Вера и знание не антиподы
13 ноября в Москве открывается V Международная богословская конференция ««Православное учение о церковных таинствах». Ее организатором выступает Синодальная богословская комиссия под председательством митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Стало доброй традицией, что раз в два года ведущие богословы Русской Православной Церкви и братских поместных Церквей, а также представители Католической и ряда нехалкидонских Церквей собираются в Москве для обсуждения актуальных проблем богословской науки и связанных с ними церковно-практических вопросов.
— Ваше Высокопреосвященство, 13 ноября открывается очередная богословская конференция, организованная Синодальной богословской комиссией, которую вы возглавляете. В чем ее особенности? Чем она будет отличаться от предыдущих?
— Богословская конференция «Православное учение о церковных таинствах» уже пятый общецерковный богословский форум, организатором которых выступает Богословская комиссия.
Конференция, как обычно, проходит по решению Священного Синода, и тема была выбрана неслучайно. Начиная с Юбилейного 2000 года, мы провели конференции, посвященные сначала общим итогам богословского развития в минувшем веке, затем богословской антропологии, экклезиологии и эсхатологии.
Теперь предметом изучения будут церковные таинства.
Как видите, мы движемся в сторону большей практической актуальности. Если эсхатологическая тематика сегодня волнует многих верующих, и на эти запросы надо было ответить, то богословие таинств — это то, что необходимо знать и понимать каждому члену Церкви — как священнослужителю, так и мирянину. Ведь таинства совершаются в Церкви буквально каждый день, и участвуют в них все, кто действительно живет в Церкви, приникая к источникам благодати Божией.
Кстати, материалы конференции «Эсхатологическое учение Церкви», которая состоялась два года назад, изданы и составили большой том, более 600 страниц. Так что теперь они доступны не только на интернет-сайте Синодальной богословской комиссии, но и в печатном виде.
Что касается особенностей нынешней конференции, следует отметить ее четкую, продуманную структуру. Она задана самой темой. Прежде всего, с богословской точки зрения будут рассмотрены таинства в целом. Этому посвящены пленарные заседания в первый день конференции, которые по традиции откроет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Доклады этого дня посвящены различным аспектам темы: церковные таинства в Священном Писании, у Святых Отцов, в историко-литургическом аспекте, с точки зрения канонического предания, а также собственно в богословии.
Подобная структура предусмотрена и для секционных заседаний, которые посвящены рассмотрению отдельных таинств. Однако каждая секция будет открываться обобщающим докладом доктринального характера, ибо в Церкви любые научно-богословские исследования в специальных областях должны быть соотнесены с догматическим учением.
Кроме того, будет специальная секция, посвященная различным священнодействиям, которые не являются таинствами в строгом смысле этого термина. Ряд сообщений содержит сведения о богословии таинств в других христианских традициях.
Таким образом, мы надеемся получить максимально полную, объемную картину по избранной теме.
— Очевидно, что конференция потребовала серьезной подготовительной работы. Как вы ее оцениваете?
— С большим удовлетворением хочу сообщить, что в работу по подготовке конференций включается все больше участников. Мы чувствуем растущую поддержку со стороны как духовных школ нашей Церкви, так и епархиальных архиереев. В этот раз на подготовительном этапе у нас был новый и весьма плодотворный опыт: в течение года мы провели шесть семинаров, посвященных отдельным церковным таинствам.
Достаточно перечислить богословские учебные заведения, которые приняли участие в подготовке к конференции. Со-организаторами таких подготовительных семинаров стали Московская, Санкт-Петербургская и Минская духовные академии, Нижегородская и Тобольская семинарии, Свято-Тихоновский университет.
Кроме того, с докладами на этих встречах выступили также представители Барнаульской, Екатеринбургской, Новокузнецкой, Казанской, Томской, Самарской и Саратовской семинарий, Новосибирского православного богословского института. А присутствовали и участвовали в дискуссии не только приглашенные члены Синодальной богословской комиссии и представители оргкомитета конференции, но и епархиальные архиереи, ректоры, преподаватели и студенты духовных школ.
Мы услышали немало очень хороших, компетентных докладов, что свидетельствует о развитии и повышении научного уровня в региональных богословских центрах.
Пользуясь случаем, хочу еще раз выразить благодарность ректорам духовных школ — архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, архиепископу Тихвинскому Константину, архиепископу Верейскому Евгению, архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию, архимандриту Леониду (Филю) и протоиерею Владимиру Воробьеву, а также всем, кто потрудился в этом деле.
Семинары помогли нам в содержательной подготовке к конференции, а их материалы, которые изданы и будут доступны участникам конференции, легли в основу обобщающих богословских докладов.
— Каков состав участников конференции?
— Тема нашей конференции имеет различные аспекты. Многие из них осветить могут лишь специалисты, работающие в определенных областях науки. Хочу подчеркнуть: именно ученые, исследователи. Ведь науки, изучающие христианскую традицию, развиваются, подобно другим гуманитарным дисциплинам.
Поэтому, кроме ведущих богословов нашей Церкви, а также других Православных Церквей, которые являются постоянными участниками и докладчиками на наших конференциях, мы пригласили специалистов из разных стран, которые могут сделать компетентные сообщения по конкретным темам, касающимся прежде всего исторических и литургических аспектов церковных таинств.
На наш призыв откликнулись многие видные ученые. Из наиболее известных назову митрополита Каллиста (Уэра), епископа Афанасия (Евтича), Герхарда Подскальски, Роберта Тафта, Константина Скутериса, Бориса Успенского.
«География» научных центров говорит сама за себя: Тюбинген, Бонн, Мюнхен, Вена, Париж, Страсбург, Рим, Милан, Оксфорд, Дарэм, американские университеты, в том числе Йель и Нотр-Дам… И, конечно, наши постоянные партнеры: богословский факультет Афинского университета, Свято-Сергиевский богословский институт в Париже и Свято-Владимирская семинария в Крествуде (США). Будет представлен также Православный богословский институт в Кембридже и семинария в Коттаяме (Индия).
С особой радостью мы приветствуем участие в конференции в качестве докладчика недавно назначенного ректора Киевской духовной академии епископа Бориспольского Антония.
Так что конференция наша действительно международная, что, на мой взгляд, весьма полезно для развития богословской науки в нашей Церкви. Не секрет, что для успеха таких собраний важна не только официальная программа, но и неформальные дискуссии, личное общение. Без дружеских связей не может быть полноценного академического сотрудничества, которое, в свою очередь, является залогом развития научных знаний.
— Однако в нашем обществе в последнее время некоторые ученые выступают с весьма резкими заявлениями, отказывая богословию в праве называться научной дисциплиной.
— Надеюсь, что наша конференция, как и многие другие научно-богословские форумы, послужит живым опровержением такого взгляда. Те, кто его выражают, обычно путают разные науки: естественные (так называемые «точные») и гуманитарные. Богословие и различные специальные научно-богословские дисциплины относятся к гуманитарной сфере.
Но скажу больше: светские гуманитарные науки — особенно история, философия, филология, культурология, не говоря уже о религиоведении, — не могут обойтись без знания богословия и сопутствующих ему дисциплин. Ибо религия пронизывает собой культурную ткань, как в прошлом, так и в настоящем.
И сегодня мы видим, как гуманитарное знание, освобождающееся от существовавшего в прошлом идеологического диктата, нуждается в компетентном знании христианства в его различных аспектах. Удовлетворить эту объективную потребность может только богословская наука, развивающаяся внутри Церкви, питающаяся ее благодатными энергиями и смыслами.
Действительно, церковное богословие невозможно без веры и духовного опыта. Но богословие невозможно и без строгой методологии, без научного подхода. Это организованное знание, которое сродни другим формам научного знания. Вера и знание не являются антиподами.
Церковный вестник, № 21 (370), 2007