
«Я прихожу домой в восемь вечера и не могу делать уроки с детьми»
Людмила, двое детей:
— Для меня репетиторы в начальной школе — вынужденная мера. Я одна воспитываю двух сыновей. Старший оканчивает четвертый класс, младший — второй. Оба учатся в районной школе. Оба попали к довольно сильным педагогам с серьезными требованиями. Классы огромные, уделять время каждому ребенку педагог, видимо, не может. А учебные материалы настолько нелепы, что их просто не хватает для освоения базовой программы.
Первые два класса у старшего сына математика и русский язык были ежедневно. Но внезапно часы на учебные предметы сократили. Уроки по русскому и математике теперь всего четыре раза в неделю. Кто-то решил, что это облегчит детям жизнь, но это заметно ее усложнило. Программу гонят, дети не успевают, и это грузом ложится на мои плечи.
Выполнение домашних заданий на продленке — дополнительная платная услуга к платной же продленке. Маленькие дети в принципе слабо организованы. Самостоятельно, без поддержки взрослого, сесть за уроки мало кто способен. Мои энергичные мальчики точно не могут. В результате репетитор в начальной школе стал для меня потребностью.
Когда в школу пошел старший сын, я делала с ним уроки. Когда в школу поступил второй, я поняла, что не выдерживаю такой нагрузки.
Возвращаясь домой к восьми часам вечера, я не в состоянии перевоплощаться в учителя. Не говоря о том, что мои дети уже не в состоянии что-либо воспринимать. Я наняла няню с педобразованием. Она забирает детей из школы, водит в спортивные секции и делает с моими сыновьями уроки, объясняя им то, что они недопоняли в школе.
И все-таки мне приходится им помогать, потому что позволить себе няню на ежедневной основе я не могу. Да и она не может закрыть все бреши системы. Поэтому у старшего сына появился репетитор по английскому языку. Мне порекомендовали талантливую студентку языкового вуза, которая занимается со старшим сыном два раза в неделю. Она прорабатывает то, что не успел объяснить школьный учитель, или закрепляет пройденный материал.
Сказать, что моя зарплата уходит на репетиторов — ничего не сказать. При этом я слабо себе представляю, что будет дальше, когда начнется средняя школа. Я не знаю детей, которым бы не требовалось подтянуть или углубить знания по предмету. У всех моих знакомых поголовно репетиторы, начиная с пятого класса. А у тех семей, чьи дети готовятся к ОГЭ и ЕГЭ — это обязательная статья бюджета.
Учитель сказал: «Надо ей все-таки нанять репетитора»
Татьяна, трое детей:
— Репетитор у нас появился, когда старшая дочь училась в начальной школе. Естественно, мы постарались, чтобы она пошла в лучшую в районе, где английский язык был с первого класса, к самой сильной учительнице.
Первый класс закончился, потом второй, а в третьем педагог поймала меня в коридоре со словами: «Ставлю вашему ребенку четверку в последний раз. Так-то у нее выходит тройка. Надо ей все-таки репетитора нанимать».
Я разговариваю с родителями и к ужасу обнаруживаю, что у всех одноклассников моего ребенка репетиторы. Моя дочь — единственная без репетитора по английскому языку! Тут-то до меня доходит, как «сильная» учительница становится лучшей в школе. Если все твои ученики занимаются с репетиторами, естественно, что у тебя самые высокие показатели.
Репетитор по английскому был первым, которого мы наняли в начальной школе. Дочка соседки не была профессиональным педагогом, просто хорошо знала английский и находила подход к детям. Главное, была выпускницей языковой школы, в которую мы планировали отправить дочку в пятый класс. Она знала программу и требования к поступлению. Нам же сразу сказала: «Оценок не ставлю, так что даже не пытайтесь помогать Анюте. Пусть делает, как получается. Мне важно понять, где у нее проблемы».
Она приходила к нам домой, что было невероятно удобно. Брала совсем немного. Уроки вела с полной отдачей и подтянула ребенка так, что дочь без проблем поступила в языковую гимназию.
Второй раз я наняла репетитора, когда встал вопрос о поступлении в десятый класс и сдаче ОГЭ.
Это был педагог по литературе из Татарстана. Первый вопрос, который она мне задала: «Вам литературу подтянуть или к ОГЭ подготовиться?» Я очень удивилась. «Да, — пояснила она, — это совершенно разные вещи». Репетитор целенаправленно готовила дочь к ОГЭ, который та сдала на максимальный балл.
В десятом классе, когда пришло время задумываться о поступлении, я решила погрузиться в тему ЕГЭ по истории. Подписалась на канал одного репетитора. Как же я была потрясена тем, насколько подробно и много всего нужно знать, чтобы сдать этот экзамен. Помимо базовых вещей ребенок обязан помнить настолько несущественные детали, смысл которых мне до сих пор не ясен. Например, с какой стороны — справа или слева — татары обходили болото, начав наступление в не помню уже каком сражении. Если человек мечтает стать историком, допускаю, знать это важно. Но дочь планировала поступить в художественный вуз на отделение промышленного дизайна, где ЕГЭ по истории был одним из обязательных предметов… К счастью, она избежала ЕГЭ, так как после десятого класса пошла в колледж, а окончив его, автоматом была зачислена сразу на второй курс института.
Еще пару лет спустя репетитора по английскому пришлось нанять средней дочери. На этот раз это был студент-психолог со знанием английского языка. Я попросила его помочь навести порядок в голове у ребенка, упорядочить знания и разговорить. Не могу сказать, что от его уроков есть какой-то толк, дочка просто учится стабильно и третий год продолжает с ним работать в поддерживающем режиме.
Самой младшей дочке, она оканчивает четвертый класс, пришлось нанять репетитора, чтобы подготовить к переходу в сильную школу. Они разбирают грамматику английского языка, общаются и школьную программу не трогают.
Вообще в школе, где учатся мои дети, говорят: «Репетиторы — это плохо. Если что-то непонятно, надо подходить к своим учителям, которые всегда идут навстречу и готовы после уроков помочь». На деле так не получается. Например, педагог говорит моей дочке: «У меня семь уроков, приходи на восьмом или девятом». Ни один ребенок не будет ждать ни урок, ни тем более два, чтобы ему быстренько что-то объяснили. У моих детей, помимо общеобразовательной школы, есть музыкалка. Там жесткое расписание, серьезные требования. Конечно, пару раз было, что учитель после урока что-то объяснял, а дочь уверяла, что все поняла. Правда, тем же вечером оказалось, что не поняла на самом деле ничего.
Помочь разобраться с темой и заниматься с репетитором — большая разница. Репетитор — это человек, который помогает упорядочить знания и дает систему, которой в школе почему-то не выстраивают. В целом, как мне кажется, привлечение репетиторов связано с нынешней системой образования, в которой не предусмотрена база или она банально размывается. Детям дают много лишнего. Поток информации, который льется на них, физически невозможно ни усвоить, ни запомнить.
«Репетитор ничего не дал моему ребенку»
Дарья, двое детей:
— Я наняла репетитора в пятом классе, когда поняла, что сын сильно отстает по программе русского языка. Тройки сыпались косяками из-за того, что он не знал какие-то правила и в целом не догонял программу. Я начала подозревать, что моих знаний недостаточно, чтобы до него донести базовые вещи. Но совсем меня стукнуло, когда несколько раз подряд он принес двойки за изложение. Посмотрела, почитала и убедилась, что писать их его не научили.
Репетитора попросила объяснить ребенку основы, подтянуть общий уровень, научить писать изложение. Он справился с этой задачей быстро, правда потом они с сыном забуксовали и в целом на оценках эти занятия не сильно отразились. Двоек уже не было, а тройки не прекращались.
Тогда я решила, что дело в почерке. В первом классе у детей было чистописание, а потом внимание к почерку сошло на нет.
В пятом классе все дети стали заметно хуже учиться. Возможно, учителя требования повысили, а может быть, когда в классе почти 30 человек, невозможно следить еще и за почерком.
Сын стал писать как курица лапой. Отличить О от А, М от Ш, Е от И, да и прочесть эти каракули было невозможно. Я подумала, что ошибки у него могут быть из-за плохого почерка.
По-разному пыталась решить эту проблему. Покупала специальные ручки, прописи. Бедный мой мальчик ежедневно прописывал по пять строчек. Под присмотром — аккуратно, без моего внимания — торопливо и небрежно. И тогда я наняла репетитора по каллиграфии. Подумала, такие занятия с чернилами, пером, красивыми линиями в принципе интересны и он увлечется. Нет, не увлекся.
«Хорошо, — подумала я, — мой мальчик плохо знает русский язык, что-то не усваивает, и сделать с этим ничего не получается даже с репетитором, да и каллиграфия не пошла. Откажусь от педагогов, смирюсь».
Какое-то время учеба шла ни шатко ни валко. Сын получал то три, то четыре. В восьмом классе дети начали писать сочинение и за последние два сочинения он не только получил двойки, а еще и пометку от учителя — «это не сочинение». Я вновь напряглась.
Сын занимается в театральной студии, любит книги. Без оговорок самый читающий ребенок в классе. У него все хорошо с литературой, которую он просто обожает. Даже в кругу семьи мы постоянно обсуждаем прочитанное. А тут вдруг такой комментарий.
Оказалось, он не просто не раскрыл тему, а явно не понимал, что в принципе следует писать в сочинении. Короткого разговора было достаточно, чтобы понять, что писать сочинение его тоже не научили. Пришлось вновь искать репетитора. Отношения у нас не сложились. Поэтому я нашла ребенку кружок по литературе. В рамках мини-группы педагог отрабатывает с детьми базовые вещи, которые, казалось бы, должны были объяснить в школе. С сочинениями вроде бы теперь проблем нет.
В прошлом году, в середине седьмого класса мне вновь пришлось нанять сыну репетитора. Он неожиданно для нас прошел тестирование и попал в математическую вертикаль. Правда, через месяц выяснилось, что математику такого уровня не тянет, сплошь низкие оценки.
Сегодня сын что-то не понял, завтра учителю некогда объяснять, потому что уже новая тема, а послезавтра он среди отстающих. Никто не ждет тех, кто не расторопен, плохо соображает или осваивает материал слишком медленно. Не понимаешь — твои проблемы.
Сначала сын занимался с папой. Они каждый день делали уроки вместе. В какой-то момент я поняла, что нужен все-таки отдельный педагог. Не потому, что муж после работы устает и сил делать уроки с ребенком у него нет. Частенько какие-то вещи он объяснял, как выпускник Бауманки, а нужно было, как в седьмом классе.
Я нашла репетитора. Это был веселый и толковый студент, который доносил материал на уровне седьмого класса, а не высшей математики. Занимались они дважды в неделю четыре месяца. К новому году мы все вместе убедились, что математика — совершенно не наш профиль.
Когда через полгода сын перешел из математического в обычный класс, он оказался самым сильным учеником, звездой. Я благодарна репетитору не только за то, что объяснил базовые вещи, но и что помог убедиться, что у нашего ребенка мозги не заточены под музыку высших сфер.
Объективно он не дал ребенку ничего. Освоить программу, объяснить базу, заполнить лакуны — да, но совершить прорыв — нет, у него не получилось.
В целом не могу сказать, что репетиторы, которых я нанимала сыну, были удачными. С сыном точно нет, а со старшей дочерью — да, причем на сто процентов.
Репетитор по химии, которого дочка попросила найти в восьмом классе, потому что ничего не понимала в этом предмете, перевернул ее жизнь. Она не только увлеклась химией, но и сделала ее профессией. Блестяще сдала ЕГЭ, поступила в вуз и сейчас на последнем курсе занимается наукой, работает в сфере технологий по очистке воды.
«Вся школа сидит на репетиторах»
Наргиз, четверо детей:
— Я впервые наняла репетитора для дочери-восьмиклассницы, которая закончила профессиональную спортивную карьеру. С заочного обучения она вышла на очное, и репетитор оказался не ее личным запросом, а требованием школы.
Педагог принципиально отказывалась аттестовывать дочку по математическим дисциплинам, ссылаясь на низкий уровень знаний. Хотя все эти годы никто на нее не жаловался и с программой она справлялась. В очной школе она стала получать сплошь низкие оценки. Никто напрямую не говорил, что мы обязаны нанять репетитора ребенку. Скорее семью поставили в условия, когда это стало неизбежным.
Например, классный руководитель заявил, что либо мой ребенок останется на второй год в восьмом классе, либо мы обязаны найти способ нагнать программу, которую, по ее мнению, моя дочь не усвоила в том виде, в котором она требуется в этой школе.
В конце весны, когда у дочки было уже две неаттестации, я наняла репетитора из Новосибирска, который раза в два дешевле, чем такого же уровня в Москве. Они занимались все лето, однако даже в девятом классе дочь упорно не аттестовывали за восьмой класс. «Конечно, у вашей дочери по математике не пять, максимум четыре, но точно не два, — сказала репетитор. — Боюсь, дело в школьном учителе и ее личных заморочках». Это оказалось для меня убедительным аргументом, чтобы уйти в онлайн-школу.
Судя по статистике МЭШ по классу, проблемы с математикой были не только у моего ребенка. За первые полгода из двух параллелей девятого класса ушло аж 30 человек. Так что я успокоилась и решила готовить дочь к лицею ВШЭ, в котором она мечтает учиться. Лучше посидеть дома, спокойно подготовиться и поступить туда, куда хочешь, чем тревожиться, нервничать, тратить энергию на непонятные требования и претензии. Да и не хочется иметь проблемы с допуском к ОГЭ.
Так как я не очень верю в качество образования онлайн-школ, к репетитору по математике прибавился учитель по русскому и литературе. С ним дочка занимается с прицелом не на экзамены, а на дотягивание до уровня лицея. Нужно понимать, что не каждый репетитор, который готовит к ОГЭ, способен подготовить к сильной школе, тем более одной из лучших в Москве.
В процессе я также поняла, что математика — это не индивидуальная, а системная проблема школы, в которой учатся все четверо моих детей. По-хорошему нанять репетитора нужно было давно и всем сразу. Но когда ты многозадачен, отследить и проанализировать факты довольно сложно. Только сейчас я понимаю, что старшему десятикласснику репетитор по математике нужен был еще в шестом классе. Быть может, нам не пришлось бы разгребать сейчас то, что мы имеем по математическим дисциплинам.
Долгое время я была убеждена: раз школа сильная, а оценки у детей хорошие, то и повода нервничать нет. Зачем платить деньги, если и так все нормально и нагрузки без этого детям хватает?
Но теперь я убедилась: иногда лучше потратить полгода или год на репетитора, чтобы нелюбимый предмет стал любимым, чем игнорировать внешние сигналы.
Я оставила репетитора по математике сразу для всех четверых детей, которые учатся в пятом, седьмом, девятом и десятом классах. Например, семиклассник, который пришел после начальной школы с сильной арифметикой, в пятом классе еще как-то выезжал и держался. В шестом уже перестал понимать объяснения учителя и пришел ко мне в начале года со словами: «Мам, мне тоже нужен репетитор. У меня не получается. У нас весь класс сидит на репетиторах». Как я потом выяснила — не класс, а вся школа!
«Репетиторы спасают моих детей от истерик и срывов»
Анна, двое детей:
— Репетиторы у детей многих знакомых появились задолго до того, как семья задумалась о поступлении ребенка в вуз. Так было и с нами.
Мой сын сложный парень. Долго не мог научиться читать, хотя год проходил на подготовку к школе. Ко второму классу чтение толком не освоил. Даже после того, как его оставили на второй год. Молчал, витал в облаках, отставал буквально по всем предметам.
От логопеда я услышала диагноз «дислексия». Пообщавшись с учителями, поняла, что работать в большом коллективе мой ребенок в принципе не способен: сидит, молчит, ни на кого не реагирует, вопросов никогда не задает. Но тихий, не балуется, уроки не срывает.
Случайно разговорилась со знакомой, преподавателем физики с пятнадцатилетним стажем. Знала, что она подрабатывает репетитором по математике, и пожаловалась на наши проблемы с учебой. В ответ она предложила протестировать ребенка.
Педагог убедилась, что сын прекрасно понимает содержание коротких рассказов и что у него большие способности к математике. Об этом, кстати, я подозревала. Сын хорошо играл во все логические настольные игры и игры с цифрами.
Педагог убедила, что в силу особенностей характера в большом коллективе ребенок замыкается. Он чуть медленнее обычных детей соображает, смущается своей скорости, то есть работать может либо тет-а-тет, либо в мини-группе.
Я наняла знакомую в качестве репетитора по математике. Не с целью подтянуть программу, а надеясь, что она поможет стимулировать развитие сына. За год она освоила с ним программу с 1-го по 3-й класс по математике, подтянула чтение, русский.
В какой-то момент мы с мужем решили, что больше не будем водить ребенка в школу. Забрали сына из частной школы, в которую возили за тридевять земель три года. Кстати, это была школа с высоким рейтингом и немалой платой, небольшими классами по двадцать человек, как оказалось, огромными для моего ребенка.
А еще я поняла, что нужно искать какую-то маленькую школу для ребенка. Так как в окрестностях ничего подобного нет, решила организовать собственную. Среди соседей нашлись единомышленники. Мы сколотили группу из четырех человек, сняли небольшое помещение, наняли педагога. Через год перебрались на биостанцию, добавили репетиторов.
Предметы, которые не тянули по деньгам или они казались не такими уж важными, мы с подругами вели сами.
Иногда смотрели с детьми интернет-урок и разбирали устно. Такой формат обучения позволил всем детям полноценно развиваться. Двое профессионально занимались музыкой, два других, включая сына, спортивной гимнастикой. Мы убедились, что совмещать профессиональный спорт, музыку и общеобразовательную школу физически невозможно. А организованный нами формат подходил и талантливому ребенку-музыканту, и воздушному гимнасту.
У нас менялись педагоги. Одно время биологию детям преподавал профессор биофака МГУ. В результате биология у всех четверых была на самом высоком уровне. Продолжи дети учиться в таком формате, биология стала бы, я уверена, сферой их будущей деятельности. Ближе к 7-му классу из экономических соображений пришлось перейти на онлайн-обучение.
В девятом классе мы перевели ребенка на очный формат, так как он решил поступать на айти-специальность в колледж. Каково же было наше удивление, когда оказалось, что у сына достаточно высокий уровень знаний, педагоги ценят и уважают его.
Единственной проблемой оказалось неумение сына писать ОГЭ. Видимо, мозг у сына был заточен на решение задач, но не в том формате, который предполагает этот экзамен. Тесты не давались, в отличие от развернутых устных ответов.
Пришлось нанять репетиторов для подготовки к ОГЭ. Первым был репетитор по русскому языку, вторым — учитель обществознания, который готовил сына с нуля.
Третий репетитор занимался с сыном математикой. Последний не только подготовил к сдаче ОГЭ на максимальный балл, влюбил в математику, но и стал психологом и наставником нашему сыну. Научил тому, как жить, к чему стремиться, как преодолевать трудности, ради чего учиться. Не раз слышала от сына: «Я хожу к Аркадию Ивановичу, чтобы побыть с человеком, который меня понимает, моему единомышленнику».
Сейчас сын учится на втором курсе колледжа на программиста. У него четыре вида математики, и это самые любимые предметы. Правда, преподавателей не хватает и многое приходится осваивать самому, но ему не привыкать.
Младшую дочь мы даже не думали отдавать в школу. В ближайшей к нам, а ехать до нее полчаса на рейсовом автобусе, по сорок человек в классе. Я стала преподавать младшему ребенку часть базовых предметов сама, другую часть — привлекая репетиторов.
Младшая дочь долго думает, неспешно решает задачи, читает, даже принимает решения. А еще она любит наблюдать за природой, отвлекается на яркое и интересное. Поэтому двигаться путем малой группы и нанятых репетиторов было естественным решением.
В пятом классе мы отдали ребенка в общеобразовательную школу. Решили, что надо ее социализировать. Муж уверен, что дочь не протянет и года. Я настроена решительнее.
Дочке в школе нравится все: школьный автобус, который забирает по утрам, бесплатная секция по баскетболу, тусовка, подружки. Но ее репетиторы никуда не делись. Она занимается с ними русским языком, математикой, английским, потому что в школе не тянет эти предметы.
В школе все жестко: забыл тетрадку — двойка; не сделал домашнее задание — двойка; сделал, но не правильно — двойка; не понял, не усвоил, не догнал, пропустил, забыл — двойка. Маленькому ребенку сложно понять, что школа — это машина, в которой все четко, строго, по правилам.
Репетиторы продолжают разжевывать темы, прорабатывать и закреплять. Это мой способ спасти дочь от невроза, истерик, срывов.
У моего ребенка есть индивидуальные особенности, а в системе школьного образования дефицит ресурсов и не предусмотрен индивидуальный подход к ученику.
Перед каждым из педагогов я ставлю задачу пройти то, что будет завтра весь класс проходить на уроке. Понимаю, со стороны это выглядит нелепо и дико. Со старшим сыном я до этого не опускалась. С младшей дочкой так, потому что я, как никто, вижу ее особенности, могу прогнозировать трудности и способна помочь там, где помочь больше некому.
Фото: freepik.com, pexels.com