наполненная делами, – живая.

Что это за дела такие? Первое и самое важное – стяжание, то есть приобретение состояния духовной нищеты, покаяния, правильного видения себя, своей греховности и стремление к исправлению, к совершенству, к преображению.

Но и дела без веры бесплодны. Серафим Саровский говорил, что только Христа ради совершаемое дело приводит нас к Господу. В Боге любое доброе дело получает своё осмысление и оправдание, очищается от тщеславия, приносит духовный плод. Дела, даже самые добрые, без веры в Бога творятся ради себя и не спасают.

Даже крещение без веры не гарантирует нам спасения. Евангелист Марк предупреждает: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр. 16, 16). Апостол называет два условия спасения, то есть пребывания в Боге – это вера и крещение: вера в Христа, следовательно, жизнь по вере, соблюдение Его заповедей, и крещение как исповедание и формальная, законная принадлежность ко Христу. Крещение значит погружение, умирание для жизни греховной и рождение, воскресение для Вечности. Как вера без крещения не ведёт к спасению, так и крещение без веры не приводит нас в Царство Небесное.

Порой кажется, что нет в нашем мире подлинной веры, особенно если вспомнить обещание Господа: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Но исполнение этих слов Христа Спасителя мы видим в жизни святых угодников Божиих, особенно мучеников. Их истязали за веру, а они выносили смертоносные пытки и выходили из них победителями. Им в горло олово кипящее заливали, а они Христа проповедовали. Им тело стругали, а они на следующий день выходили целыми-невредимыми и славили Бога.

Слова Божии никогда не бывают пустыми. Да, реальное их исполнение мы видим в жизни святых, людей, достигших совершенства, которые и после смерти имеют силу избавлять от бед, исцелять и воскрешать (именно поэтому мы их просим о молитвенной помощи). Но ведь даже в нас, каким-то чудом Божиим, бывают побеждаемы и скорби, и трудности, и физические немощи. Незаметно? Редко?

Мне думается, что Бог не даёт реального и скорого исполнения наших молитв, потому что мы очень склонны впадать в тщеславие, жуткий эгоизм и самолюбование. Но если внимательно всмотреться в себя, в свою жизнь, то окажется: если не горы передвигать, то менять обстоятельства, побеждать, казалось бы, непреодолимые препятствия всем нам удаётся.

У каждого свои победы, свои маленькие достижения, свои горы…

Епископ Якутский и Ленский РОМАН

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.