Главная Общество СМИ Нескучный сад Жизнь в Церкви

Вестник Рождества № 8. Деликатность Бога

И маленький секрет Андрея Первозванного
"Андрей приводит Петра к Иисусу", Караваджо
А у католиков – рораты! Вы не знаете, что такое рораты? И я не знал, пока меня не просветили друзья-католики. Сейчас у них, как и у православных, идут дни подготовки к Рождеству Христову. Восточные христиане называют это время Рождественским постом, а западные – Адвент. Но идея одна – все мысли о Христе! Все молитвы – Христу и Царице Небесной, которая готовится родить Богочеловека.

Рораты – это литургии, которые совершаются при свечах на восходе солнца или до восхода, одним словом, очень рано. И устраивают эти предрассветные службы в честь Богоматери – Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим!

Великое и неслыханное дело – Бог – Творец и Создатель этого мира – спрашивает разрешения родиться, вступить в собственный мир у юной девушки, почти девочки, и без Ее согласия не смеет отважиться на это великое и нужное свершение! Меня всегда захватывала эта мысль, потому что, если это так, что это говорит о Боге, если в Нем столько доброты, уважения к свободе «малых сих», деликатности и такта?

В древности в западной Церкви эти ранние литургии начинались пением стихов из

Архимандрит Савва (Мажуко)

пророчества Исаии:

«Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду» (Ис. 45:8).

А на латыни как красиво:

«Rorate caeli desuper et nubes pluant iustum».

Глагол «roro» значит «падаю каплей, покрываю росой», а в церковном лексиконе – «кроплю». Так что, когда в следующий раз вы пойдете освящать куличи, можете блеснуть знанием латыни, обратившись к батюшке: «Вот тут, отче, rorate, пожалуйста!»

Это далеко не случайное слово, и христианская древность очень ценила символ, который пророк Исаия использовал для изображения прихода Мессии. Исаию у нас читают мало, но сам образ росы нам хорошо известен благодаря Псалтири, и вы сразу вспомните эти волнующие строки Писания, когда я процитирую семьдесят первый псалом:

«Снидет яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю» (Пс. 71:6).

– Почему христиане древности выбрали для молитвенного размышления именно эти строки?

– Потому что в этих словах описан образ явления Бога Воплощенного! Он приходит не как властитель, повелитель, мститель и судья – с громом, молниями, в столпе огня и покоряющей мощи. Нет, Он избирает другой путь: всеми забытая деревушка, времена славы которой давно угасли в веках, нищий старик с хрупкой девушкой и тесная пещерка, даже скорее сарайчик, на выселках – никто и не заметил!

Вестник Рождества № 1. Формула поста
Подробнее

Ведь никто не замечает, как на траве поутру появляется роса – и откуда только берется? Но эти нежные росинки – предвестники утра и солнышка, тепла и радости! Бог выбрал путь росинки, Он пришел не как устрашающее цунами и безжалостный ураган, а как капелька – капля-малютка, освежающая и дарящая бодрость и силы жить.

У православных есть свои рораты, но мы мало внимательны к ним.

Первая весточка о Грядущем Мессии – песнопения на службе Введения – «Христос раждается», вторая – стихиры, которые поются на всенощном бдении под праздник апостола Андрея Первозванного. Если пение «Христос раждается» и отмечается особо, то эти стихи не замечают даже певчие, и напрасно, потому что это первые богослужебные тексты предпразднства Рождества в этом году, и, представляете, там про Исаию!

Вот стихира, которую поют на «Господи, воззвах», когда священник с дьяконом идут на Малый вход Царскими вратами:

Исаие, ликуй! Слово Божие восприими!

Прорцы Отроковице Марии,

купину горети огнем и не сгарати зарею Божества!

Вифлееме, благоукрасися!

Отверзи врата, Эдеме!

И, волсви, идите, видите спасение в яслех повиваемое,

Егоже звезда показа верху вертепа –

Жизнодавца Господа, Спасающаго род наш!

Здесь уже озвучиваются главные предсказания, а также образы и сюжеты истории Рождества Христова: Богоотроковица Мария, пророчества Исаии, видение неопалимой купины, предсказание о Вифлееме, звезда и звездочеты, Младенец в яслях, а в стихире, положенной перед великим славословием, и вовсе – неудержимое ликование, неистовый хоровод и радость всех действующих лиц:

Восприими, Вифлееме, Божию митрополию!

Свет бо Незаходимый в тебе родитися приходит.

Ангели – удивитеся на небеси!

Человецы – прославите на земли!

Волсви – Персиды преславныя дары принесите!

Пастырие, свиряюще, – трисвятое пение песновоспойте!

Всякое дыхание да хвалит Вседетеля!

Это так прекрасно! Это так утешительно, что, сколько бы печалей нам ни несло зимнее время и как бы ни было одиноко от нехватки тепла и солнца, – хочется жить!

Хочется войти в эту радость Великого Чуда и Знамения, в этот хор свидетелей, потому что ликование Рождества – не для личного пользования, его нужно научиться делить с близкими, не уберегая только для себя. Поэтому и все службы наши и моления не что иное, как школа радости, как класс, в котором мы обучаемся радоваться вместе и ликовать вокруг Бога-росинки, Бога-капельки, перенимая Его деликатность и нежность, подражая Богу, чтобы и самому стать для других отрадой и утешением.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: