Источник: http://journal.spbu.ru/

На встречу пришли 14 священников. Самый молодой — диакон храма Святых апостолов Петра и Павла в РГПУ отец Владимир Василик, окончил Филологический факультет в 1992 году. А самый старший — архимандрит Ианнуарий (в миру — Дмитрий Яковлевич Ивлиев), профессор Духовной академии, окончил Физический факультет в 1966–м.

Собрались выпускники разных факультетов: биолог, историк, филолог, математик, психолог, но больше всего было физиков (9, включая отца Кирилла). Среди 14 священников только один лютеранин — отец Александр Пастoр, президент Генерального синода лютеранской церкви, настоятель Петеркирхе. А все остальные — православные.

— К сожалению, слова «благородство», «духовность», «достоинство» порой бывают забыты. Сегодня церковь возрождает эти понятия, — заметила президент культурного фонда «Знаменитые универсанты» профессор Нинель Яковлевна ОЛЕСИЧ. Она сообщила о том, что готовится выпуск книги «Влиятельные универсанты», который будет посвящен священникам, окончившим Университет. Анкеты собравшихся и часть материалов круглого стола должны войти в это издание.

21-cs1_kopeikin

Отец Кирилл Копейкин , начиная дискуссию, признался:

— Учась на физфаке, я часто попадал в двусмысленную ситуацию: когда был на лекции, то чувствовал себя в ХХ веке, а приходя в церковь, оказывался в XVI веке. Было такое шизофреническое раздвоение сознания… Как его преодолеть? Как согласовать две точки зрения, научную и религиозную?

Истории их жизни, истории пути

И ответы на эти вопросы были разные, порой диаметрально противоположные. Потому что к вере и к церкви каждый из священников пришел по-своему.

Архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев) , профессор Духовной академии, рассказал о том, что семья его родителей была нецерковная. Он поступил на Физический факультет в 1962 году. После физфака работал на кафедре физики Земли:

— Там была атмосфера истинной интеллигентности — образованность, широкий кругозор, нравственное чутье, совестливость. И это впитывалось, влияло на молодые умы… Одновременно вольнослушателем я посещал классическое отделение филфака, слушал лекции профессора О.И.Доватура. В итоге поступил в Духовную академию в 1975 году. Сан принял в 1979–м, работаю в синодальных комиссиях, богословской и библейской.

22-cs2Отец Кирилл рассказал, что слушатели Духовной семинарии и академии подают прошения, когда защищают работы. И научный руководитель их подписывает. А ректор рассматривает прошения и удивляется: когда отец Ианнуарий столько успевает? Но его выпускники защищают замечательные работы!

***

Отца Александра ВИНОГРАДОВА к церкви привел… Алексей Федорович Лосев. Окончив физфак в 1986 году по специальности «радиофизика», он работал в Калининграде, в тогдашнем центре космической науки. Интересовался только физикой, мировоззренческие вопросы его не занимали. И уже став аспирантом, в 1988 году зашел в книжный магазин.

— Прошелся взглядом по пыльным книжным полкам, механически открыл одну книжечку. Вижу на обложке: «Политиздат». Ну, что там может такого?.. Но раскрыв книгу на первой попавшейся странице, почувствовал силу мысли настоящего философа. И обомлел!.. Знаете, образование в Университете прививает вкус и чутье к мысли, к слову. А это была книга А.Ф.Лосева «Дерзание духа»…

Когда учился в аспирантуре, много времени проводил в библиотеке. Сидел в одном и том же зале Ленинской библиотеки, за одним и тем же столом, вокруг — одни и те же лица. Но мы не знакомы, не общаемся, хотя знаем друг друга в лицо. И вот как-то коллега в конце рабочего дня поинтересовался, глядя на мои две стопки книг — одна по физике, другая по философии: «Какова ваша проблема?» — «Меня не отпускает вопрос смысла жизни». Он вздохнул с позиции старшего: дескать, мне бы ваши проблемы…

Отец Александр крестился в 1992 году в Николо-Введенском храме. Закончил Духовную семинарию и служит в Зеленограде. С отцом Кириллом Копейкиным они встретились случайно на богословской конференции. Отец Александр подошел и сразу поинтересовался: «Вы физик? — Значит, коллеги…»

***

23-cs3Архимандрит АВГУСТИН (в миру — Дмитрий Евгеньевич Никитин) был первым выпускником Универ­ситета, учившимся в Духовной академии. Еще в 8–9 классе он ощутил фальшь коммунистической идеологии и потребность в вере. В 10 классе пришел на Обводный, 17, в Духовную семинарию с вопросом: как поступить? Тогда был пик хрущевских гонений, в семинарию брали только из семей духовенства. Поэтому он поступил не в семинарию, а на физфак ЛГУ. Учился вместе с будущим отцом Александром Пастoром, окончил физический факультет в 1969 году.

— Тогда говорили: наконец, диплом получен, пора подумать и о призвании… На последнем курсе нам читали научный атеизм. И я послал лектору записку с цитатой из Евангелия: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» — Он ответил не сразу, а в самом конце лекции: «Сказано в Писании также: «покаявшийся в последний день, и тот спасен будет…»»

После физфака подал прошение в Духовную семинарию. Ректор митрополит Никодим лично беседовал с ленинградцами. Меня проэкзаменовали и зачислили сразу в Академию, но надо было досдать шесть предметов… В Духовной академии тогда были выпускники из Горного, из Технологического, из Лесотехнической академии, а из Университета я был первым. Поступил с большим трудом, учился под пристальным контролем КГБ. В конце 1 курса устроили обыск на квартире, нашли запрещенного Бердяева — но сочли, что на 70–ю статью не тянет…Владыка Никодим меня прикрыл своей широкой спиной.

Отец Августин принял священный сан в 1973 году, с того времени преподает в Духовной академии, больше 30 лет. Некоторые его ученики стали протоиереями, митрополитами. А он с улыбкой вспоминает, как они прятали шпаргалки в рукавах рясы… С 1992 года отец Августин на Восточном факультете СПбГУ читает курс истории взаимодействия Русской православной церкви со странами Востока. А еще отец Августин —путешественник, объездил весь Советский Союз. После развала СССР начал осваивать зарубежье, уже побывал в 86 странах.

***

24-cs4Протоиерей Игорь АЛЕКСАНДРОВ , священник храма Ильи Пророка на Пороховых, впервые прочитал Евангелие в 24 года. Хотя получил традиционное бабушкино воспитание, с детства знал вкус Святого причастия, да и запах кадила не вызывал отторжения. Но потом учился в советской школе, поступил на Физический факультет ЛГУ — и тогда не искал Бога.

— От бабушек осталось табу, некая граница: нельзя смеяться над верой. Это проросло позднее и в сознательную жизнь. В конце 70–х задумывался: над чем мои дети не будут смеяться?. . Тогда и начались поиски общины друзей по вере. Познакомился с Константином Ивановым, одним из основателей университетской общины. Читал религиозную литературу из самиздата и тамиздата, 10 лет был прихожанином храма Иоанна Богослова в Лавре.

В начале 80–х он поступил в семинарию. А в 1988–м была знаменитая выставка «Утраченные памятники архитектуры Петербурга». Среди утраченных памятников 80% — это храмы, поэтому и публика была соответствующая. Познакомился там с общиной храма Ильи Пророка на Пороховых. Отец Александр никогда прежде не бывал в этом районе, в этом храме. Приехал, понравилось. В 1990–м его пригласили читать в храме. Он тогда работал в НИИ электротехнических устройств, только-только стали возникать научные кооперативы, были какие-то надежды. Но он ушел, и не жалеет об этом…

***

Протоиерей Александр СТЕПАНОВ к вере пришел самостоятельно, от неверия. От бабушек ему достались церковные книги, переписанные от руки псалмы. Окончив Физический факультет ЛГУ, он защитился, работал в ЛИСИ на кафедре физики. В 80–е годы жил в общине, полуподпольной группе верующих, настроенных на церковную жизнь. Пастырем был протоиерей Василий Лесняк.

— Общинная жизнь вылилась в социальное служение: в больнице мы ухаживали за лежачими больными, не открывая религиозных мотивов. Так же пришел и в тюрьму: посетил группу заключенных, которые достали Евангелие, интересовались верой. До сих пор служу в Пулковской детской колонии.

Отца Александра назначили на службу в тюремный храм в колонии «Металлострой», и он стал первым тюремным священником в России. Сейчас возглавляет отдел по благотворительности Санкт-Петербургской епархии, работает в братстве Святой Анастасии, у них есть детский приют, сестричество. С 2000 года ведет передачи первой православной радиостанции «Град Петров».

Вера и наука

25-cs5Как же вера соотносится с наукой в жизни священников, выпускников Университета? Они ответили и на этот вопрос отца Кирилла.

Вариант первый. Оказалось, многие священники удачно сочетают занятия наукой и служение в церкви — как, например, отец Константин Константинов, священник храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади и старший научный сотрудник Института экспериментальной медицины (он окончил Биолого-почвенный факультет в 1985 году).

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) преподает в Духовной академии и на Факультете филологии и искусств СПбГУ, архимандрит Августин (Никитин) — в Духовной академии и на Восточном факультете СПбГУ.

Или, скажем, отец Владимир Василик — диакон храма Святых апостолов Петра и Павла в РГПУ им. А.И.Герцена, а также и.о.директора Центра исторической психологии. Он одновременно преподает в Духовной академии и на кафедре славянских и балканских стран Исторического факультета РГПУ. Отец Владимир окончил Филологический факультет в 1992 году, а в 2001–м защитил кандидатскую диссертацию (ему оппонировал С.С.Аверинцев) и окончил заочно Свято-Тихоновский богословский институт.

— Наука и вера — суть родные сестры, и не должны ссориться, — считает отец Владимир. — Блаженный Августин сказал: «Верую, чтобы понимать. Понимаю, чтобы веровать…»

— У меня нет противоречия между верой и наукой. Они сливаются в единый поток, который движется вперед, к Богу, — так видит проблему отец Валерий ШВЕЦОВ, настоятель прихода преподобного Андрея Критского в посёлке Володарский, благочинный Красносельского благочиния (он окончил Физический факультет и спецфакультет психологии). — Я из семьи не церковной, но к 15 годам понял, что жизнь тоньше, чем говорили в школе. И есть причина всему, раз мир устроен столь целесообразно. Поэтому пошел на физфак — но мировоззренческие проблемы не решил… Судьба привела в круг людей (в этом кругу был и архимандрит Иоанн (Крестьянкин)), которые помогли понять: мало знать, что есть Бог — надо установить с Ним личные отношения.

Есть и второй вариант решения проблемы. Кто-то распрощался с наукой — как отец Игорь Александров, священник храма Ильи Пророка на Пороховых (он работал в НИИ электротехнических устройств, но ушел из науки в начале 90–х):

— Наука и религия — две области познания мира. Наука — наиболее надежный способ познания тварного мира, а религия дает нам внутренний опыт. Как удается их совмещать?

26-cs6— Противоречия между наукой и религией для меня не было. Бога вытеснили — считалось, что Бог только в церкви, а в жизни Его нет, — вспомнил протоиерей Алексий Крылов, настоятель Чесменской церкви. — Но ведь если Он — Спаситель, тогда Он спасает и науку. И здесь, в науке, нашлось место Богу. Банальный рационализм отступал, чтобы открыть двери восприятия… (отец Алексий, окончивший Физический факультет и работавший в НИФИ, пришел к вере через знакомых и друзей).

Возможен и третий вариант. Кто-то, оставаясь священником, использует науку для исследований как инструмент познания мира, который не мешает вере.

— Вера и наука настолько разные. Все равно что спросить: противоречит ли зеленое сладкому?.. — пожимает плечами отец Иануарий. — Вера — это мировоззрение, а наука — все то, чему можно научиться. Они смыкаются там, где вера выражает себя в слове. При исследованиях Нового Завета я пользуюсь научными методиками, и это никак не отражается на моей вере.

— Вера и наука — две разные сферы, с одной стороны — глубокий внутренний опыт, с другой — рациональное познание окружающего мира. Они связаны, но не пересекаются, и между ними нет противоречия, — убежден протоиерей Александр Степанов.

Есть также вариант четвертый. Кто-то, как отец Кирилл Копейкин (кандидат физико-математических наук и кандидат богословия, секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии), всеми силами пытается совместить науку и религию в поисках некой высшей точки их слияния.

— Решение вопроса о соотношении религии и науки пришло ко мне по наследству. Среди моих предков — священник Николай Петров, выпускник Духовной академии 1915 года, — рассказал диакон Алексий Шишов. — А я просто слушал, что говорит ангел-хранитель.

Диакон Алексий Шишов, протоиерей Александр Степанов

Он окончил Военмех и спецфакультет прикладной математики СПбГУ. Работал в области физики взрыва в НИИ морского флота, в Горном институте, в Центре вычислительных технологий при физфаке СПбГУ… А потом рядом с его домом организовали приход, и он пришел в храм. Оказалось, нужен чтец — он пошел и стал диаконом…

Ответы на вопрос о вере и науке явно разные, но в чем-то они похожи. Выпускники Университета, ставшие священниками, каждый по-своему, разрешили противоречие между верой и жизнью, между наукой и религией.

— Многие люди, когда приходят в церковь, испытывают искушение и считают, что нужно забыть, чему их учили в школе и в университете, подстричься под горшок, хлебать щи лаптем и жить по-простецки… Но если идешь таким путем, то мигом выпадаешь из этого мира, — подвел итоги дискуссии отец Кирилл. — Мы же стремимся к целостности в сегодняшнем мире. А для этого надо научиться быть верующими, сохранить те преимущества, которые дает свет науки, и не утратить приобщенность к миру.

Главная идея, лежащая в основании университета, — это идея универсальности знания. Не знания, раздробленного на множество частностей, не механического объединения наук на некой общей основе, а знания, способного с единой точки зрения охватить всё целое, весь universum. Идея эта сформировалась в контексте европейской христианской традиции. И в этой устремленности к поиску целокупного знания Университет, как это ни покажется странным на первый взгляд, чрезвычайно близок Церкви.

Задача Церкви заключается в том, чтобы помочь человеку обрести целостное знание — знание Бога и знание мира. Однако если для теоретизирующей науки познать значит суметь отcтраниться от всего случайного, охватить познаваемое умственным взором и создать теоретическую модель, то в контексте церковной традиции познание всегда понималось как при-общение, как со-единение в едином со-бытии. Знать Бога значит иметь опыт со-общения с Ним — сообщения литургического. И лишь чрез опыт познания Творца открывается человеку видение всего сотворённого Им мира, ибо «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр.4, 13).

Пусть даже внешнее познание оказывается ограниченным, — по мысли преподобного Максима Исповедника, сам предел внешнего, отстраненного познания тварного бытия полагается Богом для того, чтобы подтолкнуть нас к богопознанию. Подобно тому, как родители сначала дают детям игрушки для того, чтобы занять, заинтересовать их и содействовать развитию их способностей, так и божественный Логос хочет сначала через красоту и разнообразие явлений чувственного мира заинтересовать и побудить к познавательной деятельности человечество, чтобы тот, кто познал через рассмотрение и изучение природы, в чем заключается истина, обратился мыслью от твари к самому Творцу и искал уже иных средств к более прямому Его познанию.

…Все священники, выпускники Университета, благодарны альма матер. Именно соборность университетской жизни, духовная свобода, царящая здесь, помогли им обрести Истину. Как отметил отец Валерий Швецов: «Благодарен Богу за то, что учился в Университете. Это дает возможность понимать паству, быть на уровне культурных образованных людей…»

Евгений Голубев
Фото Андрея Дубровского

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.