В Москве проходит выставка трудов С. С. Аверинцева
С 16 февраля по 15 марта 2011 года в Научной библиотеке Российского государственного гуманитарного университета проходит выставка трудов академика С. С. Аверинцева (1937-2004) из фондов библиотек РГГУ и Свято-Филаретовского православно-христианского института «Академик Сергей Сергеевич Аверинцев – филолог, философ, богослов, «читатель всея Руси»».
Сергей Сергеевич Аверинцев родился 10 декабря 1937 г. в Москве. Сын биолога Сергея Васильевича Аверинцева (1875-1957). Окончил кафедру кла ссической филологии филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (1961). В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию по филологии («Плутарх и античная биография»; науч. рук. — С. И. Радциг), в 1979 г. — докторскую («Поэтика ранневизантийской литературы»).
После окончания аспирантуры он работал научным редактором в издательстве «Мысль» (1964-1966), затем — младшим научным сотрудником в Государственном институте искусствознания (1966-1971). В 1971 — 1991 гг. — старший научный сотрудник Института мировой литературы им. М. Горького АН СССР, в 1981-1991 гг. возглавлял сектор истории античной литературы.
В 1989 — 1994 гг. — профессор кафедры истории и теории культуры философского факультета МГУ. В 1992 — 2004 гг. — заведующий отделом христианской культуры Института мировой культуры МГУ. В 1992 — 1994 гг. — главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ. В 1994 — 2004 гг. — профессор Института славистики Венского университета.
Он был удостоен званий член-корреспондента АН СССР (1987), действительного член РАН (2003); лауреата Ленинской премии (1968), Государственных премий СССР (1990) и РФ (1996). Скончался С. С. Аверинцев 21 февраля 2004 в Вене. Согласно завещанию, похоронен в Москве на Даниловском кладбище.
Совмещая пристальный интерес к тексту с универсальной эрудицией и литературно-критической аналитичностью, исследовал различные пласты европейской, в том числе христианской, культуры — от античности до современности, сделав ряд оригинальных историко-литературных и теоретических открытий (статьи «Филология» в «Краткой литературной энциклопедии», т. 7, М., 1972; «Новый Завет», «Теизм», «Теократия», «Христианство», «Эсхатология» и мн. др. в «Философской энциклопедии», тт. 4, 5, М., 1967, 1970; «Архетипы», «Христианство» и др. в энциклопедии «Мифы народов мира», М., 1987—1988). Особенную славу Аверинцеву принесла монография «Поэтика ранневизантийской литературы», вышедшая в 1977. В этом сборнике эссе, объединенных темой христианства на переломе эпох как самостоятельного культурно-исторического типа, Аверинцеву удалось очертить новые способы осмысления этого феномена в гуманитарных исследованиях, что стало значимым не только для советской, но и для мировой научной мысли.
Аверинцев известен и как автор переводов древних (в том числе византийских, латинских и сирийских) и современных авторов (в основном с немецкого языка — Ф. Гёльдерлина, Г. Гессе, Г. Тракля). Он писал статьи в энциклопедиях и научных изданиях об О. Шпенглере, Ж. Маритене, К. Г. Юнге и Й. Хейзинге, главы в коллективных трудах «История Византии», «История всемирной литературы» и др., концептуальные статьи-обзоры («На перекрёстке литературных традиций», 1973). Также он публиковал некоторые опыты религиозной поэзии, по существу, став одним из пионеров возрождения этого жанра в русской словесности.
В острой полемике «неославянофилов» и «неозападников» он отвергал крайности обеих позиций, выдвигая, в своеобразном наследовании учению Августина Блаженного, тезис о будущем христианстве как нравственном сопротивлении меньшинства.
Смотрите также: