Главная Новости

В РГГУ пройдет уникальная дискуссия о биоэтике сквозь призму отношений «религия-семья-медицина»

Представители Церкви и вузов обсудят, как западные «культурные войны» преломляются в российском контексте и отражаются в дискуссиях и практиках влияния медицинских технологий на российскую семью в их биоэтическом ракурсе

12 ноября. ПРАВМИР. Представители Церкви, медицинских и гуманитарных вузов в рамках уникальной академической дискуссии «Семейные ценности и технологии медицины будущего в России: биоэтический дискурс» обсудят на базе РГГУ проблемное поле биоэтики сквозь призму отношений «религия-семья-медицина».

14 ноября 2019 года на базе Российского государственного гуманитарного университета впервые в российском академическом пространстве будет проходить секция «Семейные ценности и технологии медицины будущего в России: биоэтический дискурс». Эта секция организована в рамках международной конференции «Европейские споры о семейных и моральных ценностях: сравнительный анализ».

Убил ли врач пациента, или что происходит под покровом биоэтики?
Подробнее

На секции будут обсуждаться аспекты и обстоятельства вызовов, связанных с развитием медицинских технологий, с которыми столкнулась российская семья.  Организатор секции д.ист.н. Наталия Шок сочла важным в современном российском контексте сосредоточить внимание докладчиков на биоэтическом ракурсе дискуссии о семейных ценностях и развитии медицины.

Традиции российского общества и историко-культурные особенности развития религии, семьи и медицины принципиально иначе, чем это характерно для западных обществ, формулируют современный биоэтический дискурс. В России концепт биоэтики традиционно привязан к проблематике права и философии, и несмотря на длительную дискуссию о биоэтике, ракурс «медицина и религия», «семья и медицина», «общественное участие и здравоохранение» никогда не звучал. Политика государства в России на протяжении ХХ столетия была направлена на исключение участия религиозных институтов во всех общественных дискуссиях, включая вопросы, которые сегодня имеют коннотацию в качестве «биоэтических». Одновременно государство инициировало радикальные трансформации института семьи, кардинально изменило социальную роль медицины.

Вместе с тем постановка биоэтической проблематики в российском контексте имеет некоторые общие черты с европейскими дискуссиями. Например, обсуждение вопросов этики заставляет людей нервничать, так как происходит столкновение противоположных позиций. Вместе с тем в российском обществе мы отмечаем отсутствие публичной дискуссии, связанной с развитием технологий в медицине и их влиянием на семейные ценности, а значит и какого-либо общественного консенсуса.

Развитие медицины и биотехнологий приводит к возникновению особых проблем на стыке науки, медицины, этики, права и религии. Комплекс вопросов, которыми занимается биоэтика — проблемы, связанные с началом и концом жизни, вопросы идентичности человека в условиях медикализации всех сфер его жизни, вопросы свободы воли (информированное согласие, согласие/отказ от лечения, «суррогатное принятие решений» родителями в отношении здоровья детей) и другие. Безусловно, поле биоэтики не ограничивается обсуждением использования биотехнологий, но и требует обсуждения более сложных вопросов, которые беспокоят и касаются всех, без исключения, людей – например, смерти и умирания.

Экстракорпоральное оплодотворение: от медицины к биоэтике
Подробнее

Медицинские технологии  влияют сегодня не только на человека, но и оказывают воздействия и меняют структуру общества и семьи как его неотъемлемой части.  Такими вопросами являются сюжеты о материнстве и отцовстве, роли семьи при принятии решений о комплексе вопросов, связанных с ЭКО, суррогатном материнстве, донорстве спермы и др. Вызовом для современной биоэтики представляется не только обозначение исследовательских рамок, но и вовлечение фактических участников процесса (политиков, религиозных деятелей, врачей, ученых, «обычных» граждан) в общественную дискуссию для артикуляции имеющихся позиций и выработки общественного консенсуса. В настоящей секции на примере конкретных кейсов из реалий российской действительности обсуждаются вопросы о том, какие элементы глобального/европейского биоэтического дискурса присутствуют в повестке дня российского общества; существует ли пространство для развития этических подходов в русле христианского мировоззрения в практике медицины и общественном сознании россиян? Насколько религиозные установки и религиозные институты в России влияют сегодня на семью и медицину. Стержнем дискуссии на секции станет вопрос о том, каким образом западные «культурные войны» преломляются в российском контексте и отражаются в дискуссиях и практиках влияния медицинских технологий на российскую семью в их биоэтическом ракурсе.

Секция пройдет в аудитории №228 Российского государственного гуманитарного университета в Москве в четверг, 14 ноября 2019, с 10:00 до 13.15.

Секция. Семейные ценности и медицинские технологии в России: биоэтический дискурс. 

Наталия Шок, Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород

Биомедицинская этика: к вопросу о междисциплинарной методологии (В рамках исследования по гранту Российского научного фонда, проект №18-78-10018, на базе  Приволжского исследовательского медицинского университета).

Михаил Першин, Российский научно-исследовательский медицинский университет им. Н. Пирогова

Демографическое «послание» Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»:  факты и акторы.

Надежда Белякова, Институт всеобщей истории РАН

Дискурс традиционных ценностей в московских центрах подготовки к естественным родам.

Сергей Сеньчуков, Первая подстанция скорой помощи, Москва

Этическая дилемма смерти и умирания: качество жизни в ракурсе семейных ценностей и достижений современной медицины

Роман Тарабрин, Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И. М. Сеченова

Мнимая дилемма: моральные ценности православной веры vs. современные репродуктивные технологии.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: