В России используют новые схемы телефонных афер: жертвы сами звонят мошенникам
24 сентября. ПРАВМИР. В сентябре телефонные аферисты сменили тактику: жертва сама набирает их номер. Как сообщили «Известиям» компании по кибербезопасности, зафиксированы как минимум три новые схемы, где первый контакт инициирует не злоумышленник, а пользователь.
В основу положены СМС и фишинговые письма. В ходу — уведомления о «взломе» «Госуслуг», сообщения якобы от Росреестра или ФНС с просьбой «уточнить данные» или «доплатить налог на имущество».
Ключевой элемент — поддельный номер поддержки в самом сообщении: человек звонит «службе безопасности» и попадает к мошенникам.
Чтобы усилить тревогу, злоумышленники инициируют запросы на восстановление паролей в ваших соцсетях/почте/мессенджерах: приходит «лавина» уведомлений, следом — СМС «от службы безопасности» с тем же поддельным номером.
Дальше — стандартный «перевод на безопасный счет» и выуживание данных.
Техническая часть тоже адаптирована: после августовского запрета на звонки в мессенджерах у операторов преступники принимают входящие на мобильные номера российских операторов через сим-боксы (устройства с десятками SIM-карт и удаленным управлением).
Также вновь растут кейсы, где злоумышленники представляются службами доставки и просят продиктовать код из СМС для «подтверждения вручения».
Эксперты советуют, как не попасться на уловки аферистов:
- Не звоните по номерам из СМС/писем. Ищите контакты только на официальном сайте сервиса.
- Считайте любые «срочные» запросы по деньгам/данным подозрительными.
- Используйте разные надежные пароли и включайте двухфакторную аутентификацию везде, где можно.
- Не переходите по ссылкам из СМС/мессенджеров/писем, если не уверены в источнике.
- Игнорируйте «волны» внешне легитимных запросов на сброс пароля — проверяйте активность аккаунтов прямо в их настройках, а не по ссылкам.