
Вопрос. Преподаю иностранный язык в школе. В последнее время сталкиваюсь в седьмых классах с буллингом. Дети посмеиваются над одноклассником, шутят между собой, но не проявляют агрессию открыто. Они не говорят серьезных гадостей, ограничиваются локальными мемами. Как реагировать учителю, если есть подозрение на буллинг?
Не замалчивайте проблему

Фируза Хакимжанова
Не замалчивайте проблему, если стали свидетелем. Не игнорируйте сигнал, если заподозрили буллинг в классе. По опыту именно учителя иностранных языков — первые, кто считывают травлю.
Обычно языковые группы составляют не более пятнадцати человек. Заметить напряжение в отношениях между подростками проще в маленьком коллективе, чем в классе из 30 ребят. Поэтому первыми, кто приходит к школьному психологу, становятся именно педагоги иностранных языков.
Главной рекомендацией к педагогу остается одна: говорите! Озвучивайте то, что наблюдаете, избегая морализаторства. Не нужно говорить: «Как не стыдно». Лучше сказать: «Заметила напряжение между Мишей и Васей», «Вася, я чувствую, что ты пытаешься уколоть Мишу своими репликами…»
Делайте проблему буллинга темой уроков и проработкой лексики. Например, можно разбирать на уроках английского фрагменты прекрасных произведений, которые так или иначе касаются темы травли за непохожесть. Это могут быть фильмы, книги. Например, у Сомерсета Моэма в «Бремени страстей человеческих» описывается история мальчика-сироты с лошадиной ногой. Хромота героя, его непохожесть, как магнитом привлекала к себе других детей. Желая увидеть его лошадиную ногу, они били, унижали, оскорбляли подростка.
Действительно, когда подростки сталкиваются с непохожестью, то часто нападают из страха. И учитель может рассказать о том, как взаимодействовать экологично.
За педагогом в классе закреплена функция взрослого, того, кто диктует правила. И отношения в классе также должны регулироваться и регламентироваться именно им.
Это как обучать правилам игры в футбол: не соблюдаешь правила, не играешь с другими в мяч.
Задача педагога — донести до детей, каковы правила в школе и классе. Еще важнее — требовать их соблюдения.
Учителям важно не забывать, что школа не то место, где каждый ребенок ведет себя, как хочет, где он предоставлен сам себе. Это место, где учитель не может пустить на самотек травлю, проигнорировать буллинг или не заметить жестокое обращение детей друг с другом. Учитель должен работать в команде с психологом, администрацией, родителями и понимать, что он не один в этой ситуации. Увы, дети в своей жестокости не знают границ и «Повелитель мух», еще одно прекрасное произведение для разбора на уроках английского, тому пример.
Признайте, что подростки агрессивны
Я тот родитель, который пережил буллинг собственного ребенка в нескольких школах. Жестокость подростков в отношении него однажды дошла до того, что ему сломали палец. Подростки сделали это на спор, за 1000 рублей. Но я и психолог, который наблюдает, насколько высоко поднялся сегодня градус агрессии среди подростков. Пренебрегать, не замечать и не учитывать это нельзя ни родителям, ни учителям, ни школьной администрации.
Дети в пубертате высокочувствительны. Их гормональная система работает активно, а префронтальная кора мозга недостаточно сформирована. Следствием становится слабое торможение. Они переполнены эмоциями, энергией. В них много бесстрашия и желания пройти по краю, часто для того, чтобы сепарироваться от родителей. Но главное, в период созревания подростки агрессивны, причем в первую очередь в отношении друг друга.
А если посмотреть на опыт работы с подростками десять лет назад, когда в обществе была высокая степень толерантности, подростки росли на книгах о Гарри Поттере, то сейчас эти молодые люди, которым по 25+, ориентированы на благотворительность, волонтерство, какую-то общественно значимую деятельность. Напрашивается очевидный вывод, что на воспитание детей влияет не только семья, но социальная среда, СМИ, социальные сети, значимый взрослый. Я часто слышу на консультации взрослых пациентов, как для многих поворотным моментом был взрослый в школе или в кружках, то есть тот, кому было не все равно.
Мальчики травят открыто, девочки исподтишка
Подростки выражают свою агрессию по-разному. Мальчики чаще буллят вербально и проявляют физическую агрессию. Девочки предпочитают прятать вещи, делать какие-то мелкие пакости, на которых сложно поймать, подкалывать, замечать и превращать в общественное достояние ничтожные недостатки объекта своих насмешек, либо просто игнорировать жертву.
Причины, мотивы, поводы, которые движут подростком, терроризирующим конкретного человека или класс, увы, не всегда очевидны. Например, у меня есть опыт работы с девочкой, которую я наблюдала с начальной школы. Это ребенок из обеспеченной семьи. Про таких говорят «ни в чем не нуждается». Ей легко учиться, она без проблем поступила в престижную школу. Популярна среди сверстников. У нее свой блог, с большим числом подписчиков, соцсети. Но при всех этих плюсах и достоинствах она умудряется буллить других детей: унижать, обижать, жестоко оскорблять. Что движет ею? Загадка. Это очень сложно объяснить, да и сам подросток до конца может не понимать природу своих поступков.
Но иногда подростки стремятся утвердить себя в социальной группе. Тогда буллинг может быть способом демонстрации власти или доминирования над сверстниками.
Решение тут — регламентировать действия подростка. Донести до него, причем не один раз и не за одну беседу: «Почему так нельзя». Естественно, важно оставаться в диалоге с подростком. Без обвинений и упреков попытаться понять, зачем, почему человек так себя ведет. Мой опыт показывает: если на ранних этапах поговорить с детьми о принципах и правилах общения, о чувствах всех участников конфликта, то этого может оказаться достаточно, чтобы пожар не разгорелся.
Подключайте психолога и администрацию
Школа — это то место, где все должно быть регулируемо, как в обществе. По сути это и есть отработка навыков взрослой жизни. В обычной взрослой жизни ты не можешь подойти в ресторане к человеку, который тебе не нравится, взять и спрятать его сумку, напасть с кулаками, оскорбить просто так. На тебя напишут заявление в полицию, привлекут к административной или уголовной ответственности. Ты будешь обязан возместить материальный и моральный ущерб. Если в привычной нам жизни проявлять агрессию недопустимо и наказуемо, то в школе должно быть ровно так же.
Рабочая схема проста: каким бы ни был буллинг — открытый, скрытый — к работе с ним подключается администрация школы, психолог, классный руководитель и родители.
Задача психолога, который приходит в класс, сделать социограмму, то есть убедиться, что в школьном коллективе действительно присутствует травля. Существует масса диагностических инструментов, которые помогают выявить жертву, агрессора, сочувствующих, наблюдателей. Это дает возможность специалисту проводить с детьми встречи, беседы, тренинги и игры на сплочение.
Школьный психолог и администрация обычно проводят встречу с родителями, чтобы либо рассказать о своих опасениях, либо предложить готовый алгоритм действий, как для агрессора, так и для жертвы.
Сходить с подростками на спектакль «ЛизыАлерт»
Некоторые подростки могут не осознавать последствий своих действий или не чувствовать сострадания к жертвам. Для развития эмпатии психологи дают рекомендации классному руководителю, как поддерживать здоровую атмосферу в коллективе и снизить градус агрессии.
Например, это могут быть совместные походы в театры и кино. Я рекомендую педагогам сходить с детьми на спектакль в театр Маяковского «Поиск продолжается». Он создан при участии отряда «ЛизаАлерт» и рассказывает о судьбах подростков, которые ушли из дома из-за конфликта с родителями, стали жертвами травли в школе или пострадали из-за социальных сетей.
Предметом и поводом к разговору на классном часе может стать фильм «Чучело» по повести Владимира Железникова. Это прекрасная иллюстрация того, как шестиклассница противостоит в одиночку издевательствам и бойкоту целого класса.
С буллингом мы сталкивается все раньше. Даже в первом классе нередко возникает травля. Учителям младшей школы рекомендую просмотр с детьми мультфильмов Натальи Ремиш «Про Миру и Гошу». Или проведение флешмоба «Добрые дела за неделю» с подготовкой презентаций к нему. Всем без исключения — посещение Музея толерантности и различные их программы.
Очень полезны для самостоятельного прочтения младшими школьниками книги Людмилы Петрановской. Например, серия книг «Что делать, если…». Это и психологическая игра «Как вести себя в трудных ситуациях», и книга с рекомендациями, что делать, если потерялся. Такие книги помогают детям самим решать проблему и купировать конфликт в зачатке.
Тема буллинга сегодня проработана как никогда. Существует масса исследований, книг, лекций, подкастов. Но проблема все равно остается актуальной, поэтому я бы рекомендовала учителям и родителям продолжать ее изучать, и еще важнее — говорить об этом с детьми.
Фото: pexels.com