«Ученики относятся ко мне, как к подружке». Пять способов исправить ситуацию
Вопрос: «Ученики общаются со мной больше как с подругой или, в лучшем случае, мамой, чем как с учителем. Какие нормы и способы есть, чтобы соблюдались границы и я не выглядела крайне далекой от детей и их интересов?»

Ксения Дрягина
Теплые отношения обеспечивают комфортную учебу
Есть ряд исследований, доказывающих, что именно теплые взаимоотношения с учителем помогают детям быстрее адаптироваться в школе, легче найти контакт со сверстниками, в целом мотивируют к учебе. Для детей с трудностями в обучении хороший контакт с педагогом обеспечивает не только мотивацию, он позволяет облегчить учебный процесс, который таким детям дается зачастую непросто. Теплые отношения помогают сгладить негатив от того, что что-то у ребенка не получается, дается с трудом. Иными словами, здоровая атмосфера в классе зиждется именно на фигуре педагога.
Вообще, у школьного учителя минимум три задачи: организация обучения, оказание эмоциональной поддержки и учебная помощь ученикам. Но за тремя базовыми функциями всегда стоит фигура учителя. Важно, какой он сам человек, насколько душевен, эмпатичен, отзывчив, строг, требователен, мягок или податлив.
Учителя младшей школы несут на своих плечах гораздо больше функций, чем базовые три, хотя бы потому, что дети младшего школьного возраста как никто нуждаются в контакте, в том числе физическом.
Например, они любят подержать за ручку учителя, обнять его, незаметно прильнуть, стараются в целом быть максимально близко и рядом с педагогом на переменах, в поездках, походах. Но именно в этой части ролевая модель взрослого рискует трансформироваться из учителя в маму. Дети в какой-то момент начинают отождествлять педагога с мамой. Отсюда возникают оговорки, когда вместо «Елена Васильевна, подскажите, пожалуйста…» дети говорят «Мама, помоги…».
Обсудите ситуацию с родителем
За ситуацией, когда ребенок сильно тянется к учителю, открыто ищет физический контакт, часто скрывается потребность в душевном тепле и любви. И здесь, если педагог чувствует, что ситуация начинает переходить определенную границу, стоит пообщаться с родителями. Зачастую трудная обстановка в семье, конфликты, ссоры, разговоры о разводе или непосредственно развод родителей приводят к тому, что ребенок перекидывает собственные эмоции, с которыми не в состоянии справиться, на педагога, как на маму.
Здесь поможет частный разговор с родителями. Например, не акцентируя внимание на семейных проблемах, можно поинтересоваться, что неприемлемо, а что допустимо в общении с их сыном или дочерью. Не возражают ли родители, если лишний раз учитель возьмет ребенка за руку, обнимет, погладит по голове?
Относитесь к ученикам по возможности одинаково
Эти вещи важно проговорить по нескольким причинам. Особенно важная из них — ревность других учеников. У прочих детей может сложиться неверное впечатление о взаимодействии с педагогом. Они могут начать ревновать учителя из-за того, что какого-то ребенка он выделяет больше, дарит ему дополнительное внимание и ласку: «Петю обнимает, а меня нет?! Петю хвалит, а меня никогда!» Обижаться, злиться, делать что-то во вред, увы, очень естественно для детей младшего возраста. Не всегда они могут проговорить причины своего недовольства. Однако именно такое недовольство, ревность способны накалить атмосферу в классе.

Здорово, если у педагога будет получаться относиться ко всем ученикам одинаково ровно. Совершенно точно не стоит выделять кого-то особенно, нарочито хвалить при всем классе, выставляя как пример для подражания. Давайте индивидуальную поддержку каждому. Это поможет сохранить здоровую атмосферу в коллективе.
Проговаривайте свои требования
Безусловно, если семейная ситуация, а педагогу это стало как-то известно, у Пети тяжелая, его стоит поддержать и эмоционально и физически. Но важно допускать для себя, что если Петя учится плохо, то и оценки он получит низкие. Их ему придется ставить, потому что система оценивания общая.
Это может вызывать в голове ребенка расщепление: «Как же так, только что Елена Васильевна по головке гладила, а теперь двойку ставит за домашку?» Учителю важно самому разделять эмоции и требования к знаниям. Помнить, что система оценивания равна для всех. Не стоит идти на поводу собственных чувств: «Ах он бедняжечка, родители ругаются, а он все это наблюдает. Поставлю-ка ему четыре с двумя минусами».
Здесь я бы посоветовала не пренебрегать родительскими собраниями, на которых рассказать о системе оценивания и ваших требованиях.
Это же стоит не раз проделать с учениками. Дети должны четко понимать, где и в чем состоят границы, какие задачи перед учениками ставит учитель, как их оценивает. Здоровые отношения начинаются с выставления границ и требования их жестко соблюдать.
Подросткам неприятен физический контакт, но важен эмоциональный
Старшие школьники не так остро нуждаются в физическом контакте. Зачастую он им не только не нужен, они его избегают как неприятный. По опыту скажу, что подростки вообще не очень любят, когда к ним близко подходят, пытаются до них дотронуться, то есть физически с ними контактируют. При этом они намного больше, чем младшие школьники, нуждаются в контакте эмоциональном.
Подростки предпочитают неформальную обстановку во взаимодействии с учителем. Общеклассные поездки, внешкольные походы улучшают качество и характер отношений, помогают выстроить здоровый контакт. Но и тут есть тонкая грань, которую легко нарушить, особенно если ты молодой педагог, то есть по возрасту близок своим ученикам. Таким учителям особенно трудно сохранять статус и положение. Отношение учеников может легко скатиться в пренебрежительное, дети легко начинают манипулировать и злоупотреблять тем, что учитель относится к ним с пониманием и теплом. Дети очень часто путают хорошие отношения с панибратством. И тут педагогу важно отстоять свои границы и не пойти у них на поводу.
Вообще, это приятно, когда ты дружишь с учениками. Они доверяют тебе, рассказывают свои секреты. Ты их эмоционально поддерживаешь. Но именно с этого порой начинается панибратство.
Подростки проверяют границы и начинают потихоньку пренебрегать требованиями.
Например, педагог просит убрать класс, пойти на дежурство, сделать что-то еще. Подросток не выполняет эти просьбы под предлогом: «Ну вы же понимаете, у меня сейчас проблемы, репетитор назначил урок, младшего брата надо забрать после обеда…» В итоге учитель делает что-то сам за подростка.
Это может вызывать у педагога не только дискомфорт, но и эмоциональный срыв.
Не раз сталкивалась с ситуациями, когда ученики шли дальше и позволяли себе подтрунивать над педагогом, отпускать шутки в его адрес, пускать слухи и какие-то мемчики между собой. Если границы нарушены, то выстроить их вновь довольно сложно.
Пять правил выстраивания границ с подростками
На старте общения важно озвучить и соблюдать правила, которые существуют в школе. В школе всегда есть свод предписаний и норм. Ученикам стоит регулярно напоминать о них: «Есть правила, дорогие дети, как бы вы ко мне ни относились, я не смогу закрыть глаза на их нарушение».
Второе. Важно выработать законы общения с подростками и жестко их соблюдать самому. Стоит проводить с детьми разъяснительные как личные, так и коллективные беседы о границах и их соблюдении. Мне очень понравилась фраза одного учителя, который говорил своим ученикам: «Вы можете не уважать меня как человека, но относиться уважительно ко мне как к вашему педагогу должны. Когда вы закончите школу и мы встретимся вне учебного заведения, наше общение будет на равных: взрослого со взрослым. В школе же статусы у нас разные. Не забывайте об этом».

Третье. Можно устраивать тренинговые игры. Делать это либо самостоятельно, либо пригласив школьного психолога. Играть в игры, которые учат соблюдению личных границ, можно на уроках, классном часе, в поездках. Такие игры полезны как для выстраивания личных границ со взрослыми, так и со сверстниками.
Четвертое. Наладить отношения с учениками поможет эмпатическое слушание. Важно не только прислушиваться к эмоциям ребенка, но и давать понять, что понимаешь его чувства. Это прямой путь к доверию. Если не хотите получить в свой адрес негатив, исключите из своего поведения крик, брань и угрозы. Не пренебрегайте неформальным общением, но строго соблюдайте баланс, чтобы не скатываться в панибратство.
Пятое. Уважайте личность ученика. Каждый ребенок — это человек со своей жизненной историей, позицией, взглядами и интересами. Нередко учителя не уважают ребенка и потому скатываются в агрессию. Уважайте мнение детей о вас. Ученик может не уважать конкретных учителей, но обсуждать со своими учениками других педагогов недопустимо. Но прислушиваться к мнению детей о себе стоит.
Фото: freepik.com