Уроки преподобного Сергия

Люди, стоявшие в очереди, совсем не отличались красотой, были самыми обычными людьми. Но, подходя к Сергию, они становились красивыми. Это была особая красота. Ведь говоря о красоте лица, чаще всего имеют в виду черты лица. Так вот черты как раз-то оставались прежними. Менялся взор, менялось то, что обычно называют выражением лица.

Я знаю немало людей, чье вхождение в Церковь началось со встречи с преподобным Сергием. В их числе и автор этих строк. Поэтому мое слово о Сергии Радонежском будет носить очень личный характер. И хочется, чтобы оно было, прежде всего, благодарностью за то, что преподобный привел меня в тот мир, прекраснее которого нет ничего на свете. Открыл истины, не узнав которые, я прожил бы жизнь, не живя, жизнь, которая завершилась бы смертью в самом страшном смысле этого слова. Уверен, что к этой благодарности присоединятся очень многие.

Протоиерей Игорь Гагарин

Протоиерей Игорь Гагарин

Так случилось, что Лавра преподобного Сергия была одним из немногих живых монастырей, действовавших в нашей стране в годы массового атеизма. Монастырей и храмов-музеев было достаточно. Но действующие монастыри, те, где жили монахи, и шли службы, можно было пересчитать по пальцам.

Попадая туда, ты оказывался в другом мире, мире, который человеку, воспитанному в духе «научного атеизма», казался чужим и враждебным. Обитатели этого мира – странные бородатые существа, одетые в черное, отказавшиеся от всех радостей жизни ради того, что мы искренне считали опиумом для народа и мракобесием. Жалко было этих темных и невежественных людей. Теперь-то я знаю, кто на самом деле был темным и невежественным.

С другой стороны, было интересно наблюдать за жизнью этого мира. Одно из таких наблюдений однажды поразило меня и заставило по-другому взглянуть на мир веры.

Как-то раз я оказался в Троицком соборе возле мощей преподобного Сергия. Люди подходили прикладываться к мощам. Подошел мужчина, сделал земной поклон и склонился над ракой с мощами, чтобы поцеловать ее. И тут мне показалось, что его лицо стало очень красивым. Показалось ли? Стал наблюдать за осталными. То же самое. Каждый, кто подходил к мощам, становился другим, преображался.

Люди, стоявшие в очереди, совсем не отличались красотой, были самыми обычными людьми. Но, подходя к Сергию, они становились красивыми. Это была особая красота. Ведь говоря о красоте лица, чаще всего имеют в виду черты лица. Так вот черты как раз-то оставались прежними. Менялся взор, менялось то, что обычно называют выражением лица.

Сейчас я понимаю, что это было. На лицах проступало то, что совершалось в душе человека. Насколько же сильно и прекрасно было то, что там, совершалось, если это так ярко преображало даже самое обычное лицо!

Служа священником более двадцати лет, я давно пришел к убеждению, что никогда не бывает человек так красив, как во время искренней молитвы. Мы, священники, знаем это лучше остальных верующих. Ведь в храме каждый молящийся видит обычно только затылки остальных, мы же часто видим из лица. И, может быть, то, что написано на этих лицах, – лучшее доказательство бытия Бога, истинности веры.

Впервые это открылось мне возле раки с мощами преподобного Сергия. А лучше сказать, сам Сергий открыл мне глаза и дал увидеть главное.

Прошу прощения, что так много говорю о себе, но делаю это потому, что знаю, подобное происходило со многими. Именно Сергий Радонежский тем или иным образом пробудил во многих душах вопросы, ответы на которые они нашли в Церкви Христовой.

Все мы хотим, чтобы этот мир стал лучше, добрее, чище. И каждый достойный человек желает что-то для этого сделать, что-то изменить в этом мире к лучшему. Но как? Тот ответ, который дает на этот вопрос христианство, вызывает резкое неприятие у многих. До встречи с преподобным Сергием среди них был и я.

Упрекают христианство в том, что оно зовет нас к личному совершенствованию, именно на нем фиксирует все усилия человека и, тем самым, уводит от борьбы со злом в этом мире, оставляет мир на произвол злых сил, не предполагая никаких действий по переустройству человеческих отношений на справедливых началах.

В грубой форме это звучит так: «Вам бы себя спасти, а остальные пусть огнем горят». Справедлив ли такой упрек? В чем-то – да. Действительно, когда в крещении Церковь предлагает человеку отречься от сатаны и даже плюнуть на него, символически повернувшись на запад (обращаясь к Богу, мы поворачиваемся на восток), то это означает, что отныне он вступил в борьбу со злом. Со всем мировым злом, источником и виновником которого является сатана.

Но при этом я всегда указываю крещаемому или его крестным (если крестят младенца), что бороться надо не с тем злом, которое вокруг нас, а с тем, которое – внутри. И в том наше принципиальное отличие от остальных «борцов». Те борются с проявлениями зла в мире, мы – с проявлениями его в самих себе. И выходит, на первый взгляд, справедливо упрекают христиан в своего рода эгоизме.

Но снова обратимся к памяти Сергия Радонежского. Его имя известно всем мало-мальски грамотным русским людям – и верующим, и неверующим. Любой, даже совсем далекий от Церкви, человек знает о преподобном из русской истории. Так что же о нем могут сказать люди неверующие?

«Сергий Радонежский, – скажут они, – великий исторический деятель. Ему принадлежит заслуга объединения разрозненных русских земель вокруг Московского княжества. Он был идейным вдохновителем победы над монголо-татарами в сражении на Куликовом поле и начала освобождения русской земли от монгольского ига. Им создан монастырь, ставший впоследствии Троице-Сергиевой лаврой – жемчужиной русской архитектуры, а его учениками основано множество знаменитых монастырей в разных концах России».

Перед нами встает образ великого государственного и политического деятеля, организатора и духовного вождя. Правда ли это? Соответствует ли этот портрет действительности?

Правда! Соответствует! Только одно придется к этому добавить.

Никогда в жизни не собирался юноша Варфоломей становиться политиком, организатором, вождем. Одни были у него мысли, одно стремление – уединиться от мира и СПАСАТЬ СВОЮ ДУШУ.

Зачем уходил он в дремучий радонежский лес? Зачем рубил келью подальше от людей и долгие годы жил один, с медведями и волками? Затем ли, чтобы там стать политическим деятелем, собрать вокруг Москвы княжества, разгромить монголо-татар, основать великолепную лавру? Если бы кто-то предсказал ему его знаменитое будущее накануне ухода в пустынь, наверное, предсказание выглядело бы нелепейшим из нелепых.

Преподобный Сергий ушел «спасаться», в посте и молитве побеждать СВОИ страсти, очищать ум и сердце от греховных помыслов, подчинить плоть духу, стяжать любовь к Богу и ближним. Именно этим он занимался, и в результате стал тем, кем стал.

Нет, не эгоизм проповедует христианство, а единственно возможный путь преображения мира. Преобрази себя – и преобразится все вокруг. Зажги свет в самом себе – и светлее станет во всей вселенной. Победи свою греховность – и мир восторжествует еще одну победу над злом.

О тех, кто стяжает «дух мирен», говорит преподобный Серафим, что вокруг них «спасутся тысячи». А те, кто спасает тысячи, не трудясь над личным спасением, те в конце концов остаются совершенно бесплодны. Это – в лучшем случае. А в худшем – исправляя мир, борясь за торжество в нем «свободы, равенства, братства», они заливают его невинной кровью и превращают в ГУЛАГ.

Еще неизвестно, совершилась бы на Куликовом поле великая победа русских над монголами, если бы раньше в лесной глуши и уединении человек по имени Сергий не победил самого себя.

«Красота спасет мир». Об этих словах много спорят. Действительно ли спасет? А может быть, ее саму надо спасать?

Спасет! Красота спасет! Но не та красота, к которой часто стремится человек, не внешняя и преходящая, а Та Красота, которую явил миру Иисус Христос, которую стяжал в себе преподобный Сергий Радонежский и которой он делится с каждым притекающим к нему.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Премьер-министр отметил, что люди с ограничениями по здоровью должны быть обеспечены доступом к социальным лифтам
Новая система позволит с математической точностью оценить индивидуальность каждого ребенка
"Для проезда по России студенты, наша молодежь должна иметь очень серьезную дотацию, чтобы иметь возможность посмотреть,…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: