У
Почему священник чаще дружит с теми, с кем он подружился в детстве или юности? О чем стоит помнить прихожанам, меняющим духовника? Отвечает протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке (Москва).

Если священник по-настоящему несет свое служение, то он не только дружить, но даже любить начинает каждого прихожанина. Переживает за него, молится, когда возникают проблемы – житейские, духовные.

Священник начинает сопереживать человеку, чья жизнь в течение многих лет происходит перед глазами. И, естественно, к этому человеку рождается пастырская любовь. Можно назвать ее дружбой? Можно. Дружба – ведь это тоже разновидность любви. Мне кажется, это даже неизбежно. Мы же часть Церкви, «во Христе братья», а что это за братство, если нет любви и дружбы?

Мне кажется правильным, когда священник готов открывать свое сердце. Прихожане это чувствуют. Так же они чувствуют и когда священник говорит то, что должен говорить, но в сердце свое человека не берет и не пускает.

Был у меня такой случай. Пришла в храм незнакомая женщина и говорит: «Батюшка, можно поисповедоваться?».

Я ее исповедовал. Женщина очень редко бывает в храме, жизнь у нее очень тяжелая. Она рассказала еще вот что: «Я пришла в храм рядом с нашим домом. А там батюшка меня отчитал. Я понимаю, меня есть, за что отчитывать. Но мы же не за этим сюда к вам все приходим. Мы приходим за любовью».

В идеале такими, наполненными любовью, должны быть отношения между священником и человеком, который у него окормляется.

05

Панибратство и прихожанки

Поскольку мы все – люди грешные, есть здесь и определенные опасности. Первая опасность – это сокращение дистанции между священником и прихожанином до панибратства, когда это становится не полезным и даже вредным для обоих, потому, что прихожанин перестает чувствовать и слушать, когда священник, может быть, на чем-то настаивает, указывая на то, что в жизни мирянина что-то неправильно. То есть, у священника исчезает инструментарий руководства. В итоге прихожанин наглеет, и его духовная жизнь терпит урон – ведь панибратство с людьми всегда связанно с потерей страха Божьего.

Вторая, очень распространенная опасность – это когда одинокая прихожанка, встретив священника, который ее выслушивает, сердце которого открыто для прихожан, начинает со своей стороны испытывать нечто недолжное, а, может быть, и священнику это будет во искушение.

Тогда, к сожалению, священнику приходится очень болезненно и жестко пресекать это. Заставлять идти в другой храм, например.

В остальном мы все во Христе братья, все одинаково грешные, спасаемые Христом маленькие человечки, ничего не умеющие – и священники, и миряне.

И когда мы все объединены одной Чашей, конечно, между нами должна, не может не возникнуть, любовь. И это нормально.

Нет времени

Что касается такой «будничной» дружбы, то чаще священники дружат семьями с семьей священника. Почему так – трудно ответить. Может быть, есть какая-то грань, которую мирянин не переходит? Но я не утверждаю, что это правильно, просто вижу из наблюдений.

Как-то давно я пытался пригласить к себе в гости одного очень занятого священника. Хотелось мне с ним подружиться, просто поговорить. А он мне говорит: «Батюшка, у меня за две недели один выходной. Я приду домой и рухну. Нет сил у меня на гости».

И я сам теперь своих близких друзей, друзей детства вижу раз в полгода или реже. Действительно, нет времени.

Вообще, у священника, если он относится к своим обязанностям серьезно, в принципе не должно быть времени.

Если у священника много свободного времени, – это подозрительно, потому что перед ним всегда – огромное поле деятельности. Сколько хочешь, столько и паши, без ограничений. Хочешь, иди в школу преподавай, хочешь, организуй социальную деятельность – вариантов множество, огромное количество возможностей.

А для того, чтобы завязалась новая дружба, все-таки нужно время и место. Нельзя просто так взять и сказать: «Мы с тобой дружим».

Почему с нами чаще друзья юности или детства, с которыми учились в школе, в институте, служили в армии? Потому что мы вместе с ними учились, служили в армии, то есть мы могли вместе проводить много времени. А сейчас, получается, такой возможности нет. Вот потому чаще и остаются только друзья юности священнослужителя.

Не задирать нос

Очень важно священнику не задирать нос с друзьями юности. Друг со временем, скорее всего, почувствует действие благодати священства. А, может быть, не почувствует.

Много одноклассников, школьных друзей спокойно приходят в храм исповедуются, причащаются у нас. Не испытывают никаких сложностей и неловкостей здесь.

У меня есть друг, который очень долго не знал, как меня называть после хиротонии. Видно было, что он колеблется. Потом он придумал и называл меня просто: ОФ – сокращенное отец Федор, выговорить это он не мог. Хотя я говорил ему: «Называй меня просто Федя, как раньше. Я ведь тот же человек остался». Но и как раньше он тоже уже не мог. Сейчас называет меня батюшкой.

Есть, конечно, те люди, которые не приняли моего пути и откололись. Это всегда так бывает при хиротонии. Часть людей просто исчезла из моей жизни, потому, что им со мной стало неинтересно, мне с ними стало неинтересно. А проводить время просто так, болтать с ними ни о чем, как мы делали в 15 лет, я не могу себе позволить. То крайне незначительное свободное время, которое у меня есть, я должен посвятить жене и детям.

С детьми. Фото Анны Гальпериной

С детьми. Фото Анны Гальпериной

Просто позвоните!

Бывают ситуации, когда человек меняет духовника. Иногда просто потому, что человек капризен и горд и не хочет слушать, и выполнять ему не нравится то, что говорит духовник. А иногда бывает что священник ошибся сделал и сказал что-то не правильное или обидное. А иногда – потому что он вырос духовно и понимает, что исповедоваться у другого священника ему теперь полезнее для его духовной жизни. И это нормально.

Слава Богу, большой город позволяет найти духовника такого, который сейчас тебе нужен. Но не забудьте сообщить об этом священнику, от которого вы уходите.

Представьте себе ситуацию его глазами. Священник, допустим, 15 лет исповедовал этого человека, переживал за него, болел за него сердцем, молился за него. В общем, держал его внутри себя. И вдруг человек просто пропадает, его просто нет. Где он, что с ним случилось? Ушел из Церкви? Умер?

Поэтому у меня огромная просьба: если вы решили поменять духовника, вы подойдите к своему предыдущему духовнику и скажите ему об этом. Батюшка поймет.

Батюшке тоже, как и любому человеку, полезно смиряться и он должен понимать, что он не владеет никаким человеком, и человек свободен ходить туда, куда он хочет.

Но священнику, который принимал вас в свое сердце, тоже иногда хотя бы хочется вас видеть. Придите, например, на престольный праздник в храм, где он служит или на его День ангела, купите ему розочку, подарите, поблагодарите за то, что он душу и сердце в вас вкладывал. Ему важно видеть, что человек остался, что он в Церкви, что он жив, что с ним все нормально.

Записала Оксана Головко

Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю — новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем — пишите в редакцию, по адресуdiscuss.pravmir@gmail.com.


Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.