В России вводятся новые правила обязательного медицинского страхования
Основной смысл документа, который реализует нормы принятого в ноябре 2010 года нового закона об ОМС,— выстраивание единых правил ОМС на всей территории России.
«До принятия нового закона отношения территориального фонда со страховыми компаниями и возможность вхождения медорганизаций в систему ОМС в каждом субъекте регулировались по-своему, единообразия защиты прав застрахованного на территории России не существовало»,— заявил председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) Андрей Юрин.
Кроме того, правила устанавливают единые требования к полису ОМС, который начнут выдавать с 1 мая, порядок его выдачи, дифференцированные подушевые нормативы финансового обеспечения в ОМС, тарифы на оплату медпомощи и другие технические «подробности». Новизна правил в том, что они реализуют самую обсуждаемую и пропагандируемую властями норму закона об ОМС, связанную с выбором страховой компании. В правилах, по словам господина Юрина, появляются абсолютно «новые позиции», связанные с информированием населения о том, в какую медорганизацию и в какую страховую компанию застрахованному обращаться.
Новшество, которое предполагается правилами,— формирование с 1 мая по мере выдачи полисов нового образца единой базы застрахованных по всей территории России, когда «единый полис будет подтверждением того, что этот человек находится в единой базе застрахованных«. Полис может быть частью универсальной электронной карты (УЭК), до включения в карту полис будет выдаваться временный, в бумажной форме. До 2014 года все граждане России должны будут получить полисы нового образца в том или ином виде — бумажный, электронный, электронный в виде записи на УЭК.
Правила обязывают каждый территориальный фонд вести реестр медорганизаций и страховых компаний, работающих в системе ОМС. Страховая компания в обязательном порядке на своем сайте должна раскрыть довольно большой объем информации — раньше страховщики размещали только ту, которую хотели. Кроме контактных данных страховые компании обязаны опубликовать сведения о составе учредителей, о финансовых результатах, о численности застрахованных, об опыте работы, о видах, качестве и об условиях предоставления медпомощи, о выявленных по обращениям застрахованных нарушениях при оказании медуслуг.
Кроме того, на сайте страховой компании должен быть представлен список медорганизаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории региона. «Доступ к такой информации очень важен для информированного выбора гражданином страховой компании. Зайдя на сайт страховой компании, человек сможет понять, что собой представляет та или иная страховая компания»,— говорит господин Юрин.
По его словам, поскольку информация о страховых компаниях будет накапливаться и обобщаться, то в конечном итоге с привлечением независимых аналитиков будет выстроен своеобразный рейтинг страховых компаний — его создание возможно уже через год. В реестре медучреждений должны быть указаны контактная информация и виды медицинской помощи, оказываемые в рамках территориальной программы ОМС.
Одно из главных давно ожидаемых новшеств правил, по словам главы ФФОМС, «стирание границ оказания медпомощи между субъектами«. Правила предусматривают более четкий порядок межтерриториальных расчетов — рассчитаться территориальные фонды за оказание медуслуг в регионе не по месту страхования обязаны в течение 25 дней.
«С новыми правилами медучреждение уверено, что расходы на помощь будут оплачены»,— отмечает Андрей Юрин. Впрочем, большой проблемы в таких расчетах в фонде не видят, поскольку на их долю приходится до 8% от общего объема оказываемой медпомощи, «этот объем не является критическим».
Согласно правилам, межтерриториальным расчетам подлежит только медпомощь по базовой программе, иными словами, выплаты проводятся по тарифам того региона, в котором больной застрахован. При этом в ФФОМС ситуацию, при которой гражданин будет лечиться не в том регионе, где он застрахован, а в соседнем, с более «богатой» территориальной программой, находят «фантастической».
Несмотря на то что страховщики только начали знакомиться с новыми правилами, они уже готовы высказать свои замечания Минздраву.