“У меня есть теплые одеяла, заберите!” – и вот ты уже гарцуешь в Митино

|
Прочитав статью Елены Кучеренко о том, какие мусорные кучи частенько приходится разгребать людям, принимающим вещи для малоимущих, я тут же вспомнила и ещё об одной стороне дела.

Кто должен привезти, а кто забрать вещи, отданные на благотворительность? Вопрос посложней, чем быть или не быть. И я, как человек, имеющий к таким сборам отношение уже не первый год, скажу: нет на него единственного ответа. А верней есть, но такой: давайте уважать друг друга.

Привожу примеры: в пожарное лето 2010 очень многие люди хотели отдать что-то для погорельцев. Волонтёров – принимавших, сортировавших и развозивших эти вещи, было тоже много, но всё-таки меньше, чем “доноров”. Зачастую эти волонтёры были в уже крайне измученном состоянии.

Поэтому, когда раздавался звонок – “У меня есть хорошее постельное бельё, одеяла, тёплые вещи, но я в Митино и сама вывезти вещи не могу” – поневоле несложно было впасть в раздражение. И не дай Бог это раздражение ты хоть как-то показывал подающей стороне. Тут-то и можно было почувствовать себя в полной мере “свиньёй неблагодарной”.

Опять в ответ частенько начинается – “Я в этот день не могу”! “А можно привезу в другой?”

Ну, а как объяснить человеку, искренне желающему помочь и тратящему на это своё время и силы (даже если считать, что одеяла и подушки ему совсем недороги), что таких предложений ты получаешь 10 в сутки, ты за эти же сутки проезжаешь по 400 километров по задымленным районам, спишь пять часов, и у тебя по вечерам идёт кровь из носу. И меньше всего сейчас вместо того, чтоб упасть и пролежать вот эти 5 часов, тебе охота гарцевать в Митино.

Кидали снова и снова клич, искали, если повезёт,  разовых помощников. Но и сами почти ежедневно ездили и в Митино, и в Мытищи. Бывало, что приезжаешь – а там действительно еле ходящая бабулька, но тащит какую-то помощь в пакетах к твоей машине. А бывало и так, что забираешь эти пакеты – а потом всё приходится выбросить, потому что там примерно то, что в своей статье так красочно описала Елена.

Но это дела давно минувших дней, а в новейшей истории, например, наш храм Троицы в Хохловском переулке ежегодно устраивает акцию по сбору вещей для бездомных и малоимущих. У храма своих подсобных помещений всего ничего, там же теснятся и трапезная, и несколько возрастных уровней воскресной школы, поэтому использовать это всё как склад на долгое время не представляется возможным.

При этом прихожане храма объявляют об этом сборе в соцсетях сильно заранее, очень много людей хочет поучаствовать, но… Но! Опять в ответ частенько начинается – “Я в этот день не могу”! “А можно привезу в другой?”

Слышишь прямо вот даже в телефонном молчании отчётливое раздражение эдакой наглостью. И потом люди сухо говорят “А, ну понятно” – и вешают трубку.

Я стараюсь идти навстречу таким просьбам, благо у меня недалеко от храма мастерская, пытаюсь направить тех, кто обращается лично ко мне, туда. Но если бы вы знали, как трудно убедить жертвователей (не всех, конечно, но многих) как-то тоже свои планы подстроить, прийти, скажем, не вразнобой, а более-менее в одно время – ведь мне, чтоб эти вещи принять (а потом заново загрузить в свою машину и отвезти по адресу) нужно тоже приехать, ждать, отменить свои дела.

И что самое обидное – что очень, очень часто люди договариваются – и не приходят. А потом опять звонят и опять договариваются. И опять. И опять.

А что – вам же помощь подают! Вы должны смиренно благодарно в любое время дня и ночи, когда заблагорассудится дарителю, вскочить и принять с поклоном. Эх.

А сколько раз в ответ на (после того, как вещи в храме уже собраны, рассортированы и отправлены адресатам и сбор, в общем-то, закрыт) предложение привезти вещи ты отвечаешь: отвезите, пожалуйста, напрямую, и даёшь адрес Ангара Спасения или другого пункта помощи – и слышишь прямо вот даже в телефонном молчании отчётливое раздражение эдакой наглостью. И потом люди сухо говорят “А, ну понятно” – и вешают трубку.

Фото: molgvardia.ru

Фото: molgvardia.ru

Но мне приходилось в ситуации “привезти то, что просят” быть и на стороне, так сказать, обиженного донора. Например, один известный фонд объявил о сборе новогодних подарков адресно, с пожеланиями, что именно хочет тот или иной конкретный подопечный. Я увидела одно очень такое специфическое пожелание и поняла, что я только что совершенно случайно купила именно этот подарок своим друзьям. А фонд писал: Срочно! Срочно! Нужно найти! Просим помочь!

Я (честно говоря, с большим сожалением, но переломив себя) решилась отвезти подарок в фонд, а друзьям купить что-то ещё. Поехала в указанное фондом время, как сейчас помню – был адский декабрьский холод, и я заблудилась, долго не могла найти нужный корпус и подъезд, но это, впрочем, мои проблемы.

Мы отдали свои подарки и поскакали, чтоб не умереть от холода, быстрей в метро. Если честно, нам даже не сказали “спасибо”.

Когда я, скрипя суставами от мороза, наконец нашла нужную дверь (на ней не было никаких табличек о том, что за ней), возле неё стояли ещё три человека – один из них курьер, привезший от благотворителя целые десятки подарков по спискам, и два таких же как я “героя”. И нам не открывали! Мы звонили по телефону фонда, я звонила знакомым мне учредителям (не дозвонилась, потом всё-таки дозвонилась), после чего из глубины светлых коридоров меееедленно-медленно, красиво переставляя длинные ноги, открывать нам пошла статная блондинка.

Курьер, кстати, к тому моменту посмотрел на часы, плюнул и уехал, ну а мы отдали свои подарки и поскакали, чтоб не умереть от холода, быстрей в метро. Если честно, нам даже не сказали “спасибо”.

И да, даже мне, человеку понимающему, сколько работы, тем более в предновогодние дни, у всех сотрудников всех фондов и в каком состоянии они могут уже находиться, человеку, в общем-то знающему, что не ради благодарности делаются такие дела, а ради… ради того, чтоб кто-то их делал, да – и даже мне было обидно за то, что я не услышала тогда этого “спасибо”.

Я тут, в общем, резюмирую так: мы все люди занятые и немощные, каждый по своему. Любое движение души достойно внимания и благодарности.

Если мы хотим помочь пожертвованием – давайте сначала подумаем, как не только затеять, но и завершить этот акт благотворительности. Как вежливей передать рукой дающей в руку принимающую, а не кидать через забор.

Люди, бывает, сначала ведут себя не слишком благоразумно, а потом, если вы их тоже полюбите – будут вам лучшими помощниками.

Сейчас есть множество недорогих курьерских служб. Если вам ну хоть как-то позволяет бюджет нанять доставку – сделайте это.  В нужный день, тогда, когда объявлен сбор.

Если же вы услышали о сборе вещей позже, но хотите поучаствовать – отнеситесь с пониманием к тому, что вам, вероятно, придётся поехать в какое-то не столь удобное место. Зато вы сможете увидеть самих адресатов своего подаяния и, вероятно, в следующий раз лучше понимать их нужды.

Но и, пожалуйста, отнеситесь с уважением  к тому, что некоторые больницы, приюты и храмы, наоборот,  не могут ежедневно и круглосуточно принимать и сортировать помощь. И это, как мы все понимаем, не потому что они зажрались и свиньи неблагодарные.

Поэтому, всё-таки, лучше – тогда, когда просят и туда, куда просят.

Фото: skm71.ru

Фото: skm71.ru

Ну, а стороне принимающей тоже пожелание – быть благодарными всем, кто вообще поднял, так сказать, свой афедрон и пошёл вам навстречу. Люди, бывает, сначала ведут себя не слишком благоразумно, а потом, если вы их тоже полюбите – будут вам лучшими помощниками.

Если вы объявляете сбор, уважаемые руководители фондов и разовых мероприятий – продумайте, кто будет принимать! Назначьте на эту почётную роль самого терпеливого и пунктуального человека. Объявите многократно, во сколько принимающие будут на месте и разместите вместе с просьбами о помощи подробный план прохода к пункту приёма. Проведите организационные беседы с теми, кто будет встречать.

Может быть, даже пойти на такой подвиг и где-то организовать уголок, в котором вы предложите пришедшим чашку чая? Девять откажется, а для десятого это будет очень важно. Ведь люди часто внезапно делают добрые дела, когда им самим тяжело – увидеть и поддержать такого человека иной раз не менее важное дело, чем то, ради чего он принёс свою лепту.

Иными словами, давайте будем облегчать жизнь не только нашим подопечным, но и всем участникам этих добрых дел. Каждый наш шаг навстречу друг другу важен и поможет нам не погрязнуть в претензиях и обвинениях в невнимании и неблагодарности.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Премьер-министр отметил, что люди с ограничениями по здоровью должны быть обеспечены доступом к социальным лифтам
Новая система позволит с математической точностью оценить индивидуальность каждого ребенка
"Для проезда по России студенты, наша молодежь должна иметь очень серьезную дотацию, чтобы иметь возможность посмотреть,…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: