О чем закон
Студенты, поступающие на бюджет, теперь будут заключать договор о целевом обучении и обязаны отработать до трех лет в государственных медучреждениях.
Ординатура становится полностью целевой. Если студент ординатуры не подписывает целевой договор в течение первого года, его отчисляют.
Если выпускник откажется работать, ему придется компенсировать расходы на обучение. В разных версиях законопроекта величина санкций варьировалась — от двойной до трехкратной стоимости обучения.
Летом 2025 года платное медобразование подорожало, поэтому штрафы могут оказаться значительными.
Сообщается, что цель реформы — сократить кадровый кризис. По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, в отдельных регионах дефицит специалистов достигает 80%. По данным Минздрава, в регионах не хватает 23,3 тысяч врачей, дефицит среднего медперсонала составляет 63,5 тысячи человек.
Как пишут авторы закона, ежегодно около 35% и 40% выпускников-бюджетников медицинских вузов и медколледжей соответственно по окончании учебы не идут работать в государственные и муниципальные медицинские организации.
При этом, как отмечается в одном из источников, зарплаты врачей в регионах остаются «крайне низкими», а престиж профессии — незначительным. Показательный пример — недавнее решение властей Свердловской области: там выплаты студентам-целевикам увеличили в 10 раз, но даже после этого они составили всего 1 666 рублей в месяц.

Кого коснутся изменения
Согласно финальной редакции закона:
- обязательное целевое обучение распространяется прежде всего на ординатуру;
- заказчиками целевого обучения по договору могут выступать региональные власти, медицинские организации или федеральные ведомства;
- срок отработки поступивших на бюджетные места медицинских и фармацевтических направлений — до трех лет. Возможны сокращения, если врач поедет в отдаленные и сложные регионы;
- вузы могут сохранить ограниченное количество платных мест, но большая часть мест на программах специалитета станет целевыми — около 70%;
- выпускники вузов и колледжей, включая платников, будут работать в госклиниках под руководством наставника. По окончании периода наставничества молодой врач сможет пройти периодическую аккредитацию. Если молодые медики не пройдут наставничество, они подлежать повторной первичной аккредитации специалиста.
Формально наставничество и отработка — разные понятия, но по сути речь идет о трехлетнем периоде работы молодого специалиста под руководством старшего врача.
Точные правила заключения договоров о целевом обучении должно утвердить Правительство РФ до 1 марта 2026 года.
Почему закон вызвал вопросы
Первоначальный законопроект вызвал сильную реакцию в профессиональной среде и обсуждался с критикой даже в парламенте.
Группа студентов и ординаторов медицинских вузов написала открытое письмо президенту с просьбой не принимать закон, так как он «несет риски превращения института наставничества в инструмент эксплуатации».
Депутат Алексей Куринный предупреждал, что поправки «станут чрезвычайно жестким инструментом в руках недобросовестных администраторов».
Сенатор Айрат Гибатдинов считает, что инициатива только усилит кадровый кризис: молодых врачей направят в нуждающиеся регионы, «при этом никто не гарантирует им достойной оплаты труда и доступного жилья».

Что говорят студенты и эксперты
Один из учащихся в разговоре с «Правмиром» заметил, что после шести лет обучения придется «три года работать терапевтом, а не идти в ординатуру».
Студентка-платница боится, что ее планы будут разрушены:
«Мне нравится профессия онколога… Но, насколько я понимаю, мне как выпускнице педиатрического факультета придется отработать сначала три года в детской поликлинике, а потом уже идти в свою более узкую специальность».
Эксперт Николай Дремов считает, что новые требования вынудят школьников отказываться от медицины еще до поступления, потому что:
«Ученик как будто должен до конца 11-го класса четко понимать, готов ли он быть медиком или нет».
При этом реальных инструментов профориентации нет — школы не могут обеспечить «реальные профпробы».
Гастроэнтеролог Алексей Парамонов жестко оценивает систему:
«Предложенный закон — это разрушение постдипломного образования… Большинство останутся трудиться там, где начали, используя уже приобретенные навыки и не развиваясь».
Фото: freepik.com