В московских театрах «Ленком» и «Сатирикон» (а не «Сатиры», как ошибочно писали) прошли рейды, в ходе которых сотрудники административно-технических инспекций города Москвы вместе с полицейскими «провели разъяснительные беседы» со зрителями старше 65 лет. В театрах сложилась нервозная обстановка. Непонятно, как работать в ситуации, когда пожилым людям, которые составляют большую часть публики, предложено сидеть дома.

«Правмир» позвонил в несколько московских театров, но сотрудники пресс-служб под разными предлогами отказались от разговора. Пресс-секретарь «Театра наций» Максим Андриянов рекомендовал писать ему на почту. «Мы ответим, если театр будет в этом заинтересован», — сказал он. Олеся Вартанова из пресс-службы «Театра Маяковского» сослалась на выходной.

Вера Назарова из «Ленкома» согласилась на короткий разговор.

 — Как вы относитесь ко вчерашней ситуации, когда к людям старше 65 лет были применены меры?

— У нас часть сотрудников работает на удаленке, в том числе и я. Поэтому я только от вас слышу ситуацию про людей старше 65. Я не была в театре. Слышала, что у нас была проверка, но не знала, что были какие-то инциденты с людьми старше 65 лет. Простите. 

 — То есть, проверка была, но вы ничего подробно не знаете?

— Я знаю, что проверка была у нас и в театре «Сатирикон». Но я не слышала про какие-то негативные данные именно про людей старше 65. Я не присутствовала во время проверки.

 — Видимо, про театр «Сатиры» ошибка?

— Я знаю про «Сатирикон». Про «Сатиры» не знаю. Может быть, у них [будет проверка] сегодня.

 — Есть некоторые предписания, которые театр обязан соблюдать. Но как в театре могут отследить возраст зрителей? Старше они 65-ти лет или младше?

 — Вам лучше разговаривать не с пресс-службой, а с директором, или замдиректора. Если работникам больше 65 и они не выходят на сцену, то они на удаленке. Мне не 65, но я все равно на удаленке. [Вероятно, Вера Назарова не расслышала вопроса].

 — А если это артист и он выходит на сцену?

— Мы стараемся так составить репертуар, чтобы были больше задействованы спектакли с молодыми артистами. Но это же все было введено совсем недавно. Весь сентябрь мы еще могли работать нормально.

 «Театр как доменная печь, его нельзя остановить»

Ольга Федянина, театровед, театральный критик: 

 — Театры оказались в тяжелой ситуации. Сначала их на полгода закрыли без возможности работать, играть и зарабатывать, а теперь вроде бы открыли, но со всех сторон обложили предписаниями. 

Сейчас в театральном зале требуется рассадка через одного, все постоянно должны быть в масках, буфеты не работают, есть определенные правила дезинфекции помещений. В ряде театров после репетиций участники сдают тесты.

При этом все основано не на четких распоряжениях, а на каких-то расплывчатых рекомендациях — и как к ним относиться? Если людям старше 65 лет предложено самоизолироваться, то кто должен следить за соблюдением? Театры что ли? Можно, наверное, сделать возрастное ограничение при покупке билетов, но это все-таки чистое безумие. Я уже не говорю о том, что у нас театральная публика, если только это не Гоголь-Центр, в среднем старше, чем публика кинотеатров или рок-концертов.

 Театры поставили в ситуацию, когда они живут в условиях полной неопределенности, а это отпугивает публику. Причем формально это происходит как бы по вине самих театров. «Вас же не закрывают? Вы только на входе потребуйте паспорта, чтобы проверить возраст». 

 И все равно театры стараются все предписания выполнять, потому что страшно, что снова все закроют. Лучше хоть немного играть, чем не играть вовсе. Театр — это предприятие непрерывного цикла. Как доменная печь: если ее остановили, то поднимать ее заново — это огромные усилия и очень большие расходы.

 Но если в ближайшее время появится еще несколько таких ярких инициатив, как вот эти недавние рейды с проверкой, то театры сами через некоторое время скажут: «Лучше уж закрывайте». А у городской власти тут же появится алиби: «Ну вы же сами попросили».

 Общее ощущение — и оно касается не только театров — что за весну и лето никто ничему не научился. Самый надежный способ взаимодействия — это не последовательное, регулярное, внятное объяснение, а по-прежнему запугивание, чтобы человек боялся выйти из дома. 

При поддержке Фонда президентских грантов

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.