Минусинск — маленький городок на юге Красноярского края, примерно 70 тысяч жителей. Состав населения у нас примерно как в Италии — много пенсионеров. Официально зараженных коронавирусом у нас пока не отмечено, а в ближайших населенных пунктах есть: в Абакане (столица Хакасии, от нас в 26 км езды) — два, в Красноярске (это уже наша краевая столица, от нас, если ехать на машине по трассе, на расстоянии 434 км) — восемь, это статистика на сегодня, 27 марта. Понятно, что вероятность через два-три дня, неделю, месяц появления больных и у нас — велика.

Меры предосторожности — как и во всей стране, отношение людей, роение слухов,  надежды — примерно такие же: школы, в том числе воскресные, на карантине (на каникулах), ряд прочих заведений, помеченных в постановлениях правительства  — закрываются, ажиотажа в магазинах пока не замечено, весна не шибко теплая, ветреная. 

Спасский собор наш — пока открыт, меры дезинфекции в нем, определенные своевременным распоряжением архиерея, приняты, вопрос о том, чтоб закрыть храм и отменить литургию, пока не стоит… Надолго ли — кто исповесть.

Вполне возможно, что предметы горячих споров, которые сейчас ведутся в православных областях соцсетей, станут насущными и для верующих минусинцев.

И самый важный из них — о Евхаристии.

Если правительство велит закрыть храмы, послушаем ли мы их?

Как масса железных опилок, притягиваемых магнитом, собирается в подобие осмысленных фигур, так и вся масса нюансов, связанных с карантином и храмами, делится на две основных позиции. Одна  : храмы закрывать нельзя, это гонение на веру и Церковь, умрем за единый аз, за право собираться в храмах, прикладываться к иконе и целовать руку батюшке. Вторая: вера верой, но вирус никого не спрашивает, если ты не сидишь дома на карантине, а пошел в храм, в скопление людей, то ты потенциально грешишь против ближнего, и вообще Пасху  лучше встречать дома (Фейсбук сейчас как раз полон романтических пассажей на эту тему), и как это возвышенно и духовно, в противовес церковному официозу.

Меня как священника то и дело спрашивают, что я думаю про всё это.  Думаю я несколько мыслей.

Первая. Безусловно, паника – зло, трезвимся и бодрствуем. Но страшно ли мне самому? С одной стороны, конечно, тревожно. От вируса ведь действительно умирают люди. Хотя в нашем мире столько разных болезней, от которых тоже умирают,  столько людей я отпевал за последнее время, от мальчика, умершего от герпеса мозга, до взрослых, умерших от рака или погибших в ДТП, от молодого человека, неосторожно упавшего с балкона, до стариков, умерших от старости, и бомжей, про которых сами медики затрудняются сказать, от чего они умерли… 

Тревожно не только от вируса. А от того, от чего тревожно множеству знакомых мне людей: меняется лице мира, рушатся наши привычки и планы, исчезает как дым чувство самоуверенности, стабильности и защищенности, и у христиан эта тревога острее, быть может, чем у прочих: как же так, неужели наша вера и наш Бог не защитит нас от зла и не сохранит наш комфорт? От зла – всегда защитит, насчет комфорта – не знаю.  Вспомните, «Аслан – не ручной лев», вряд ли Его можно «приручить», одомашнить, встроить в нашу личную модель мира. Если эпидемия – это урок, то это урок не только трезвой и деятельной любви к ближним, но еще и урок познания себя самого, и смирения, и избавления от иллюзий. Горько ли мне? Конечно, горько, ведь свои иллюзии есть и у меня, зане человек есмь. Прав ли Ты, Господи, пытаясь избавить меня от них? Мне очень нелегко это сказать, но я попытаюсь: прав Ты, Боже, и правы все суды Твои, и они полны любви и жизни, которую хочешь дать мне.

Вторая. Соглашусь ли я, если власти велят закрыть храм и не служить Евхаристию? Не знаю (даже если не ссылаться, как обычно бывает, на благословение архиерея) . Заранее выработать системы поведения, методики и проч. – всё равно не получится, как будет, так оно и будет, по слову простецов , «как Бог даст». Это не значит, что я пущу все на самотек, махну рукой, мол, а, пропади всё пропадом. И служить буду стараться, и принимать необходимые меры, чтоб обезопасить прихожан, стараться… Как уж выйдет. 

Знаю одно: без Евхаристии, конечно, мне лично не выхилять, Господи, как-нибудь помоги Сам в этом вопросе! Всякие собрания, всякие целования священнопредметов  – это ладно, но Евхаристия?.. Скажу как человек, привыкший думать поэтическими тропами: пусть счистится с рыбы эта блестящая красивая чешуя, пусть. Но пусть останется – Сама Рыба, иначе мы умрем с голоду.

И третья, ее озвучили сегодня в комментариях к одному из постов на вышеозначенную тему : «…смирение бывает очень важно. Сейчас нет гонений на веру, сейчас сама природа, мир Божий, восстал на человека. В прошлые времена, наверное, было более актуально, чтобы верные собирались вместе на молитву. Сейчас для совместной молитвы достаточно войти в соцсеть. А на Евхаристию — епитимья. Пока не одумаемся».

Епитимья, как вы знаете, это церковное воспитательное средство для согрешившего и кающегося. Вот именно об этом аспекте,  считаю, стоит особо подумать нам, современным православным христианам.

Дум еще много… Вопросов много, ответов, как всегда – не очень. Но кто сказал, что на важнейшие вопросы, поставленные самой жизнью и промыслом Божиим, есть моментальные, ясные и простые ответы?.. Поиск ответов бывает мучителен. Помните, как у древних: «Отдай кровь и приими Дух». Помоги, Господи, всем, нелицемерно ищущим в нынешней ситуации сих ответов. И укрепи всех – в их вере, в их противостоянии черному унынию, тоске, тревоге, душевной  смуте, телесной ли болезни их самих и их близких.

О пандемии коронавируса в телеграм-канале «Правмира» @pravmirru: каждое утро — актуальная и достоверная информация из СМИ и блогов. Подписывайтесь!

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: