В Минобрнауки обсуждают ограничения для олимпиадников при поступлении
6 ноября. ПРАВМИР. Руководители ведущих российских университетов считают, что действующая система зачисления победителей и призеров школьных олимпиад не требует серьезных реформ.
Дискуссия о ее корректировке усилилась после заявлений ректора МГУ Виктора Садовничего о концентрации олимпиадников в столичных вузах и нехватке мест для абитуриентов, поступающих по результатам ЕГЭ.
По данным депутата Госдумы Александра Мажуги, в 2025 году 55% победителей олимпиад поступили в десять университетов, среди которых МГУ, МФТИ, ИТМО, ВШЭ, МГТУ и РАНХиГС.
В университетах утверждают, что система БВИ (поступление без вступительных испытаний) в целом эффективна, но допускает точечные корректировки.
Зампред приемной комиссии ИТМО Кирилл Александров отметил, что олимпиадники заняли 47,5% бюджетных мест и это, по его словам, «показатель качества и репутации университета». Ограничения, считает он, лишат талантливых школьников возможности поступить в сильные вузы.
В РАНХиГС доля олимпиадников достигла 44%. Проректор Владимир Колодкин напомнил, что такие абитуриенты повышают средний балл ЕГЭ, который влияет на рейтинг и распределение бюджетных мест. Он считает, что вузам стоит дать возможность самим устанавливать квоту приёма БВИ и управлять долей олимпиадников по направлениям.
В МФТИ говорят, что стремятся поддерживать баланс между абитуриентами с высокими баллами ЕГЭ и победителями олимпиад, а список олимпиад, дающих льготы, пересматривается ежегодно. В следующем году институт сократит их количество с 50 до 35.
В МГТУ имени Баумана доля олимпиадников составляет около 11%.
Здесь подчеркивают, что такие студенты часто проявляют нестандартное мышление и стремление к науке. Ректор МИФИ Владимир Шевченко предложил решать проблему нехватки мест за счёт гибкого перераспределения бюджетных квот между близкими специальностями.
В Минобрнауки пока не приняли окончательного решения.
Замминистра Дмитрий Афанасьев считает целесообразным учитывать прежде всего результаты Всероссийской олимпиады школьников и ограничить свободу вузов при выборе олимпиад, соответствующих специальностям.
В пример он привел случаи, когда диплом по русскому языку дает преимущество при поступлении в медицинский вуз.
Большинство университетов сходятся во мнении, что вместо глобальной реформы системе достаточно «тонкой настройки» и большей самостоятельности вузов в управлении приемом олимпиадников.