Главная Культура Литература, история. кинематограф

Ученик лицея

Молодежь не меняется, во все времена она все та же — неуемная тяга к свободе, воле, тысячи идей в голове и беспокойный, мятежный дух, пора взросления, влюбленность… Пушкин изображен именно таким — он как все, и в тоже время он – особый. К нему обращены слова осанистого Жуковского (Антон Чудецкий) несколько пафосные и пророческие: «Ты одушевляй добром и небесной прелестью поэзии темные сердца, — может быть, ты призван быть душой России! Так будь ею!»

Я добиралась сюда с другого конца Москвы по пробкам два с половиной часа, боялась, что опоздаю. В фойе театра оживление, улыбки пришедших на спектакль людей и атмосфера праздничного ожидания передалось и мне. Я отдышалась и успокоилась.

Спектакль   по малоизвестной пьесе Андрея Платонова «Ученик лицея» в репертуаре Московского государственного историко-этнографического театра   появился благодаря   режиссеру Михаилу Александровичу Мизюкову.  

Спектакль начинается не с Лицея и даже не с действия в «Людской в доме сестры Пушкина, Ольги Сергеевны в Петербурге» — как написано в самом тексте пьесы Платонова, а с …колыбельной.

Находка режиссера: на сцену робко выходит маленький кудрявый мальчик в белой ночной рубашке:

— Нянюшка,   я опять пришел.

Без Арины Родионовны (Светлана Щеголькова), наверное, Пушкин не стал бы Пушкиным. Свет одинокой лампадки уютно освещает   убогую комнатушку, няня баюкает своего любимца и поет ему колыбельную.

Саша вырос. В 1811 году он поступает   в Царскосельский лицей и обзаводится верными друзьями. Имена этой троицы известны всем – Дельвиг (Игорь Стам), Пущин(Роман Булатов) и Кюхельбекер(Олег Гусев). Лицеист Пушкин врывается на сцену вихрем   и заражает, подкупает   своей искренностью и эмоциональностью. Мы не знаем — каким юный Пушкин был на самом деле, но веришь, что он был именно такой – прекрасно сыгранный актером Дмитрием Сергиным. Весь он — стремление,   огонь, порыв и отчаянная смелость.   Всеобщий смех и аплодисменты вызывают лицеисты – это удивительная бесшабашная, веселая компания, воплощение беззаботной юности и настоящей дружбы.   Молодежь не меняется, во все времена она все та же — неуемная тяга к свободе, воле, тысячи идей в голове и беспокойный, мятежный дух, пора взросления, влюбленность…

Пушкин   изображен именно таким   — он как все, и в тоже время он – особый. К нему обращены слова осанистого Жуковского (Антон Чудецкий) несколько пафосные   и пророческие: «Ты одушевляй добром и небесной прелестью поэзии темные сердца, — может быть, ты призван быть душой России! Так будь ею!»

…В Лицее идет публичный экзамен. Присутствует сам Державин (Антон Парамонов). Среди публики —   сестра Пушкина — прелестная Ольга Сергеевна (Марина Мещерякова), строгий Чаадаев (Сергей Васильев). Саша читает свои стихи на экзамене с необыкновенным вдохновением и запалом. Мне начинает казаться — я на самом деле присутствую на экзамене…   и снова зал срывается на аплодисменты, в которых тонут последние слова юного поэта. Это триумф. Я чуть не плачу вместе с Державиным.

Торжество длится недолго, начинаются испытания – молодого Пушкина отправляют в ссылку.   Он прощается с родными, вновь сидит в «людской» у своей любимой старой няни. Это особенно и приятно в пьесе   — народное начало. Много сцен в людской, прекрасно показаны быт и тяготы русского крестьянства. Потрясающие сцены с няней –   погружение в мир душевной теплоты, любви и преданности.

Всегда сердце Арины Родионовны будет рядом с Сашей. Потому что любовь «никогда не перестает».  

…И снова на сцене возникает белокурый мальчик и зовет няню. Он снова пришел. Или Он вернулся.

После спектакля мне посчастливилось пообщаться со зрителями и главное —   с режиссером Михаилом Александровичем, очень душевным, чудесным человеком.

Лена, 14 лет, школьница:

— Очень понравилось. Особенно, где Пушкин с друзьями веселился. Очень здорово было.

  Артур, 13 лет, школьник:

Мне понравились лицеисты. Я давно так не смеялся. Очень хорошо играли, я думал, они такие строгие были в 19 веке. А они – как обычные парни.

Анна,   22 года, студентка:

— Я вообще люблю, как играет Дима Сергин. Так живо. И на Пушкина он чем-то внешне похож. Очень глубоко вживается в роль, даже плачет на сцене. Я особенно это ценю. Для меня это критерий мастерства – так вот вжиться в роль. И Пушкин мне в его исполнении нравится. Как-то сразу ему веришь. Так что Диме и режиссеру – большой респект.

Режиссер Михаил Александрович Мизюков:

— Я очень долго искал актера на главную роль. Три недели осталось до премьеры – а у нас ещё нет актера!   Мне говорили: «Да как ты его найдешь? Все, времени нет, ничего у тебя не получится…» Я искал через знакомых, по интернету; созвонился с одним, встретился – а он выше меня ростом. Пушкин   ведь был невысокого роста. Конечно, это не главное – но сразу   впечатление не то. Пообщались, понимаю – не тот человек.   И тут появился Дмитрий. Это такая искренность, взрывчатость, эмоциональность – вот он – Саша Пушкин.   Мы с ним прекрасно сработались.   Мне хотелось показать молодежь пушкинского времени. Она во все времена – одна и та же. Те лицеисты —   в общем-то, мало чем отличаются от нынешней молодежи.   Да, они шалят, веселятся, подтрунивают друг над другом, но, в общем, являют крепкую дружбу и все проникнуто у них стремлением к высокому. Это жажда правды, желание что-то сделать, создать, изменить, сделать мир лучше.   Вот это и хотелось донести да нынешних ребят.

Я ушла из театра поздно вечером, машинально села в электричку. В ушах ещё звучали проникновенные стихи   Саши Пушкина, и очень хотелось туда вернуться – в людскую к Арине Родионовне или в спальню Царскосельского Лицея.

Знаете, я   обязательно ещё раз туда вернусь.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.