«Основы религиозных культур и светской этики», экспериментальным образом преподаваемые в российских школах, в следующем учебном году начнут изучаться повсеместно.
План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года этого учебного курса утвердил премьер-министр РФ Владимир Путин. О том, как обстоят дела с преподаванием этого предмета мы обсуждаем с известным богословом, автором учебника «Основы православной культуры» протодиаконом о. Андреем Кураевым.
— Отец Андрей, расклад родительских предпочтений сегодня такой: 42 процента решили отправить своих детей на уроки светской этики, треть выбрали основы православной культуры, 18 — основы мировых религий, 9 — ислам, 1 — буддизм и менее 1 процента — иудаизм. Но в принципе картина предпочтений должна меняться каждый год.
Андрей Кураев: К сожалению, не очень-то она меняется, поскольку наблюдается давление администраций учебных заведений в регионах в пользу выбора неконфессиональных курсов, и прежде всего светской этики. В какие бы регионы я не приезжал, какие бы письма не получал, везде одно и то же. Очень трудно доходит до наших чиновников то, что школа не должна ничего выбирать. Сплошь и рядом подходят ко мне в командировках сияющие учительницы: «Отец Андрей, а наша школа избрала Основы православной культуры»! А школа не должна выбирать. Выбирать должны родители, и если весь класс в городской школе избрал какой-то один модуль — не важно, какой — я считаю, что это признак тревоги, признак административного давления. Это значит, что информация о сути этого проекта не была донесена до родителей, варианты не были им объяснены. Не было сказано, что нет в этом выборе никакого демократического централизма, что «большинство» не означает неизбежности для меньшинства. Министерство образования не дает ответ на вопрос «Во скольких школах выбраны несколько модулей? Например, целых 3». Такую информацию напрочь никто не дает.
— Где должны будут проходить переподготовку учителя?
Андрей Кураев: Те курсы, которые были организованы в ходе апробации, показали, что часы, которые на них выделены и тематика, которая преподается, не соответствуют серьезности задания. На них ведь нужно давать и конкретные религиоведческие и культурологические знания, и методику преподавания. Пока крен смещен в сторону методики, но дается не методика конкретного курса, а какая-нибудь общая, модная американская методика, хорошо знакомая тьюторам. Так что, увы, пока все это имитация: на курсах читаются на 90 процентов привычные вещи. А для тьюторов часто все знание о преподавании ОПК сводится к одной моей лекции, из которой они выжали содержания на 10 минут, а реальному педагогу надо об этом рассказывать целый год.
— Как вам сама идея тьюторов? Эта должность в переводе с английского означающая «домашний учитель, опекун, наставник» и предполагает «авторские» отношения учителя с учеником.
Андрей Кураев: Да нет, в нашем случае речь идет вовсе не домашних наставниках, а о тренерах для учителей, которые в рамках региональных институтов развития образования и курсов повышения квалификации будут рассказывать учителям, как им в этом проекте работать.
— Минобрнауки должно создать в Интернете специализированный портал, где будут размещаться необходимые методические материалы и оперативная информация. Будете ли вы в этом участвовать?
Андрей Кураев: Поскольку я вхожу в состав методического объединения при министерстве, то надеюсь, у меня будет возможность через портал получать методички, давать на них отзывы и сотрудничать с их авторами.
— Ваш учебник по Основам православной культуры остается основным. Как он «живет» внутри школы?
Андрей Кураев: Недавно из одного региона, который участвовал в апробации (из Красноярского края) мне передали, что педагоги ранее отзывающиеся об учебнике критически, увидев альтернативные, приходят к выводу, что он лучший из того, что есть.
Но при этом, учебники до сих пор почти недоступны, их нет в свободной продаже. Ни учителя, ни родители не могут свободно ознакомиться со всеми вариантами. Кроме того, одна из причин давления директоров школ на родителей, чтобы они выбрали неконфессиональный модуль, связана с тем, что по условиям этого проекта учебники закупают школы. Каждый конкретный учебник оказывается собственностью школы и по принятым сегодня нормам должен 5 лет служить. Это означает, что в ближайшие 5 лет школам не дадут возможности закупить новые учебники, а значит нынешний выбор учителя будут навязывать родителям четвероклашек еще 5 лет. И на собраниях из года в год будет звучать: давайте не будем делиться, дружно выберем светскую этику. Родителям могут не дать пересмотреть свой выбор в том числе и из-за чисто финансовой проблемы.
— Ваш учебник можно заказать?
Андрей Кураев: Я пробовал, мне не удалось. Поставили в лист ожидания.
Елена Яковлева