Новые предметы и учителя
Проблема. В пятом классе система обучения становится предметной. Теперь каждый урок ведет отдельный педагог-предметник, а занятия проходят в специально оборудованных классах. Именно это порождает целый комплекс проблем.
Во-первых, у детей серьезно увеличивается академическая нагрузка. Новые дисциплины могут быть невероятно интересными, но и сложными одновременно. Не говоря о том, что объем информации и работы с ней увеличивается в разы. Не все дети, особенно в начале учебного года, готовы к этому. Новое требует больших трудозатрат и энергии.
Во-вторых, каждый новый педагог — человек со своими требованиями к ученику и предмету. Часто учителя ведут уроки с 5-го по 11-й класс, поэтому и требования к пятиклассникам зачастую близки к требованиям к старшим ученикам.
Внешнего контроля у детей заметно меньше. Некоторые уроки напоминают семинары, что предполагает постоянный контакт с учителем. Детям приходится не только отвечать на вопросы, решать задачи, но и рассуждать много и самостоятельно. Некоторые занятия напоминают лекции, где за педагогом необходимо записывать большие объемы текста вовсе не под диктовку. Количество проверочных работ резко возрастает по сравнению с начальной школой. А если заглянуть в электронный журнал пятого класса, там много тем, которые нужно «изучить дома самостоятельно».
Новые требования предполагают, что ребенок открыт к сотрудничеству и устремлен к знаниям. Увы, это не всегда соответствует действительности. Эти перемены могут вызвать стресс и отразиться на успеваемости. Учеба проседает даже у отличников.
В-третьих, трудностей добавляет необходимость переходить из кабинета в кабинет. Ребенок должен быть собран и внимателен. После одного занятия быстро собрать вещи, не перепутать кабинеты, прийти на другой урок вовремя. Пятиклассникам это дается с трудом. Типичная картина, которую наблюдают педагоги — это дети, мятущиеся по коридору, не помнящие, где оставили портфель, куда бежать на следующий урок. Ситуация сама по себе вызывает много тревоги.
Что делать родителям. Регулярно общайтесь с классным руководителем и педагогами-предметниками. Узнайте о требованиях и особых пожеланиях каждого конкретного учителя. Так вы поможете ребенку адаптироваться к новым условиям в школе.
Не пропускайте родительские собрания хотя бы в первый год обучения в средней школе, чтобы оперативно узнавать о проблемах вашего ребенка.
Поощряйте самостоятельность, при этом хотя бы первые полгода продолжайте следить за тем, собран ли портфель, в порядке ли тетради, выполнено ли домашнее задание. Отпускайте контроль постепенно, последовательно и помалу.
Проблемы с успеваемостью
Проблема. В младшей школе классный руководитель опекает учеников. В средней — практически нет. Обычно это педагог-предметник, который видит свой класс только на собственном уроке или классном часе. Контролировать пятиклассников по сути некому, да и невозможно физически.
К тому же среди родителей бытует стереотип, будто пятиклассникам внимания требуется меньше. Родители снижают контроль над ребенком, особенно если в семье есть младшие дети. И такая видимая свобода порождает у детей ложное представление, что они сами со всем справятся.
Но может оказаться, что в начальной школе ребенок плохо изучил какую-то тему, не освоил сложный материал. Например, его не проконтролировали, он приболел, не задал вопросы учителю. Этот шлейф следует за ребенком в среднюю школу. Самая распространенная проблема в пятом классе — недоученная таблица умножения, а ведь именно на ней построено изучение алгебры.
Часто детям не хватает решимости проявить инициативу и заявить: «Я не понимаю, Мария Ивановна, объясните, пожалуйста, еще раз». Пятиклассники предпочитают сказать, что забыли тетрадку с домашним заданием, потеряли учебник, чем признаться, что не поняли тему или им не хватило сил выучить стихотворение. И, конечно же, осваивать новое самостоятельно готов не всякий ребенок.
Темп работы в средней школе напоминает темп взрослых. Ряд предметов по формату близок к лекционному. Но не все дети успевают и умеют конспектировать.
К тому же в средней школе никто не контролирует ни ведение дневника, ни общих тетрадей по предметам. И уж точно никто не проверяет, правильно ли ребенок соединяет буквы в словах, не делает ли грамматических и орфографических ошибок в тетрадях по истории или биологии, и как вообще он их ведет. Почерк у пятиклассников портится почти автоматически. Часто дети сами не могут разобрать то, что написали.
В результате именно резкое снижение контроля над ребенком порождает снижение его успеваемости.
Что делать родителям. Если нет возможности ежедневно проверять домашнее задание, возьмите за правило просматривать электронный дневник. Это самый простой способ отследить назревающие проблемы в учебе, подтянуть и восполнить лакуны в знаниях.
Проявляйте инициативу и сами сообщайте о проблемах ребенка педагогам.
Родителю проще заметить неуспеваемость ребенка по ряду предметов, чем педагогу или классному руководителю отследить это.
Трудности в общении с одноклассниками
Проблема. Часто в пятом классе ребенка переводят в новую школу. Иногда внутри учебного заведения классы перемешивают, распределяя детей по группам или профилям. И первое, и второе может привести к утрате сложившихся связей и контактов с друзьями. Даже привычная роль и статус ребенка может поменяться. В одном классе он был лидером, в другом оказался не у дел.
К тому же на пятый класс приходится смена ведущей деятельности — интерес к учебе сменяется интересом к общению со сверстниками. Авторитет взрослого снижается, детям становится важнее, что подумает сверстник, чем учитель, тем более новый и едва знакомый. Отношения вообще оказываются важнее учебы. Как следствие, атмосфера в классе ключевым образом влияет на успеваемость.
Часто отношения между детьми становятся напряженными. Дети много спорят, открыто конфликтуют.
Смена коллектива, если ребенок идет в новую школу, как и адаптация к новым одноклассникам, если в сложившийся класс приходит ученик — серьезное испытание для всех. К тому же в классе может возникнуть травля.
Что делать родителям. Обращайте внимание на перемены в настроении и поведении ребенка. Не ленитесь спрашивать, как прошел день, кто и как себя проявлял, что запомнилось, понравилось или было неприятно.
Заметить неладное проще внутри семьи, чем учителю в классе.
Классный руководитель может влиять на детей и контролировать взаимоотношения внутри класса. Не пренебрегайте общением с педагогом. Не конфликтуйте, а сохраняйте доверительные отношения.
Тело ребенка меняется
Проблема. Старт физической перестройки также приходится на пятый класс. И хотя физиологические изменения естественны и неизбежны, происходят они не всегда гладко.
Для некоторых детей рост болезнен. Они жалуются на боли в мышцах, суставах, спине, ногах, у них регулярно возникают мигренеподобные головные боли. Изменения в теле влияют на настроение, тревожность и порождают эмоциональные всплески вплоть до истерик или необоснованных страхов.
Смена эмоционального фона влечет за собой смену самооценки. Подросткам остро не нравится, как они выглядят, двигаются, какие физические трансформации с ними происходят. Типичная картина — это подросток, который бьется обо все углы в доме. Еще вчера он проходил между партой и стулом, а теперь не вписывается в поворот из-за резкого скачка роста.
Дети чувствуют себя несуразными, нескладными, неаккуратными, некрасивыми. Часто пятиклассники прогуливают или бойкотируют уроки физкультуры в школе. Порой потому, что боятся, что их высмеют за заметные изменения в фигуре, неспособность отжаться и подтянуться, неуклюжесть, неловкость. Еще чаще младшие подростки отказываются вообще заниматься какой бы то ни было физической активностью.
Важно знать, что физическое развитие опережает психологическое. И пусть дети хотят, чтобы к ним относились как к взрослым, поступки и слова у них, как правило, абсолютно детские. Они остро реагируют на попытки контролировать их, при этом само поведение младших подростков непредсказуемо. Причем даже сами дети не всегда знают, чего от себя ожидать.
Что делать родителям. Разговаривать. Важно, чтобы рядом с ребенком был близкий, который может спокойно и без истерики объяснить физические и психологические изменения. В знании сила!
Важно сказать: «Этот период нужно просто пережить и прожить».
А еще вселять уверенность, что комплексы и проблемы можно перерасти, а научиться чувствовать свои границы, прежде всего физические, не так сложно.
Кстати, именно уроки физкультуры, прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями — то малое, что поможет пережить этот болезненный период и справиться со всеми проблемами.
Слишком большая нагрузка в школе, кружках и секциях
Проблема. Нередко в пятом классе родители решают, что наконец-то пришло время пригласить репетитора — сил помогать с уроками больше нет. А кто-то добавляет новые кружки. Ведь ребенок вырос, значит можно отдать его наконец-то на дополнительные занятия. Языки, спорт, рисование, подготовка к олимпиадам — это то, чем нередко нагружают пятиклассников.
При этом, если у ребенка уже есть музыкальная школа, то именно в пятом классе резко возрастает учебная нагрузка и начинается активная концертная деятельность. Если ребенок занимается спортом, на этот период приходятся выездные соревнования, которые, как правило, проводят по выходным.
Младший подростковый возраст хотя и считается временем начала взрослости, на самом деле в этот период дети еще не способны ни контролировать свое рабочее время, ни рассчитывать силы. Порой они настолько физически перегружены, что у них не остается элементарного ресурса справиться с базовыми школьными предметами.
Неверно распределенная нагрузка неизбежно приводит к школьной неуспеваемости и конфликтам с педагогами. Согласитесь, учителя-предметники не обязаны знать про десять кружков, пять репетиторов, соревнования и конкурсы по выходным.
А ведь кто-то из детей от перегрузок просто рассеян, а кто-то — строптив и конфликтен. За агрессией, злостью и дерзостью, неадекватным поведением, с точки зрения взрослых, порой стоят чувство собственного несовершенства, уязвимости, но еще чаще усталость. Эта беспомощность острее ощущается, если и с учителем отношения не складываются, и дома нет поддержки и принятия.
Что делать родителям. Любую нагрузку важно планировать.
Сядьте и поговорите с ребенком о том, чем он реально хочет заниматься, что у него получается, что интересно. Очень важно не бояться что-то бросить.
Помните, в подростковом возрасте происходит пересмотр ценностей и ориентиров. Новое общение, друзья, педагоги могут открыть перед ребенком невиданные им ранее перспективы, следствием чего становятся новые интересы. Это также важно учитывать, потому что именно это способно внести коррективы во внешкольную деятельность.
Если ваш ребенок занимается с трех лет гимнастикой и вы растите из него олимпийского чемпиона, конечно, наша рекомендация не подходит. Если же для вас занятия музыкой и балетом, китайским и рисованием — это интерес, то не стоит бояться это потерять.
Важно слышать своего ребенка. Самое ценное для детей — поддержка близких и теплые доверительные отношения.
Это ситуация, когда маме и папе можно сказать — «я устал», «не хочу», «мне больше это не интересно» — при этом не быть отвергнутым.
Помните, подростки очень уязвимы. Им важно, чтобы их выслушали и поддержали. От родителей это требует огромного самообладания, любви, способности не реагировать на провокации и не попадать в ловушку, которую невольно расставляют перед взрослыми дети, желая понять границы дозволенного.
К счастью, многие родители это понимают, а еще допускают, что в пятом классе могут быть проблемы в учебе, поведении и преодолевать трудности можно и нужно вместе. Даже если ребенок скатился на тройки, это повод не отчаиваться, а вместе что-то предпринимать.
Фото: pexels.com