Великая
В субботу после Страданий Христа ничего не происходит. Вообще ничего. Апостол Матфей упоминает единственное событие этого дня: священники пошли к Пилату и попросили поставить стражу у гроба Иисуса, чтобы ученики не выкрали тела. Совершенно излишняя предосторожность. Ученикам было не до этого, на самом деле. Лука сообщает, что апостолы по заповеди пребывали в покое. Нехороший это был покой, тяжелый.

Учитель погиб, даже похоронить нормально не смогли, празднование Пасхи по понятным причинам отменяется, страшно и пусто на душе. Как там у Пастернака было?

Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до Воскресенья дорасту.

Пройдет даже меньше трех суток – где-то полтора. Но от этого трагедия не меньше – мы говорили об этом вчера, в Великую Пятницу. Иуда повесился, священники удовлетворились, Пилат умыл руки, Христос, измученный, умер, Мать Его отгоревала… В мире царит тишина, мир еще не понял, что его ждет спасение.

Есть такое иудейское предание, что Мессия придет, когда кто-нибудь совершит субботу, не нарушив ее ни в малейшей степени. Красивое предание, и в евангельскую логику укладывается. Если суббота – день покоя, то живому человеку соблюсти ее «на все сто» нельзя, потому что, пока он жив, он не может быть абсолютно спокоен. А мертвые заповедей не соблюдают, хоть и не нарушают. Вот тут бы и пригодился знаменитый Халкидонский догмат, определяющий, что Христос – истинный Бог и истинный человек, неслитно и нераздельно. В ту пятницу Он умер как смертный человек, но жив как Бессмертный Бог, и это не значит, что Он частично умер, а частично жив. Он именно что одновременно умер и одновременно жив – именно это и взорвало ад, который готов был встретить великого мертвеца, который был закрыт от Жизни. Но Мертвый, Который оказался Самой Жизнью – это сокрушительный удар по смерти.

Так вот, Господь во гробе соблюдал субботний покой, но этот покой был живой, действующий, творческий, от которого сама смерть умерла.

Богослужения Великой Субботы уже лишены трагизма – мы знаем, чего ради Христос принял смерть, мы ждем Его Воскресения. Они очень тихие, долгие, поэтичные. Начинаются они утреней с чином Погребения. Эта служба выстроена волнами: минорные переживания об умершем Христе чередуются с подъемами на теме Воскресения. Первая часть утрени – Похвалы, диалог «заупокойной» семнадцатой кафизмы и стихов, исполненных противоречивых переживаний творения, взирающего на смерть Творца – Жизнодавца: «Животе, како умираеши? Како и во гробе обитаеши, смерти же царство разрушаеши, и от ада мертвыя возставляеши?», «Все творение содрогалось от Твоих Страданий, все сострадало Тебе, о Слово, узнавая в Тебе Вседержителя».

Фото: tatmitropolia.ru

Затем поются тропари, которые мы слышим на каждом воскресном Всенощном бдении – и в них уже прямо возглашается Воскресение Христово:

Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же Спасе крепость разоривша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша.

Мироносицы жены, с миры пришедшия ко гробу Твоему Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми Живаго помышляете? Яко Бог бо воскресе от гроба.

Затем мы снова возвращаемся к мотиву погребения на каноне Великой Субботы «Волною морскою…». (Кстати, в русской традиции церковного пения он поется на мелодию, которая сама напоминает перекатывающуюся волну.) Текст этот писали три автора в течение очень долгого времени: с первой по пятую песни Марк Савваит (начало X века), с шестой по девятую – Косма Маюмский (VIII век), ирмосы – преподобная Кассия (IX век); возможно, некоторые написал византийский император конца IX – начала X веков Лев Мудрый. Сквозь десятилетия им удалось сообща создать цельное произведение: от оплакивания к торжеству.

Того, Кто в древности накрыл волной гонителя-мучителя, потомки спасенных скрыли под землей. Мы же, как девы юные, воспоем Господу, ибо славно Он прославился.

Распростертыми дланями [на кресте] Ты соединил некогда разделенных, а одеянием плащаницей во гробе освободил плененных, воспевающих: «Нет святого, лишь Ты, Господи».

Пусть радуется все творение, пусть ликуют все рожденные на земле! Враг ад захвачен! Пусть женщины с миром идут Мне навстречу – я освобожу Адама и Еву со всем их родом и в третий день воскресну!

Снова погружаемся в атмосферу печали: похоронной процессией обходим храм с плащаницей – но после этого почти сразу звучит пророчество Иезекииля о воскресении мертвых:

Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «Кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.

Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот, они говорят: «Иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь (Иез.37,1-14).

Все, пророчество сбылось. Мертвые воскресли во Христе Иисусе. Смерти нет.

На вечерне Великой Субботы, после которой совершается Литургия, нет уже ни одного «похоронного» песнопения или стиха. В стихирах стенает побежденный ад: «Погибло мое могущество; Пастырь был распят и Адама воскресил; тех, над которыми царствовал, я лишился и всех изверг, кого, одолев, поглотил! Опустошил могилы Распятый: власть смерти не имеет силы!» В ветхозаветных чтениях – торжество жизни и Божией Славы, выводящей народ Его из Египта, милующей кающихся, воскрешающей умерших; исполнение самых радостных пророчеств… Евангелие – уже воскресное, окончание Евангелия от Матфея.

Страсти закончились. Христос воскрес. Теперь точно.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.