По инициативе руководителя Синодального отдела по взаимодействиям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в Москве начался сбор подписей под хартией о воссоединении России, Украины, Белоруссии. Комментируют украинские священники: протоиерей Георгий Коваленко, протоиерей Андрей Дудченко, протоиерей Андрей Новиков.

Пресс-секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви, председатель Синодального информационно-просветительского отдела протоиерей Георгий Коваленко.

Церковь будет нести свое спасительное служение при любой власти

Протоиерей Георгий Коваленко

Протоиерей Георгий Коваленко

— Мое глубокое убеждение, что священнослужитель, а в особенности официальный церковный спикер, должен высказывать свои политические взгляды только в кабинке для голосования. Остальное время стоит посвятить проповеди Царствия Небесного и, если и говорить о границах, то только между Небом и землей, помогая людям подготовиться к ее пересечению в конце жизни.

Что касается мирян, то они могут не только иметь, но и высказывать свои политические взгляды, участвовать в деятельности политических партий, за исключением разве что откровенно антихристианских. При этом стараться не вносить политический дух внутрь церковной ограды, где не должно быть деления ни по материальному, ни по национальному, ни по политическому признаку, а должно быть единство всех верующих во Христе независимо от их политических взглядов.

Лично я считаю, что для Церкви Христовой не принципиально, где будет проходить государственная граница, учитывая, что в современном мире границы государств не совпадают с границами религий и конфессий. Церковь будет нести свое спасительное служение при любой власти, при любом политическом режиме и в любых геополитических условиях.

У меня, конечно, есть свои политические взгляды, но они для меня не являются чем-то подобным моей вере. Я их никому не навязывал и навязывать не буду, а если, как у гражданина, у меня спросят об этом мнение, я готов его высказать, но как уже говорил, только в кабинке для тайного голосования.

Протоиерей Андрей Дудченко, клирик Спасо-Преображенского собора в Киеве:

Не дело Церкви призывать к политическим референдумам

Протоиерей Андрей Дудченко

Протоиерей Андрей Дудченко

— Украинская Православная Церковь в лице своего Священного Синода уже несколько лет последовательно отмежевывается от всяческих проявлений того, что может быть расценено как «политическое православие». Не дело Церкви призывать к политическим референдумам.

Кроме того, подобная инициатива лишь будет способствовать ухудшению «имиджа» УПЦ (Московского Патриархата) в глазах значительной части украинского общества — реальной или потенциальной паствы.

21 год назад народ Украины ясно и недвусмысленно высказался на референдуме в пользу суверенитета своей страны. Подвергать это сомнению – не только преступление против Конституции, но еще и внесение раздора и разделений. Очень прискорбно, что православный священнослужитель из соседней страны этого не понимает.

Протоиерей Андрей Новиков, секретарь Одесской епархии Украинской Православной Церкви:

К государственному единству всей Русской земли призывали святые отцы нашей Церкви

Протоиерей Андрей Новиков

— Эту благую инициативу я горячо поддерживаю. Я хотел бы поговорить на эту тему, максимально дистанцировавшись от собственно политической составляющей. Важно посмотреть на вопрос с духовной точки зрения.

Мы помним, что изначально Киевская Русь формировалась как единое государство во многом благодаря христианству, принятому Русской землей судьбоносным решением святого равноапостольного великого князя Владимира – общего для всех нас. В период феодальных междоусобиц именно Православная Церковь была тем важнейшим началом, которое скрепляло древнюю Русь не только духовно, но и государственно.

Святитель Петр Киевский и всея Руси перенес кафедру Русских Митрополитов из практически уничтоженного Киева сначала во Владимир, а затем в Москву. Это ясно говорит о том, что в его сознании Киев, Владимир, Москва – все это были части единой Руси, единого Отечества. При этом напомню, что святитель Петр был волынянином.

В дальнейшем именно святители Киевские, а затем Московские и всея Руси, которых все мы сегодня прославляем и молитвенно почитаем, благословили объединение Русских земель вокруг Москвы. Уже святитель Петр активно боролся за государственное единство Руси во главе с Москвой, активно противостоял сепаратистским тенденциям, а святитель Алексий Киевский и всея Руси даже накладывал интердикты на княжества, пытавшиеся обособиться от возрождавшегося единого Русского государства с центром в Москве.

Раздробление Руси всегда несло только зло Православию, сеяло смуту и раскол. История Малороссии и Белоруссии, оторванных от государственного единства с Великой Россией – это история горя, нечеловеческих страданий православных. Это было время постоянного преследования Православной Церкви, насаждения нечестивой унии, законодательных запретов православной веры со стороны польско-литовской власти, время, когда святые храмы отдавались иноверцам, держателям кабаков, которые, издеваясь над православным народом, сдавали храмы в аренду.

В начале 17 века наступил даже период, когда православный епископат на территории Украины и Белоруссии был полностью ликвидирован, и восстанавливать его пришлось путем тайных ночных хиротоний шепотом – и это в Киеве, первой столице Русского Православия и матери городов Русских! И Великороссии обособленность от братских Украины и Белоруссии, государственный раскол также не принес ничего хорошего.

Ослабленная отрывом от нее коренных русских западных и южных земель, Россия с огромным трудом противостояла латинскому Западу, постоянно терпела нападения, сопровождавшиеся убийствами православного населения и разорением святых храмов и обителей, осквернением святынь. Страшное не только для государства, но и для Церкви Смутное время, покорение Москвы поляками показало слабость и уязвимость единственного независимого православного государства, оторванного от своих юго-западных земель, становившихся плацдармом для западных захватчиков, целью которых являлось, в том числе, подчинение России папскому престолу.

Как показала история, только с началом постепенного воссоединения украинских и белорусских земель с Россией начался период подлинного расцвета и могущества православной России. Воспитанники Киево-Могилянской академии принесли в Северную Русь образование и просвещение, подготовили тот колоссальный рывок, который был совершен Россией во всех сферах ее жизни.

Для Украины же и Белоруссии воссоединение с единоверной и единокровной Великой Россией принесло долгожданный мир, освободило от страшного католического и униатского гнета, насилий над православной верой и бесправием православных христиан. Наступил период восстановления поруганных святынь, строительства православных соборов, храмов и монастырей.

В Белоруссии именно благодаря ее воссоединению с Россией, благодаря содействию императорской власти удалось ликвидировать унию, являвшуюся кровоточившей раной на теле церковном. Напомню, что недавно Синод Белорусской Церкви отметил воссоединение униатов с Православием как одно из важнейших событий в истории Православия на белорусской земле. И это событие, подчеркну еще раз, стало возможным только благодаря единству Белоруссии с Россией.

Не будь этого – Белоруссия стала бы католической страной с притесняемым и бесправным православным меньшинством, что мы сегодня воочию наблюдаем на примере других областей Западной Руси, которым в свое время не удалось воссоединиться с Россией в едином государстве. Наконец, все вместе мы, в едином государстве, совершали великую катехоническую миссию, возложенную на наше общее государство Промыслом Божиим – освобождение народов Православного Востока от иноверного гнета, защиту всех притесняемых и угнетаемых христиан.

Еще один момент, который говорит о многом. Инициаторами расчленения единого Русского государства, нашей Святой Руси всегда выступали силы, ненавидящие не только Россию, но и Православие, каноническую Православную Церковь: польско-литовские правители, униаты, раскольники, деятели различных тайных революционных обществ, тесно связанных в свое время с модным тогда масонством.

Разработкой сепаратистской идеологии для юго-западных областей Российской Империи занимался непосредственно австрийский Генштаб. И это не случайно, ведь кроме сугубо политических мотивов, Австрийская Империя считала себя католическим «катехоном» (австрийского императора в пропагандистских антирусских песнях для украинцев, создававшихся по заказу того же Генштаба, именовали «римским цесарем»), священным долгом которого являлось уничтожение «восточной схизмы».

Не знаю, как в Белоруссии (думаю, она в лице Президента Лукашенко, назвавшего белорусский и русский народы единым народом и решительно поддержавшего Президента В. В. Путина в вопросе создания Евразийского Союза однозначно продемонстрировала выбор своего будущего в едином союзном государстве), но у нас на Украине необходимость идеологического обоснования обособления от России привела к тому, что в качестве официальных героев, «подвиги» которых прославляются на государственном уровне и прививаются всем детям (а значит, и нашим, православным детям) в школьных учебниках, навязываются, например, преданный Церковью анафеме бывший украинский гетман Мазепа; создатели автокефального самосвятского раскола, образованного по указу еще одного «героя» — Петлюры; «сечевые стрельцы» – львовские униаты, записывавшиеся добровольцами в австро-венгерскую армию, чтобы убивать «москалей и схизматиков», т. е. православных солдат Русской Императорской армии, русских, белорусов и украинцев; униатский митрополит Андрей Шептицкий – ревностный борец с Православием и насадитель унии, автор одного из проектов отделения Украины от России и духовник дивизии СС «Галичина».

И, наоборот, к государственному единству всей Русской земли, включая Россию, Украину и Белоруссию, непрестанно призывали святые отцы нашей Церкви, подвижники благочестия, выдающиеся церковные иерархи. Темой единства Святой Руси пропитаны многие богослужебные тексты, являющиеся частью Священного Предания.

Я упоминал уже святителей Петра и Алексия Киевских и всея Руси. Вот что говорит святитель Тихон, Патриарх Московский в своем послании по поводу заключения большевиками Брестского мира, в результате которого от России отходила территория Украины: «…Мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской… такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения.

Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери… Святая Православная Церковь, искони помогавшая русскому народу собирать и возвеличивать государство Русское, не может оставаться равнодушной при виде его гибели и разложения.

По воле Пастыреначальника, Главы Церкви, Господа нашего Иисуса Христа, поставленные на великое и ответственное служение Первосвятителя Церкви Российской, по долгу преемника древних собирателей и строителей земли Русской Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Мы призываем совестию своею возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить перед всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир».

Здесь обращает на себя внимание не только категорическое осуждение и неприятие отделения Украины от России святым Патриархом в пастырском послании, адресованном не политикам, но «Архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской», т. е. в сугубо церковном документе, но и то, что святитель абсолютно безапелляционно утверждает, что Церковь Православная и ее первосвятители являются собирателями и строителями земли Русской, что «собирать и возвеличивать государство Русское» — дело, в том числе, и церковное. Особую силу его словам придает возведение их самим святым Патриархам не к своей воле и политическим пристрастиям, но к первосвятительскому долгу, наложенному на него Пастыреначальником, Главой Церкви, Господом нашим Иисусом Христом.

Священномученик Владимир, Митрополит Киевский и Галицкий также воспринимал как некое безумие и страшную катастрофу саму мысль об отделение как церковном, так и государственном Украины от России. В частности, он говорил: ««Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южно-русской Церкви от единой Православной Российской Церкви…

Не из Киева ли шли проповедники Православия по всей России? Среди угодников Киево-Печерской Лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси? Разве православные Южной России не трудились по всем местам России, как деятели церковные, ученые и на различных других поприщах и, наоборот, православные Севера России не подвизались ли также на всех поприщах в Южной России? Не совместно ли те и другие созидали Единую Великую Православную Российскую Церковь? Разве православные Южной России могут упрекнуть православных Северной России, что последние в чем-либо отступили от веры, или исказили учение веры и нравственности? Ни в каком случае…

К чему же стремлением к отделению? К чему оно приведет? Конечно, только порадует внутренних и внешних врагов. Любовь, к своему родному краю не должна в нас заглушать и побеждать любовь ко всей России и к Единой Православной Русской Церкви».

Преподобный Лаврентий Черниговский говорил: «наше родное слово Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев – это второй Иерусалим и мать городов русских. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России не мыслим ни в каком, и ни в коем случае…».

По свидетельству духовных чад, многие из которых живы и поныне, общавшихся с преподобным Кукшей Одесским, последний также жестко осуждал разрыв единства братских русского и украинских народов. А вот что заявил на допросе в большевистских застенках священномученик архиепископ Прокопий Херсонский: «Происшедшее после революции дробление России, выделение Украины, Белоруссии и т.д. я рассматриваю как явление политического упадка. Украинцы и русские всегда составляли единое целое».

Это только лишь некоторые цитаты, которые сразу приходят на память. Особо хочу обратить внимание, что слова, сказанные святителем исповедником Тихоном, священномучеником Владимиром были произнесены в обстоятельствах, когда им за эти слова грозила жестокая расправа со стороны власть имущих, которые ими обличались. А священномученик Прокопий Херсонский сделал свое заявление прямо на допросе, в тюрьме.

По моему мнению, данные обстоятельства придают особый вес высказываниям святых, так как трудно не вспомнить тут слова самого Господа Иисуса Христа: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мк.13, 11).

В чем же заключается эта сугубо духовная важность государственного единства православных русского, украинского и белорусского народов? Ответ на этот вопрос можно найти в словах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенных им недавно в Московском Государственном Университете: «Именно Православие и распространяемая им ученость и книжность включили Русь, а затем и Россию, в культурную традицию империи ромеев. Являясь культурными и духовными преемниками Византии, мы вместе с тем на протяжении веков стремились бережно сохранять свою славянскую самобытность».

Промыслом Божиим на Россию возложено быть преемницей империи ромеев, Византии, хранительницей православного цивилизационного кода и государственности, основанной на православной системе ценностей. Об этом много говорили и Восточные Православные Патриархи в опубликованной ныне переписке с Московскими Патриархами и царями. И прежде всего ответственность за это служение, эту преемственность, сохранение этого цивилизационного кода и государственности лежит на православных великорусском, украинском и белорусском народах, составляющих ядро восточнославянской православной цивилизации.

Без любого из этих народов, являющихся корневыми, невозможно полноценное осуществление общей для всех нас промыслительной миссии. И для любого из них отказ от участия в этой надвременной миссии становится началом деградации, растворения в чуждой цивилизации и, как следствие, народной катастрофы.

Сегодня сама жизнь вновь показывает нам правоту благоверных князей и Царей, святителей, преподобных и праведных, своими молитвами и трудами скреплявших единство Святой Руси. Мы стоим перед лицом мира, исповедующего агрессивную секулярность, отвержение христианских ценностей, насаждение безнравственности и вседозволенности греха, а потому вполне логично ненавидящего Святое Православие.

Показательно, что борцы с возрождением единого, сильного и великого Русского государства одновременно являются ненавистниками Русской Православной Церкви. И только вместе, объединившись, мы будем способны противостать их напору, не дать укорениться на православной земле чуждой идеологии и псевдоценностям, не стать придатком враждебной нашим принципам системы.

Да, Россия выступила против бомбардировок православной Сербии, против ее расчленения и передачи святой для сербов косовской земли в руки иноверцев. Но с ней мало кто на Западе посчитался, потому что отделенная от Украины и Белоруссии, ослабленная колоссальными территориальными потерями — что реально она могла предпринять для исполнения своей провиденциальной миссии защитницы православных народов?

Я уже молчу о совершенно трусливой и соглашательской позиции тогдашнего украинского руководства. Но даже если бы оно что-то захотело сделать, боюсь, майдан бы ему устроили еще раньше. Без России украинцев и белорусов, не имеющих никакого решающего голоса в мировом и европейском сообществе, ждет полное порабощение «постхристанской» цивилизацией и судьба Болгарии, послушно предоставлявшей свое воздушное пространство для натовских бомбардировок православного Белграда.

Недавно российское руководство в ответ на просьбу Церкви обещало защищать интересы гонимых христиан на Ближнем Востоке и во всем мире, но это также невозможно осуществлять в полной мере без воссоздания не то что Российской Империи в ее былой силе, а хотя бы исторической Руси, в которую входят три братских народа — русский, украинский и белорусский.

Что касается реальности этой идеи, то, Богу содействующу, все возможно. Перфекционистские замечания о том, что, дескать, сами мы все в жутком нравственном состоянии, тут бы самим в себя прийти, каждому свой домик возродить, а потом уже об объединении думать – не работают.

Никто не даст никогда самим ничего возродить и обустроить, и если подходить по тому критерию, что якобы не готовы – так, а когда готовы были? Когда были на супервысоте? После татаро-монгольского погрома и трехсотлетнего ига? Или после Смутного времени, когда под Москвой на дорогах шайки людоедов свирепствовали? Или, может быть, в Византии не было полтораста лет иконоборчества, Лионской унии и т. д.?

Возрождение наших народов начнется только с их богозаповеданного единства и возвращения к той катехонической миссии, ради которой Богородица, как читаем мы в молитвословиях Церкви нашей, избрала Русь Своим домом.

Еще говорят, что люди уже отвыкли от единого государства, двадцать лет пожив обособлено, поэтому они не хотят единства. Но, во-первых, если дело верное, Божие, то за него стоит бороться не потому, что его поддерживает большинство, а потому что оно верное, Божие. Во-вторых, информация о том, что почти весь народ украинский или белорусский равнодушен к теме воссоединения, не соответствует действительности.

Опять же, не буду говорить о Белоруссии. На Украине, возможно, над этим не задумывается подавляющее большинство населения, одурманенное двадцатью годами националистической пропаганды. Но по разным опросам, людей желающих воссоединения очень значительный процент, около половины. Их больше, чем, например, людей воцерковленных. Но мы же не говорим, что надо отказаться от воцерковления, потому что большинство населения пока равнодушно к этому вопросу. Это лишь повод для новых миссионерских усилий и свидетельства.

Так же и здесь – нужно снимать с глаз людей туман двадцатилетней пропаганды разобщения, и говорить им правду об истории нашей Церкви, нашей Святой Руси, вековом единстве и общей миссии наших народов. И двадцать лет – не такой большой срок.

Малороссия была оторвана литовцами и поляками от остальной Руси несколько столетий, но идея русского единства, основанного на Православии, жила и привела к великому Русскому воссоединению 1654 г., во время которого не только казацкая старшина, но и народ по городам и весям на Св. Кресте и Евангелии присягал Русскому Царю и Русскому Государству в вечной верности. И даже на Западной Украине за эту идею и связанный с нею призыв к возвращению в лоно Православной Русской Церкви уже в 20 веке шли на смерть мученики Терезина и Талергофа.

Воссоединение, безусловно, является целью важной с духовной точки зрения, как и с политической, экономической. Каким должны быть его формы, я не могу сказать, вряд ли это моя компетенция. Но если говорить о реалистичности, то, насколько я помню, недавно вышла статья В. В. Путина о Евразийском Союзе, как варианте надгосударственного и уже не только экономического объединения наших стран. А Владимира Владимировича даже среди его оппонентов вряд ли кто решиться назвать прожектером, оторванным от реальности. Самое же главное, нет сомнений, что Сам Господь неоднократно являл Свое благословение единству всей Руси. Об этом единстве возношу и свои грешные молитвы к Его Престолу.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.