«Ужасная бредятина» – может ли российское детское кино конкурировать с Диснеем

|
Почему детское кино в России снимают в основном энтузиасты, могут ли фильмы конкурировать с YouTube-каналами и так ли детям важны спецэффекты – рассказывает кинорежиссер, сценарист и продюсер Татьяна Мирошник.

Татьяна Мирошник

Татьяна Мирошник – сценарист и режиссер. Окончила сценарный факультет ВГИК. Сценарист художественных фильмов «Рябиновый вальс», «Виртуальный роман» и «Клятва», сериалов «Служба 21», «Конец света» и других. Автор сценария и режиссер сериалов «Встречная полоса» и «Аромат шиповника». Автор сценария и креативный продюсер кинотрилогии «Частное пионерское». Сценарист и режиссер документальных фильмов – «Посланник Патриарха», «Солдаты наши меньшие» и «Повелитель стихий».

Отборщик фильмов на различные детские и семейные фестивали, главный редактор альманаха «Детское и юношеское кино. Проблемы и перспективы», руководитель детской студии «КиноНива» (г. Геленджик), мама четверых детей и бабушка одной внучки.

Ведет блоги «Детское кино» в ФБ, ВК, ЖЖ.

Мультфильмы потеснили детское игровое кино

– Детское кино в России погибло, считают многие режиссеры и актеры. Это правда?

– Сегодня детское игровое кино действительно находится в состоянии стагнации, оно повсеместно заменяется семейным. Связано это в первую очередь с прокатом и, как ни странно, с бурным развитием анимации. Российская полнометражная анимация и детские мультипликационные сериалы сильно потеснили детское игровое кино.

Сегодня дети «подсели» на сериалы – познавательные «Фиксики» и «Новаторы», развлекательные «Маша и медведь», «Барбоскины» и другие. Сомневаюсь, что сегодня дошкольники вообще смотрят что-то, кроме мультфильмов и старых детских советских фильмов, по которым ностальгируют родители. Может, это и хорошо: пока нет разнообразного хорошего современного детского кино, есть хотя бы хорошие мультфильмы.

Российским прокатчикам детские картины экономически не интересны. Как ни парадоксально это звучит, но детское российское кино сегодня не востребовано и зрителями, которые от него уже отвыкли.

А значит, заработать на детском кино в прокате невозможно. К сожалению, приходится констатировать, что многолетний застой в отечественном кинематографе привел к тому, что в нашей стране выросло целое поколение уже даже не детей, а молодых родителей, которое воспитано на зарубежном кино. И сейчас, когда стали появляться хорошие российские картины, надо заново убеждать родителей и детей их смотреть.

На съемках

– Наверное, убедить будет сложно: в отзывах на многие российские фильмы последних лет пишут, что это «ужасная бредятина». Почему так?

– Ни один российский продюсер в сегодняшних условиях на свои деньги не станет снимать детский игровой фильм. Остается одна надежда на поддержку государства. В Фонд кино выйти с детским проектом нереально, поскольку первый вопрос, который там зададут: а какой у вашего проекта коммерческий потенциал? Подходить к детскому кино только с экономической позиции неверно. Поэтому остается Министерство культуры, которое каждый год выделяет небольшие средства на производство 5-6 детских картин. Понимаете, насколько этого мало в масштабах нашей страны? А если учесть, что к детским фильмам приравнен «Ералаш», который «по традиции» ежегодно получает финансирование от государства по статье «детское кино», то количество получателей субсидий и их размер становятся еще меньше. Критерии, которыми пользуется экспертный совет при выборе «кому дать денег», тоже неясны. Отсюда и низкая конкурентоспособность российских детских фильмов.

В начале апреля Министерство культуры объявило очередной конкурс на поддержку производства игровых фильмов, в том числе детских. В отличие от прошлого года, в этот раз объявлены приоритетные темы – это фильмы-сказки для самых маленьких зрителей, музыкальные фильмы для младшего и среднего возраста, приключенческие фильмы для подростков, фильмы о проблемах подрастающего поколения. Наконец-то произошло разделение детского кино на возрастные категории. Это правильно. Теперь можно предлагать сценарии для самых маленьких и для подростковой аудитории, а не пытаться снять универсальный всевозрастной детский фильм. Посмотрим, кто в этом году получит поддержку.

Конечно, хороших детских фильмов откровенно мало.

Общеизвестно, что на 10 выпускаемых картин примерно одна-две хорошие, остальные – средние. Это касается любого кино – взрослого и детского. Чтобы родились шедевры, должно выходить много фильмов.

В 2016 году мы вместе с фондом «Наши дети» выпустили альманах «Детское и юношеское кино. Проблемы и перспективы» (электронная версия выложена в свободный доступ). И перед этим провели анализ. Оказалось, что за 2011–2016 годы вышло 77 детских и юношеских фильмов, из которых 66 картин (86%) получили финансовую поддержку государства. Но из этих 66 фильмов только 31 (40%) был в прокате. Бóльшая половина картин не дошла до зрителя, посмотреть их невозможно нигде.

Понимая, что существует проблема детских сценариев, Национальная родительская ассоциация в прошлом году предложила Министерству культуры провести всероссийский конкурс сценариев детских фильмов, главным призом которого стало бы финансирование съемок фильма-победителя. Разрабатывая положение о конкурсе, мы хотели сделать так, чтобы лучшие детские сценарии обязательно получили поддержку. Проект, к сожалению, не был поддержан, но, может, его одобрят в этом году.

– Кинотрилогия «Частное пионерское», которую называют одним из лучших проектов последнего десятилетия, получила господдержку?

– Все три части «Частного пионерского» получили господдержку, но совершенно скромную и далеко не с первого раза. Третья часть вообще с пятой попытки. О сценарии первой части говорили, что он откровенно слабый, а фильм получился сильный.

В чем парадокс? Может, в экспертах, которые оценивают сценарии и выносят свой вердикт? Не знаю. Но путь к зрителю у фильмов трилогии был тернист. Об этом есть большая статья продюсера в альманахе, о котором я упомянула ранее.

Сценарии детских фильмов пишут энтузиасты и фанаты

– То есть за развитие индустрии детского кино все-таки ответственно государство?

– В нашей стране все еще отсутствует ясная, продуманная, комплексная, охватывающая не только производство, но прокат и показ, программа развития детского кинематографа. Проводятся круглые столы, встречи, издаются указы и приказы, публикуются какие-то рекомендуемые списки фильмов, произносятся громкие лозунги, речи и призывы, но все это никак не помогает решить кардинальную проблему – возродить на новых условиях и на современном качественном уровне российский детский кинематограф.

Буквально на днях в Общественной палате РФ состоялся круглый стол по кинообразованию и медиапедагогике, который, увы, снова ничего нового не предложил. Опять просто поговорили.

Создается впечатление, что мероприятие было организовано уважаемыми людьми, понимающими важность и значимость кинообразования и медиапедагогики, однако компетентными в любых других сферах, кроме обозначенной, и поэтому совершенно не понимающими, что надо в ней делать, и надеющимися, что организация очередного круглого стола и есть решение…

– А что нужно сделать, чтобы возродить детский кинематограф в России?

– Детского кино должно сниматься очень много. В идеале нужно вернуть Киностудии имени Горького статус реального центра детского кино в стране. Сейчас студия выпускает много всего разного, но детских фильмов – в лучшем случае – один-два в год. При студии нет даже детской киношколы, нет специалистов по детскому кино.

Есть такая компания «Ракурс», которую возглавляет Виталий Сидоренко, она раньше специализировалась на детском кино. Но вот уже три года компания не получает поддержку и не производит детских фильмов. Досадно.

Сегодня сценарии детских фильмов пишут энтузиасты и фанаты. И снимают тоже. Например, мой коллега из Новосибирска Олег Захаров за свои деньги снял два детских полнометражных фильма – «Осторожно, каникулы!» и «Второе детство». Оба фильма были в ограниченном прокате и сейчас выложены в интернете в свободном доступе.

15 апреля в Доме кино состоится премьера детского фильма «Бегство рогатых викингов» – экранизации одноименной повести В. Крапивина. Фильм делал восемь лет Илья Белостоцкий без всякой государственной поддержки.

В Екатеринбурге снимает замечательные детские фильмы режиссер Андрей Ким, и эти фильмы тоже есть в интернете. Владимир Потапов пару лет назад снял подростковую драму «Эмергены» на свои деньги. Кстати, фильм вызвал самые бурные обсуждения у детского жюри на фестивале в лагере «Орленок». Но это всё единичные случаи подвижничества.

Фестиваль «Лучезарный Ангел» раз в два года проводит конкурс сценариев доброго кино. Однако это никак не гарантирует, что сценарий победителя конкурса будет снят. Мне присылали хороший детский сценарий финалиста конкурса, и он до сих пор не запущен в производство.

Еще один мой коллега – Павел Щербатюк – написал прекрасную историю о первой любви. Но никак не может найти финансирование для съемок.

Да и у меня самой есть два детских сценария, судьба которых неясна. Один сценарий мы написали вместе с режиссером Евгением Соколовым и пока не нашли заинтересованного продюсера. Второй – военная драма о самой длинной артековской смене. На Киностудии Горького покачали головами и сказали: «Дорого для нас».

Почему детское кино не берут в широкий прокат

– Вы сказали, что детское кино не привлекательно для прокатчиков. То есть так или иначе оно требует вложений больше, чем возможный доход?

– Создание современного качественного детского фильма требует большого производственного бюджета, а затраты на производство детских фильмов не окупаются.

Кассовые сборы, успех фильма в прокате – это просто холодные цифры. В рекламу одного фильма вложили огромные средства, а другой вышел без всякой раскрутки. Но это не означает, что второй фильм хуже первого.

Детское кино чаще всего выходит в ограниченном прокате, то есть в двух-трех кинозалах города, его не показывают в мультиплексах и больших залах. В результате многие хорошие детские фильмы, в том числе и зарубежные, не попадают к нашим зрителям из-за того, что их не берут в широкий прокат.

– Даже зарубежные?

– В мире регулярно проходят фестивали детского и юношеского кино, на которых показывают хорошие фильмы для детей и подростков. Но лишь редкие картины с этих фестивалей доходят до юных россиян.

Помню, как-то на фестивале «Листопадик» в Минске увидела чудесный австралийский фильм «Чудак» про пингвинов, которых спасает дедушка с внучкой. Но, увы, до нашего проката картина не дошла. А ведь «Листопадик» – это один из самых значимых детских фестивалей, куда картины тщательно отбираются со всего мира.

И, кстати, детские российские фильмы за последние семь лет в конкурсную программу попали только дважды – это «Частное пионерское» и «Частное пионерское 2». Почему наши детские фильмы не берут на этот фестиваль? Есть о чем задуматься.

Интересна судьба фильма «14+». Подростковая картина Андрея Зайцева каким-то чудом попала на «Кинотавр», где фильм получил приз зрительских симпатий и специальную награду жюри. Это стало серьезным подспорьем для продвижения фильма, и он неплохо прошел в прокате, а затем его выложили в свободный доступ в интернете, где его посмотрели еще миллионы зрителей.

Хотя фильм неоднозначный и вызвал много споров и дискуссий. Многие считали, что это «фильм о подростках, но для взрослых». Но я считаю, что подросткам можно смотреть все, за исключением сцен жестокости и насилия. Все взрослые темы они готовы воспринимать.

– А где-то в мире детское кино прибыльно?

– Не знаю, насколько прибыльно детское кино за рубежом, но там существует та же тенденция – замена детского кино семейным.

– Что это значит?

– Давайте разберемся в терминах. Детское кино ориентировано на ограниченную детскую зрительскую аудиторию. Авторам необходимо учитывать специфику восприятия аудиовизуальной продукции всеми возрастными группами юных зрителей, особенности их мышления, эмоций и эстетического восприятия.

Семейное игровое кино ориентировано в равной степени на различные возрастные группы зрительской аудитории, включая детей. Основная целевая аудитория таких фильмов – это родители, которые привлекают к просмотру своих детей. Классический вариант семейного кино – «Один дома». При этом обратите внимание, что семейное кино – в основном развлекательное.

Крайне трудно говорить на одном киноязыке одновременно с детьми и взрослыми. То детям будет непонятно, то взрослым очевидно.

Сегодня на выделяемые Минкультом деньги на детское кино реально снимается семейное, и продюсеров можно понять. Они просто хотят, чтобы эти фильмы зритель увидел, потому что знают, – если придут к прокатчику с детским фильмом, ни один прокатчик его не возьмет.

Татьяна Мирошник

Спустя два дня дети с трудом вспомнили, о чем кино

– Фильм «Последний богатырь» стал самым кассовым российским фильмом (собрал в России и СНГ 1 млрд 680 млн руб.).

– Да, «Последний богатырь» – это особый случай, он заработал в прокате. Но надо понимать, что снял его российский режиссер Дмитрий Дьяченко, но вместе с компанией Disney. И это, конечно, большой плюс, потому что была огромная рекламная кампания, без которой ни один фильм не дойдет до зрителя.

И в картине снялись все чудесные дорогие звездные актеры. Фильм получился добротный, остроумный, красивый и… совершенно нерусский. Если перефразировать известные слова, то там «нерусский дух. Там Русью и не пахнет».

Это не фильм-сказка в нашем классическом понимании, это голливудский продукт. Мы с детьми с большим удовольствием посмотрели этот фильм, но спустя два дня они с трудом могли вспомнить, о чем кино. И это говорит о том, что фильм их не задел, не тронул. Да, они получили кратковременные эмоции во время просмотра, но не ощутили сопереживания.

– Хорошее кино всегда должно трогать зрителя?  

– Как сказал Хичкок, кино – это жизнь, из которой вырезано все скучное. Точнее не скажешь. Хорошее кино – это интересная история + яркий герой + талант автора, вот в целом и все. Кино должно вызывать эмоции, «расшевелить» зрителя. Это касается любого кино.

Конечно, с одной стороны, хорошо, когда кино несет воспитательную и познавательную функцию. С другой стороны, есть опасность скатиться к нравоучению и морализаторству. И все-таки у авторского коллектива должны быть амбиции, сформулирована сверхзадача, идея, которую они хотели бы донести зрителю. Если нет этой «телеграммы», то фильм превращается в проходную картину, которая быстро забывается. В «Последнем богатыре» если и была «телеграмма», то до зрителей она не долетела.

Оскар Уайльд сказал: «Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым». Продолжаю мысль: «Лучший способ сделать ребенка счастливым – показать ему хороший детский фильм, который затронет детскую душу, вызовет сопереживание и сострадание, изменит мировосприятие и оставит хорошее послевкусие».

Сегодня многие российские фильмы подходят для семейного просмотра. Это «Время первых» и «Салют 7», «Чемпионы: быстрее, выше, сильнее» и «Движение вверх», «Nocomment» и «Единичка», «Завтрак у папы» и «Елки лохматые» и другие.

Может, надо действительно возрождать семейное кино, чтобы дети и родители смотрели фильмы вместе. Я вообще против того, чтобы использовать детское кино и мультфильмы как способ нейтрализовать ребенка на время. Я за совместный просмотр. Экран не замена родительскому воспитанию, а лишь союзник при правильном выборе фильма.

Татьяна Мирошник с семьей

Когда история увлекает, никакие спецэффекты уже не нужны

– Но ведь наивно говорить, что дети предпочтут высокотехнологичному «Аватару» или «Спайдермену» скромный с точки зрения разных эффектов фильм?

– Дети должны иметь возможность смотреть разные фильмы, в том числе и перечисленные вами. Вопрос в выборе. Можно сегодня посмотреть детское кино без спецэффектов, но с очень важными человеческими темами – о любви, дружбе, преданности, преодолении страха, а завтра – другое кино, со спецэффектами и компьютерной графикой.

Я много работаю с детьми в лагерях и на фестивалях, в кино и в жизни, и могу сказать, что их интересуют в первую очередь аутентичные истории из происходящих событий в их окружении.

Летом мы снимаем с детьми простые человеческие истории в Детской студии «КиноНива», потом выкладываем эти фильмы в интернет, и их смотрят другие дети. И эти картины имеют сотни тысяч просмотров и много отзывов.

Кстати, сейчас проходит необычный эксперимент. Решили написать сценарий полнометражного фильма вместе с подростками. Для этого создали закрытую группу ВК, где обсуждаем историю, героев, их поступки и так далее. Так вот, за месяц нашей работы никто не предложил никаких спецэффектов. Когда история увлекает так, что от волнения за героев перехватывает дыхание, то никакие чудеса техники уже не нужны. Я выложила в группу «Детское кино» очень показательные фрагменты обсуждения будущего фильма.

Правда, взрослые не верят, что подростки могут быть такими рассудительными и умными. Но подросток сегодня уже другой – очень раскрепощенный, критически мыслящий, ищущий, стремящийся, неравнодушный. И кино для него – это способ познания жизни. Мне очень нравится поколение, которое сейчас подрастает. Думаю, оно будет снимать очень хорошее кино.

12 апреля в Малом зале Доме кино (ул. Васильевская, 13) при поддержке Союза кинематографистов России, творческой лаборатории «Видимое и сокровенное» и Ассоциации учителей православной культуры Москвы Татьяна Мирошник представляет на обсуждение программу фильмов детской студия «КиноНива», на которой дети создают фильмы вместе со взрослыми. Начало в 19:00.

– Вы отбираете фильмы для многих фестивалей. Сейчас у нас есть люди, которые делают качественные сценарии для детских фильмов? Этому где-то учат?

– Писать сценарии для детского кино в нашей стране нигде не учат. ВГИК не готовит ни сценаристов, ни режиссеров детского кино. А откуда же взяться хорошим детским сценариям?

Детское кино ни в коем случае нельзя делать плохо хотя бы потому, что оно ориентировано на тех, кто еще не обладает необходимым жизненным опытом и для кого важна правильная ценностная система координат. Если подростки уже готовы считывать подтекст и различать смысловые тонкости, то дошкольники и младшие школьники еще нет. Вот и получается, что сценарист и режиссер детского кино должны быть не только талантливыми творцами, но и обладать познаниями и талантом педагога и психолога.

– У вас как режиссера и сценариста есть ответ, чем можно увлечь современных детей?

– Контекст жизни у современных детей совершенно другой, чем был у нас. Это надо понимать и принимать. Сегодня дети живут в мире электронной культуры под воздействием информационного потока колоссальной интенсивности и возрастающей плотности.

Сегодня каждый ребенок выступает сразу в двух ролях – как потребитель аудиовизуальных произведений (фильмов, передач, роликов, блогов и т.д.), так и производитель их же. Все что-то снимают на телефоны, многие монтируют, обрабатывают. Но по большей части делают это ради развлечения.

Задача взрослого в этой реальности помочь ребенку ориентироваться в этом потоке. И лучший способ – это научить ребенка создавать собственные смысловые аудиовизуальные продукты, что мы и делаем в нашей Детской студии «КиноНива».

– Какие герои нужны современным детям? Режиссеры и сценаристы знают потребности и запросы детской аудитории?

– И взрослым, и детям интересно в кино «погружаться». А «погружение» в историю возникает тогда, когда герой зрителю близок, когда возникает сопереживание и соучастие. Например, в прошлом году мы сняли с детьми фильм «Я не боюсь» (режиссер Максим Трапо). Читаю детские комментарии к фильму и возникает полное ощущение, что зрители стали участниками истории. «Эй, зачем ты туда идешь?», «Тебе не холодно?», «Ты клево поступил!»

Как в литературе, так и в кино детям нужны герои как образцы для подражания, как модели поведения в различных ситуациях, как ориентиры в жизни.

Хорошо, что есть и кино, и YouTube с блогерами

– А детское кино может конкурировать с YouTube-каналами, в которые дети погружаются все больше? Ведь привычки, практики медиапотребления серьезно изменились.

– YouTube не исключает кино – это другой жанр. Хорошо, когда на столе 2–3 блюда, а не одно, и хорошо, что есть и кино, и YouTube с блогерами. Через блогерство многие дети самовыражаются, не всегда удачно, но ведь они только учатся. Думаю, что скоро волна примитивного блогерства схлынет и останутся только толковые, тематически направленные блоги.

Вопрос в том, как сделать медиапотребление осмысленным. Мы развиваем Детскую студию «КиноНива», фестиваль «Мы сами снимаем кино» проводит киноигры в регионах, Форум «Бумеранг» организует различные конкурсы и собирает детей на медиасмены, Кинодетство.рф организует детские киноклубы и т.д. Практически в каждой школе сегодня есть свой медиацентр, и это здорово!

Сегодня для детей столько разных возможностей проявить себя! Сейчас идет конкурс фильмов «Поле семейных побед», для которого дважды в неделю я провожу скайп-консультации для детей и подростков по сценарному мастерству. Представляете, какая это уникальная возможность для дальних районов? Сидит себе ребенок где-то в маленькой деревеньке и хочет снять кино для конкурса, а с чего начать и как продолжить – не знает. Вот выходит он в скайп, делится задумкой, задает вопросы и тут же получает оценку идеи, ответы, рекомендации и, воодушевленный, начинает снимать. Разве можно было о таком мечтать в нашем детстве?

– Как детскому кино может помочь телевидение? На федеральных каналах иногда показывают старые советские фильмы.

– Федеральные телевизионные каналы практически ликвидировали создание детского контента и свели к минимуму телепоказ детского и юношеского кино. Хотя, например, есть сериальный вариант трилогии «Частное пионерское» (8 серий) и его вполне можно было показывать по ТВ, но пока ни один канал не проявил интерес.

Есть специализированные детские каналы, и, возможно, у них неплохой контент для детей. Но детское кино они тоже практически не показывают.

Есть еще и проблема многих родителей. Им проще показать ребенку то, о чем кричит реклама со всех сторон, чем порыться в интернете и найти не рекламируемый, но хороший фильм, посмотреть его с ребенком и обсудить.

Ежегодно в апреле проходит очень хороший онлайн-фестиваль «Дубль 2». В этом году с 5 по 17 апреля. Считаю, что это просто находка для вдумчивого и интересующегося зрителя. На фестивале в интернете бесплатно показывают лучшие российские фильмы, в том числе и детские. Можно проголосовать и оставить отзыв.

Сейчас бурно развиваются онлайн-кинозалы. Это очень хорошо, но было бы еще лучше, если бы в этих кинозалах детские и семейные картины сопровождались рекомендациями психологов и педагогов. Такой проект был бы большой помощью родителям.

Татьяна Мирошник с детьми

– Наверное, только если родители сами захотят в этом разбираться.

– Увы, да, многие родители не привыкли обсуждать фильмы с детьми. Использовать кино как способ занять дитя – это неправильно. Изредка можно, но не все время. И даже если дети смотрят фильмы сами, хорошо бы спросить потом, что они вынесли из просмотра, поискать дополнительные материалы.

Например, мы посмотрели с детьми «Движение вверх», а потом нашли историю реальной баскетбольной команды, проследили, как сложилась судьба героев. Нам это было интересно. Это стимулирует детей в следующий раз самим что-то найти о просмотренном фильме или о поднятой в нем теме. Сегодня же дети воспринимают кино чаще всего только как развлекательное мероприятие. А ведь кино еще может быть эффективным инструментом и для других целей.

Беседовала Надежда Прохорова

Что посмотреть детям и подросткам: выбор Татьяны Мирошник

Фильмы для младших школьников

1. «Радости и печали маленького лорда», 2003. Режиссер Иван Попов

2. «Тимур и команда», 2014. Режиссер Наталья Галузо

3. «Мы с дедушкой», 2014. Режиссер Александр Кулямин

4. «Клад», 2016. Режиссер Ирина Волкова

5. «Воробей», 2010. Режиссер Юрий Шиллер

6. «Золотая рыбка», 2016. Режиссер Александр Галибин

7. «Тайна Егора», 2012. Режиссер Александра Ерофеева

8. «Жили-были мы», 2016. Режиссер Анна Чернакова

9. «Падает вверх», 2015. Режиссер Андрей Ким

10. «Щенок», 2009. Режиссер Мария Евстафьева

11. «Тайна Заборского омута», 2003. Режиссер Евгений Соколов

12. «Тайна Голубой долины», 2003. Режиссер Евгений Соколов

13. «Семицветик», 2013. Режиссер Елизавета Трусевич

Фильмы для среднего и старшего школьного возраста

1. «Частное пионерское» (трилогия), 2013, 2015, 2017. Режиссер Александр Карпиловский

2. «Небесный верблюд», 2016. Режиссер Юрий Фетинг

3. «КостяНика. Время лета», 2006. Режиссер Дмитрий Федоров

4. «Буду помнить», 2010. Режиссер Виталий Воробьев

5. «Про Петра и Павла», 2015. Режиссер Юрий Попович

6. «Достали!», 2015. Режиссер Александр Муратов

7. «Вдвоем на льдине», 2015. Режиссер Валерий Игнатьев

8. «Коробка», 2015. Режиссер Эдуард Бордуков

9. «Уроки выживания», 2015. Режиссер Андрей Томашевский

10. «Ура! Каникулы!», 2016. Режиссер Максим Демченко

11. «Ближе, чем кажется», 2015. Режиссеры Наталия Беляускене, Андрей Ким, Максим Воскобоев, Герман Дюкарев, Алена Рубинштейн

12. «Осторожно, каникулы!», 2015. Режиссер Олег Захаров

13. «Второе детство», 2016. Режиссер Олег Захаров

14. «Тайна темной комнаты», 2014. Режиссер Ольга Беляева

15. «Кладоискатели», 2011. Режиссер Николай Щербаков

16. «Эмергены», 2016. Режиссер Владимир Потапов

17. «Путевка в жизнь», 2016. Режиссер Олег Галин

18. «Байкальские каникулы», 2016. Режиссеры Артем Бурлов, Анастасия Немчинова, Ольга Бутакова

19. «Тайна Снежной королевы», 2015. Режиссер Наталья Бондарчук

20 самых кассовых мультфильмов и семейных фильмов кинопроката России (в список включены фильмы, собравшие от $5 млн)

1. «Шрэк навсегда» (2010), США, реж. Майк Митчелл (мультфильм, фэнтези, комедия)

Сборы: $51 563 536

2. «Кот в сапогах» (2011), США, реж. Крис Миллер (мультфильм, фэнтези, боевик)

Сборы: $50 585 502

3. «Ледниковый период 4: Континентальный дрейф» (2012), США, реж. Стив Мартино (мультфильм, комедия, приключения)

Сборы: $49 949 934

4. «Мадагаскар 3» (2012), США, реж. Эрик Дарнелл (мультфильм, комедия, приключения)

Сборы: $48 921 000

5. «Ледниковый период 3: Эра динозавров» (2009), США, реж. Карлос Салдана (мультфильм, комедия, приключения)

Сборы: $44 619 281

6. «Алиса в Стране чудес» (2010), США, реж. Тим Бёртон (фэнтези, приключения, семейный)

Сборы: $42 134 640

7. «Мадагаскар 2» (2008), США, реж. Эрик Дарнелл (мультфильм, комедия, приключения)

Сборы: $40 665 152

8. «Зверополис» (2016), США, реж. Байрон Ховард (мультфильм, комедия, криминал)

Сборы: $39 664 652

9. «Ёлки 3» (2013), Россия, реж. Ольга Харина (семейный, комедия)

Сборы: $38 067 427

10. «Малефисента» (2014), США, реж. Роберт Стромберг (фэнтези, семейный, мелодрама)

Сборы: $37 846 941

11. «Гарри Поттер и Дары Смерти»: часть II (2011), США, реж. Дэвид Йейтс (фэнтези, драма, детектив)

Сборы: $37 185 546

12. «Гадкий я 2» (2013), США, реж. Пьер Коффан (мультфильм, фантастика, комедия)

Сборы: $34 905 825

13. «Тайная жизнь домашних животных» (2016), Япония, реж. Крис Рено (мультфильм, комедия, приключения)

Сборы: $34 343 331

14. «Холодное сердце» (2013), США, реж. Крис Бак (мультфильм, мюзикл, фэнтези)

Сборы: $33 771 696

15. «Кунг-фу Панда 2» (2011), США, реж. Дженнифер Ю (мультфильм, боевик, комедия)

Сборы: $31 832 221

16. «Три богатыря на дальних берегах» (2012), Россия, реж. Константин Феоктистов (мультфильм, комедия, приключения)

Сборы: $31 505 876

17. «Как приручить дракона 2» (2014), США, реж. Дин ДеБлуа (мультфильм, фэнтези, комедия)

Сборы: $30 015 773

18. «Миньоны» (2015), США, реж. Кайл Балда (мультфильм, боевик, комедия)

Сборы: $29 753 601

19. «Последний богатырь» (2017), Россия, реж. Дмитрий Дьяченко (комедия, семейный, фэнтези)

Сборы: $29 496 851

20. «Семейка Крудс» (2013), США, реж. Кирк де Микко (мультфильм, фэнтези, комедия)

Сборы: $28 442 097

Источник: КиноПоиск

10 самых кассовых русских мультфильмов

1. «Звездные собаки: Белка и Стрелка» (2010), реж. Святослав Ушаков, Инна Евланникова

Сборы: $6 293 840

2. «Белка и Стрелка: Лунные приключения» (2013), реж. Майкл Д’Иса-Хоган, Александр Храмцов

Сборы: $5 923 290

3. «Снежная королева» (2013), реж. Максим Свешников, Владлен Барбэ

Сборы: $7 650 774

4. «Смешарики. Начало» (2011), реж. Денис Чернов

Сборы: $8 379 262

5. «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (2007), реж. Владимир Торопчин

Сборы: $9 739 679

6. «Три богатыря: Ход конем» (2014), реж. Константин Феоктистов

Сборы: $16 918 989

7. «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010), реж. Сергей Глезин

Сборы: $19 010 585

8. «Иван Царевич и Серый Волк 2» (2013), реж. Владимир Торопчин

Сборы: $19 273 824

9. «Иван Царевич и Серый Волк» (2011), реж. Владимир Торопчин

Сборы: $24 830 497

10. «Три богатыря на дальних берегах» (2012), реж. Константин Феоктистов

Сборы: $31 505 876

Источник

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Хорошо ли мы знаем историю церковного поста, понимаем ли его смысл, знаем ли устав?
Врачи спорят о том, как подтверждать эффективность лечения

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: