Улица Новаторов, 36
Подготовили Мария Абушкина и Анна Данилова
О том, что в Москве на улице Новаторов сносят храм, мы узнали, уже увидев страшные кадры телепередач: бульдозер сравнивает с землей крест и иконы, в ужасе активисты православной общины смотрят, как разрушаются святыни. По одной версии – дом — это бывший храм, есть тому и несколько свидетелей, утверждающих, что помнят, как именно в этом доме совершались службы. По конструкции здание также отдаленно напоминает храм, несколько лет назад вокруг него создалась община, которая мирским чином служит в воскресенье молебны. По другой версии – никаких документов о том, что здание было храмом не существует, а общине выделено полгектара земли места под настоящий большой храм на соседней улице.
Картина получается неясной: почему активисты храма стали требовать экспертизу здания уже в момент разрушения, почему не были найдены документы, подтверждающие существование храма, почему не рады тому, что новый храм будет в разы больше этого спорного здания, почему все же было допущено разрушение святыни – креста и икон?
Как выяснилось, прежняя община раскололась на две части — основная часть общины перешла в новопостроенный храм и занимается строительством каменного храма, а несколько человек остались отстаивать здание теплостанции.
Расстояние от Новаторов 36 – спорной территории – до Челомея 3Б – места, где построен новый храм – около 500 метров – одна автобусная остановка, хотя из материалов СМИ складывается впечатление, что расстояние между постройками очень велико.
Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, мы обратились за пояснением к отцу Роману Маркову, настоятелю новопостроенного храма преподобного Иосифа Волоцкого на улице Челомея.«Я занимался этой проблемой с 2005 года, когда я создал общину в честь Преображения Господня в Старом Беляеве, и до сих пор являюсь ее настоятелем. Мне говорила одна бабушка, что это здание было храмом. Я посмотрел это здание: действительно, напоминает церковь, и вполне можно было бы его перестроить и в дальнейшем сделать из него храм. Но когда мы начали искать документы, необходимые для передачи этого здания Церкви, ни одного документа не было найдено ни в одном архиве, в течение трех лет напряженной работы. Искали специалисты в этой области – архивариусы и краеведы. По заключению Москомнаследия спорное строение «к числу выявленных объектов культурного наследия не относится».
Тогда префектура округа предложила нам альтернативный вариант. Нам было сказано, что конкретно это здание на улице Новаторов нашей общине не отдадут никогда, просто потому, что оно стоит с нарушением градостроительных норм, слишком близко к жилым домам. Но несмотря на то, что существование храма мы не смогли доказать, власти пошли нам навстречу и выделили 1,5 гектара земли на соседней улице Челомея, где мы будем строить храмовый комплекс в честь Преображения Господня.
Церковную утварь, принадлежавшую общине, мы в свое время забрали из здания на улице Новаторов, двери после этого были заварены. Поэтому вряд ли возможно, что там что-либо осталось, так как проникнуть в здание никто не мог.
Если бы это был храм и это было бы доказано – мы бы там уже служили. А сейчас мы на вот этой альтернативной земле мы построили по согласованию с властями временный храм в честь преподобного Иосифа Волоцкого, это будет в дальнейшем наш вспомогательный храм, а главный наш храм – это храм Преображения Господня, который будет построен на этой выделенной земле и будет довольно-таки большим – вместимостью 2000 человек».
Это подтверждают и активисты общины: «К сожалению, никаких официальных бумаг мы не нашли, – сказала газете ВЗГЛЯД активист общины верующих Татьяна Мазко. – Не исключено, что документы могли быть скрыты, могли быть уничтожены, ведь прошло немало времени, и однозначно ответить на вопрос, что с ними могло случиться, вряд ли представляется возможным. Но у нас есть нотариально заверенные свидетельские показания пожилых жителей нашего района о том, что это здание действительно было построено как храм».
Страшно было смотреть на то, как сносили крест, страшно от того, как нелепо и кощунственно выглядел снос здания: церковная общин и власть пришли к согласию, построен один храм, строится другой, но одна сторона не стала забирать из храма утварь, другая сторона не стала никого слушать, и так из мирного согласия возникла ситуация кощунства. Возможно, именно поэтому сломался ковш у экскаватора, сносившего здание.
В современной церковной жизни немало случаев, когда храм приходится восстанавливать на другом месте, например, на месте разрушенного московского храма свт. Николая у Соломенной Сторожки был построен дом, поэтому храм пришлось восстанавливать не на своем историческом месте. Отрадно, что в данном случае власти выделили действительно большую территорию под строительство нового храма, на которой будет построена церковь такая нужная каждому спальному району, в которых храмы, как правило, близко не вмещают всех желающих. Хорошо, если сейчас те, кто называет себя активистами общины храма Преображения Господня, примут деятельное участие в воссоздании нового храма, а затем и новых храмов по столь нуждающимся в них спальных районах.
Хочется надеяться, что в скором времени будут решены вопросы о передаче Церкви ее храмов. Об этом говорил и Святейший Патриарх Кирилл в день Поместного Собора Русской православной Церкви: «Ждет окончательного урегулирования проблема возврата церковного имущества». Будем молитвенно надеяться, что недолго еще общинам многих московских храмов ютиться в домах причта, и что все спорные ситуации несмотря на их коммерческую невыгоду будут разрешены, ведь, по слову протоиерея Всеволода Чаплина, заместителя председателя ОВЦС, «выбор между чувствами людей, с одной стороны, и деньгами — с другой, в нашем обществе должен делаться все-таки уверенно и решительно».