В Театре русской драмы «Камерная сцена» прошли показы спектакля «Царь Фёдор Иоаннович».
Премьера спектакля состоялась в 1997 году. В тот же год спектакль принял участие в фестивале исторических спектаклей «Голоса истории» (г. Владимир). В 1998 году «Царь Фёдор Иоаннович» стал лауреатом премии Москвы в области литературы и искусства. В 2003 г. за роль царя Фёдора Михаил Григорьевич Щепенко получил звание лауреата в номинации «Лучшая мужская роль» на международном фестивале «Славянские театральные встречи» (г. Гомель).
На протяжении всего времени существования спектакль пользовался большой популярностью и признанием публики. Без сомнения, «Царь Фёдор Иоаннович» сразу после премьеры стал программным спектаклем Театра русской драмы. Однако через несколько лет успешных показов случился пожар, уничтоживший декорации. Чтобы их возродить, потребовалось два года колоссальных усилий и материальных затрат. Дорогостоящие декорации к спектаклю были сооружены вновь благодаря спонсорам – друзьям Театра. «Царь Фёдор Иоаннович», наконец, вновь занял своё достойное место в репертуаре Театра русской драмы «Камерная сцена».
Восстановленный спектакль заблистал с новой силой. Щедрые аплодисменты зрителей явились лучшей наградой артистам за усердные труды в деле восстановления спектакля.
Вот отрывок одной из опубликованных в СМИ рецензий на «Царя Фёдора Иоанновича» (журнал «Экран и сцена») : «В этом спектакле трактовка образа царя Фёдора нетрадиционна. Не «слабоумный и безвольный государь», а высокая душа, страждущая под бременем возложенной на нее ответственности, переживающая трагедию несовпадения мира горнего и дольнего. Царь Фёдор все принимает в себя, всю вину Руси: и то, что было (кровавое правление Ивана Грозного – своего отца), и тяжесть грядущих «смутных времён», наступление которых он предчувствует. И одно только сердце бьётся с ним в унисон – царицы Ирины, которая, словно покров, простирает над ним свою любовь…»
Спектакль Театра «Камерная сцена» показал и как бы выдвинул на передний план всю систему политической картины борьбы конца XVI – начала XVII века: после смерти Ивана Грозного – царь Фёдор – преддверие гражданской войны, преддверие правления Бориса Годунова – всё это смутное время борьбы кланов Годунова и Шуйского. В статье о Театре русской драмы заслуженный деятель искусств А. Свободин говорит: «Достаточно скромный в своих чисто масштабных параметрах, (маленькая сцена), театр «Камерная сцена» нашел живописный изобразительный эквивалент огромному пространству истории. Спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» людям даже не сведущим и далеким от политики как бы на пальцах разъясняет, что происходит, где сила, где право, где закон, где религия, где христианский идеал и где бесправие, варварство, насилие и предательство».
Спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» наполнен глубоким смыслом, и эта глубина позволяет с дистанции того исторического момента по-особому взглянуть на наш сегодняшний день. Раскрывая идею и взгляд авторов на русскую историю того периода смуты, на русское самодержавие, монархию, спектакль вместе с тем является действом очень динамичным и ярким. В костюмах и сценографии присутствует сочетание традиций и модерна.
В разные моменты спектакля у зрителей возникает полное ощущение, что на сцене то или иное историческое пространство – то царские палаты, то больш а я площадь Москвы, то уголок сада с ажурной листвой. Художники, создававшие спектакль, придумали интересную систему плоскостей из мобильных сегментов. Это объемные геометрические фигуры, которые постоянно поворачиваются, складываются, так или иначе освещаются и, попадая под свет софитов разными гранями, создают систему эффектного светового решения.
Татьяна НАУМОВА
Московский театр русской драмы «Камерная сцена»
http://www.rus-drama.ru/
915 75 21 т/ф. 915 58 63