В Русской церкви осуждают попытки героизировать Сталина
Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Филипп (Рябых) выступил против попыток представить Сталина как благодетеля и верующего христианина.
«И.В.Сталин принес горе миллионам людей. Зачем же скрывать эту правду и делать из Сталина героя? Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и ее благодетелем опасна и может принести только духовный вред», — говорится в опубликованном на сайте ОВЦС письме священника председателю комиссии ЦК КПРФ по военно-патриотической работе Евгению Копышеву.
Это письмо отец Филипп направил от имени главы ОВЦС архиепископа Волоколамского Илариона. Ранее Е.Копышев обратился к архиепископу Илариону с письмом, в котором просил владыку разъяснить его позицию в отношении роли личности Сталина в истории, высказанную им в одном из интервью.
В своем обращении Е.Копышев писал, что «сомнения в правдоподобности» сказанного иерархом вынуждают его выступить в защиту «рабочих и крестьян, атеистов и верующих, которые под знаменем В.И.Ленина создавали Советский Союз, под руководством коммунистической партии во главе с И.В.Сталиным победили коалицию фашистских стран Европы, подняли страну из руин до великой державы и при этом соблюдали свободу совести каждого человека».
Как отметил в свою очередь отец Филипп, нередко утверждается, будто Сталин покровительствовал Церкви, но «при этом закрываются глаза на страшную историю гонений, которые по жестокости и масштабности намного превышают гонения в Римской империи». Он привел статистику уничтожения храмов и священнослужителей, а также данные относительно концлагерей.
«Знакомство со следственными делами убеждает, что действовала жестокая и хорошо спланированная система террора. Необходимо поставить вопрос: несет ли лично И.В.Сталин за это ответственность? Да. Несет ответственность не только как глава тоталитарного государства, но и как прямой инициатор гонений на Церковь и религию», — говорится в письме.
По словам священника, многие сторонники Сталина чаще всего ссылаются на его встречу ночью 4 сентября 1943 года с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) как на пример «доброго отношения к Церкви». Однако в результате этого общения произошло «лишь ослабление гонений», подчеркнул отец Филипп.
Он указал на то, что такие изменения сталинской политики строились «исключительно на прагматическом расчете, так как главный курс государства на борьбу с религией не был скорректирован, а государственная идеология оставалась атеистической».
В защиту Сталина приводится и утверждение, будто он был верующим человеком, однако мнение это «не подтверждено никакими фактическими данными», отметил священник.
Источник: ИНТЕРФАКС — Религия