Главная Новости

В воскресение после смерти верят женщины, предприниматели, счастливые и военные – опрос

Результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного по заказу службы «Среда» Фондом Общественного мнения (ФОМ-«Пента»)1. Респондентам был задан вопрос: «Верным или неверным, с Вашей точки зрения, является утверждение: «Я верю в воскресение после смерти». Положительный ответ дали 26% опрошенных россиян. Женщин, верящих в воскресение после смерти, оказалось несколько больше, чем мужчин. Чаще верят в воскресение после смерти […]

Результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного по заказу службы «Среда» Фондом Общественного мнения (ФОМ-«Пента»)1.

Респондентам был задан вопрос: «Верным или неверным, с Вашей точки зрения, является утверждение: «Я верю в воскресение после смерти».

Положительный ответ дали 26% опрошенных россиян. Женщин, верящих в воскресение после смерти, оказалось несколько больше, чем мужчин. Чаще верят в воскресение после смерти респонденты, считающие себя счастливыми. Несчастные (по собственному определению) сограждане чаще давали отрицательный ответ.

Половина россиян не верит в воскресение после смерти (54 %). Чаще других отрицательно отвечали на этот вопрос сельские жители (58%). Больше всего людей, не верящих в воскресение после смерти, проживает в Дальневосточном округе (74%).

Мужчины чаще склоняются к мнению, что воскресение после смерти невозможно (58%).

Оказалось, что часть студентов и учащихся (63%) имеет общий взгляд на воскресение после смерти с группой людей старше 65 лет (57%). Респонденты обеих категорий отвечали, что не верят в него несколько чаще, чем другие группы опрошенных.

Православные христиане, принадлежащие к Русской Православной Церкви, чаще представителей других вероисповеданий соглашались с утверждением «Я верю в воскресение после смерти» (31%). Однако даже среди них оказалось много респондентов, ответивших отрицательно (46%). Среди неверующих людей небольшая группа все-таки верит в воскресение после смерти (11%).

Среди военных, служащих в правоохранительных органах и силовых структурах в воскресение после смерти верят 40% опрошенных. Предприниматели и руководители также чаще, чем в среднем, верят в воскресение после смерти (43%). Больше всего верящих в воскресение после смерти оказалось среди сограждан, чей доход составляет более 30000 рублей в месяц (49%).

РЕЛИГИЮ НЕ СТОИТ ОЦЕНИВАТЬ ТОЛЬКО СОЦИОЛОГИЧЕСКИ

Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда:

На мой взгляд, полученные в ходе опроса цифры во многом отражают нашу сегодняшнюю ситуацию. Мы давно говорим о том, что большинство россиян сегодня идентифицируют себя с православием, но это – культурная идентичность, а не собственно религиозная.

Многие люди на самом деле действительно ничего не знают о вере. У тех, кто говорит, что не верит в воскресение, загробную жизнь, представление об этой жизни может складываться по сохранившимся в памяти еще с советских времен карикатурам на рай и ад в журнале «Крокодил». В которых «рай» — это длинный нудный коммунизм в стиле четвертого сна Веры Павловны, а «адская жизнь» – сковородки, на которых черти вилами колют грешников. Но в такую загробную жизнь и не стоит верить — она к Христианству имеет мало отношения. Поэтому ответы в исследовании могут быть не в последнюю очередь связаны с представлениями большинства о загробной жизни. Если бы людям был задан вопрос «верите ли вы в бессмертие души?» — убежден, мы получили бы другой процент.

Кроме того, религию нельзя оценивать только социологически. В любом опросе есть погрешности, а когда дело касается религии, то, как бы точно ни был сформулирован вопрос, очень важную роль играет субъективный фактор. Все зависит даже от того, с каким настроением человек воспринимает поставленный вопрос. Кроме того, у любого человека, который переступает порог храма, неважно с какой целью, в любой момент может измениться его представление о Боге, его отношение к вере. Человек может зайти в храм убежденным атеистом – а выйти верующим.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ К ИТОГАМ ОПРОСА

Вопрос в доверии ко Христу

Протоиерей Борис Левшенко, заведующий кафедрой Догматического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

«Вера в воскресение мертвых — одно из положений Символа Веры – краеугольного камня христианства, — говорит протоиерей Борис Левшенко, заведующий кафедрой Догматического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — Он принимается только в целом и только верою, логически здесь ничего не доказывается. Либо ты это принимаешь, либо нет. Если ты принимаешь, значит — ты христианин. Если не принимаешь, следовательно – не христианин, как бы ты себя не называл. Вопрос в доверии ко Христу. Доверяем мы или нет Его словам: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения». (Ин 5:25-29).Воскресение после смерти – неотъемлемая часть христианства. Изначально для человека гармоничное состояние в единение тела и души, а разлука тела и души – это не естественная ситуация и рано или поздно она должна закончиться. Произойдет это, когда будет воскресение из мертвых. Таково обетование. И началом было Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Отвержение воскресения после смерти – это отвержение Светлого Христова Воскресения и вообще спасения, как такого».

Не прятаться от смерти

Протоиерей Димитрий Смирнов, Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениям

«В повседневной жизни обыватель даже боится подумать о смерти, боится назвать ее, произнести это слово вслух, придумывая множество подменяющих понятий, пытаясь спрятаться за ними. Люди, служащие в вооруженных силах, в правоохранительных органах и силовых структурах в силу профессии часто сталкиваются со смертью лицом к лицу, для них она – реальность, именно потому среди них велико число верующих – православных, представителей других конфессий, мусульман. Не случайно они, не раз видя перед собою смерть, верят в воскресение после смерти. Потому что, смерть, она всегда несправедлива, аномальна, — это то, к чему человек никогда не может привыкнуть и не может согласиться. И если нет воскресения – жизнь человека, с его умом, переживаниями и способностью познавать Бога – бессмысленна. А служащие в вооруженных силах – по большей части образованные (я имею в виду офицеров), психически здоровые люди. Сталкиваясь, раз за разом, с ужасом смерти, они начинают задавать себе вопрос о том, можно ли ее победить и внутренне, сердцем, находят положительный ответ. И принимают его уверенно, здраво, без каких-либо экзальтаций.

Потому и пятнадцатилетняя работа Церкви в вооруженных силах дает свои результаты: военные ищут Истину и охотно откликаются, когда у них появляется возможность найти ее».

От безграничной веры в разум до полного отрицания всего на свете

Людмила Петрановская, психолог, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования

«Неверие людей старше 65 лет, на мой взгляд, напрямую связанно с 1960–ми годами, на которые пришлась их юность, молодость, — говорит Людмила Петрановская, психолог, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования. — Тогда место религии занимали успехи естественных наук, они были очевидны и воспринимались буквально на уровне чудес. Казалось, что мир, природа повержены к ногам человека, который успел даже побывать в космосе. И именно на естественные науки возлагались надежды на дальнейшее построение земного рая, счастья и благоденствия. Для многих людей того времени атеизм – чаще не прямое отрицание Бога, а вера в беспредельное могущество человеческого разума. Они до сих пор крепко держатся за эту жизненную позицию. И в этом смысле они мне гораздо симпатичней тех, кто готов верить во что угодно, в зависимости от общественного настроя – в экстрасенсов, парапсихологов, китайский гороскоп…. А у нынешних студентов, детей постсоветского времени неверие в воскресение после смерти — лишь маленькая часть полного отрицания и скепсиса. Они росли в период ломки одних ценностей, на смену которым ничего основательного и надежного не предлагалось и, потому, ответ «не верю» для них был бы характерен абсолютно на любой вопрос, вплоть до того, что «Вы согласны, что дважды два – четыре?» И этих людей можно понять: на их глазах столько раз все менялось, столько раз нечто выдавалось за истину, а потом следовало опровержение этой истины! И в результате у них сформировалось четкое представление относительности всего существующего, когда в жизни нет ничего надежного, заслуживающего доверия».

Культурная самоидентификация или вера?

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах

«Основа нашей веры — вера в Воскресение Христово и, как следствие — вера в наше всеобщее воскрешение. — Объясняет протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах. — Если у нас нет веры в воскресение после смерти, нам просто не во что верить и все, что мы делаем — не имеет никакого смысла, тем более Великий Пост. Мы до сих пор привыкли к тому, что большинство нашего населения считает себя православными. Но за этим чаще всего стоит самоидентификация: люди просто ассоциируют себя с историей страны, в которой они родились, с культурой этой страны и с ее традиционной религией. И не более чем для подтверждения идентификации они продолжают крестить своих детей в Церкви, освещать куличи на Пасху, получать крещенскую воду в дни Богоявления или соблюдать Великий Пост. Поэтому не удивительно, что среди многих, считающих себя православными, нет никакого представления о содержании их веры. Люди могут в течение дня заходить в храм для того, чтобы поставить свечу перед иконой, написать записку, даже перекреститься и выйти. Но это ровным счетом никак не отражается на их повседневной жизни. И их заход в православный храм не отличается от паломничества к бронзовой собаке на станции метро «Площадь Революции» для того, чтобы погладить ее нос. Мотивация примерно одна и та же: чтобы все было хорошо.Но, может быть, при каких-то обстоятельствах жизни: скорбных или радостных, человек сможет неведомым образом через какие-то формальные действия раскрыться для настоящей истинной веры, осознать свое православие. Чтобы однажды со всей Церковью произнести: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века».

 

 

 

 

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: