Украинская Церковь: Обращение Президента и Рады к Вселенскому Патриарху – превышение власти

|
Отдел внешних церковных связей Украинской Православной Церкви выступил с заявлением по поводу обращения Президента Украины к Вселенскому Патриарху Варфоломею о «предоставлении Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине».

Текст заявления опубликован на официальном сайте ОВЦС УПЦ:

19 апреля 2018 Верховная Рада Украины Постановлением № 8284 поддержала обращение Президента Украины П. А. Порошенко к Вселенскому Патриарху Варфоломею о «предоставлении Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине».

В связи с этим, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия Отдел внешних церковных связей УПЦ обращает внимание на следующее.

В соответствии со статьей 35 Конституции Украины, Церковь отделена от государства, а потому вопросы церковной жизни Церковь решает самостоятельно. Украинская Православная Церковь, имеющая каноническую связь со Вселенским Православием, не обращалась к Патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине и не уполномочивала на это ни Президента, ни депутатов Верховной Рады Украины. В связи с этим упомянутые инициативы являются превышением власти, а также вмешательством в церковные дела.

Подобные действия Украинского государства в церковной сфере могли бы быть оправданы только в случае, если бы Церковь в Украине имела законодательно закрепленный государственный статус, как это было в истории многих государств и до сих пор сохраняется в отдельных странах мира. Однако, поскольку сегодня Церковь в Украине не имеет государственного статуса и отделена от государства, то и государственная власть не имеет оснований вмешиваться в церковные дела.

Вопрос предоставления церковной автокефалии относится к компетенции канонического права, а не к компетенции государственных законов. Автокефалия предоставляется Церкви, а не государству, а потому и инициировать или просить об этом статусе должна Церковь, а не государство.

Вместе с тем, вызывает обеспокоенность то, что предоставление автокефалии Православной Церкви в Украине рассматривается как вопрос не только религии, но и геополитики. Убеждены, что сфера религиозной жизни не должна становиться предметом политических манипуляций. Не следует смешивать церковные и политические, а тем более геополитические вопросы. В связи с этим считаем неприемлемым, чтобы автокефалия рассматривалась под геополитическим углом зрения. Для Церкви вопрос автокефалии является не политическим, а экклезиологическим, то есть таким, который касается жизни и природы Церкви, как Тела Христова (ср. Еф. 1: 22-23).

Украинская Православная Церковь всегда выступала и выступает за восстановление церковного единства и за единую Церковь. Однако предложенный и озвученный властями способ достижения единства не соответствует каноническому праву Церкви и противоречит законодательству Украины. Ведь власть просит предоставить Томос об автокефалии единой церковной структуре, которой еще не существует. Именно поэтому считаем, что следует сначала преодолеть раскол, восстановить церковное единство, и только после этого можно ставить вопрос об изменении канонического статуса единой Православной Церкви в Украине. Поскольку без канонической Церкви невозможно иметь единую Церковь в Украине, то есть основания полагать, что на самом деле под предлогом создания единой Церкви сегодня скрываются очередные попытки узаконить церковный раскол.

Священноначалия Украинской Православной Церкви имеет постоянные контакты с священноначалием Вселенского Патриархата. Исходя из опыта такого общения, у нас нет оснований предполагать, что Вселенский Патриархат может совершить действия, которые помешали бы единству Церкви как на локальном, так и на мировом уровне. Даже с точки зрения самого Константинопольского Патриархата, который позиционируется координатором совместных действий всех Поместных Православных Церквей и выражает согласованную точку зрения по различным темам церковной жизни, вопрос возможной украинской автокефалии не может быть решен в одностороннем порядке, поскольку он не согласован со всеми Православными Церквами.

Патриарх Константинопольский Варфоломей неоднократно и публично называл Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия единственным каноническим главой Украинского Православия. Сегодня же посторонние для Церкви люди пытаются убедить нас в том, что тот же Патриарх Варфоломей может предоставить автокефалию, даже не спросив об этом канонического главу Украинского Православия.

Кроме того, сам Константинопольский Патриархат, как и все другие Поместные Православные Церкви, не считает «УПЦ КП» и «УАПЦ» полноценными Церквями, о чем свидетельствует не признание действительности священства этих двух структур. Подтверждением этого является тот факт, что иерархи Константинопольского Патриархата заново рукополагают тех клириков «УПЦ КП» и «УАПЦ», которые переходят к ним из раскола. Так, несколько десятков таких случаев перерукоположений имели место в странах Европы, в частности в Испании и Португалии. Все это дает нам уверенность в том, что Константинопольский патриархат будет и впредь придерживаться и ревностно отстаивать канонический порядок Церкви и общецерковное единство.

Украинская Православная Церковь является той Церковью, которая существует и действует на наших землях со времени крещения Киевской Руси в 988 году. «УПЦ КП» и «УАПЦ» являются лишь частями Украинской Православной Церкви, сравнительно недавно отошедшими от единства с Церковью. Соответственно, восстановление единства Православной Церкви в Украине мы видим в возвращении отпадших частей, и тогда будет «одно стадо и один пастырь» (Ин. 10:16).

По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия призываем верующих Украинской Православной Церкви сохранять единство Церкви, быть спокойными, не поддаваться на информационные провокации, пребывать в молитвах и не забывать, что судьба Церкви целиком и полностью находится в руках Божьих.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Почему не стоит рассчитывать на гуманизм судей и как правильно организовать поддержку
Я не могла это сделать два года и поэтому сейчас я прошу молитв у читателей –…
Трое родных и трое приемных детей Михайловских ютятся в двух комнатах при храме

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: