Владимир Мединский: «Ограничений свободы творчества не будет»

, |
Проект программы «Основы государственной культурной политики», разработанный Минкультуры, вызвал немало споров. Ряд СМИ предположили, что документ введет в культуру элемент государственной идеологии. В нем, в частности, говорится о неприятии таких терминов как «толерантность» и «мульикультурализм», и присутствует тезис о том, что «Россия – не Европа». Министр культуры Владимир Мединский встретился с журналистами, чтобы объяснить - что именно имелось в виду под этими формулировками.
Владимир Мединский: «Ограничений свободы творчества не будет»

Работа над проектом продолжается, говорить о его тоталитарном характере преждевременно, – заявил, открывая пресс-конференцию, Мединский. Предложения Минкультуры, которые «ушли» в Администрацию президента, сегодня учтены на «50 процентов». Над созданием проекта трудится рабочая группа. В нее вошли эксперты, деятели культуры, а возглавляет ее глава администрации президента Сергей Иванов – эта группа и подготовит консолидированное мнение по поводу будущее культурной политики. В прессу же, по словам Мединского, попала рабочая межведомственная переписка: «Просто, писали там не бюрократическим языком, а то, что мы действительно имеем в виду».

Одно из главных нововведений новой культурной политики, которое уже произошло – реорганизация экспертных советов Минкульта. В их ведении находится распределение грантов.  «Чтобы пресечь разговоры  об излишней ортодоксальности министерства, могу сказать – чиновники теперь в распределении грантов участвовать не будут. Весь отбор мы поручаем деятелям культуры», – сказал Мединский.

По его словам, уже принято решение о двукратном увеличении грантов молодым режиссерам, театрам, драматургам и лучшим представителям современного искусства. Кроме того, минкульт предлагает стимулировать грантами талантливых драматургов, у которых еще нет договоренностей о постановках своих пьес в театрах. Во главе угла новой политики стоит талант. Задача – финансировать не идеологические модели, а то талантливое, что сегодня в России есть, подчеркнул Мединский.

Проект основ государственной культурной политики не собирается ограничивать свободу творчества. Но при этом инвестировать в проекты, которые несут в себе асоциальные и агрессивные элементы министерство культуры не будет. Его цель – обеспечить деньгами те культурные начинания, которые пойдут на благо страны.

Мединский ответил и на вопрос о тезисе «Россия – не Европа», который прозвучал в предложениях Минкульта. По его словам, слова, приведенные в СМИ, были вынуты из контекста: «У Минкульта написано: Россия – не Европа и не Азия, Россия являет собой древнюю самостоятельную самобытную цивилизацию». По словам Мединского, такая формулировка является взаимоудобной: «Она означает, что России не надо навязывать голландские правила игры. Но и Россия не будет навязывать свои правила Голландии или кому-то другому».

Министр культуры представил тех, кто будет отвечать за распределение грантов в экспертных советах министерства. Писатель Алексей Враламов возглавит совет по драматургии. Ректор театрального училища имени М.С.Щепкина Борис Любимов будет отвечать за режиссуру. Режиссер и продюсер Эдуард Бояков и академик Российской академии художеств Салават Щербаков станут участниками совета по современному искусству.

«В проекте государственной культурной политики я не вижу ничего ужасного. Ничего, что возмущало бы меня как гражданина, – сказал Эдуард Бояков. – Читая про неприятие терминов «толерантность» и «мультикультурализм» в документе, я могу сказать: мне тоже не нравятся эти термины. И я везде и везде говорю – западная цивилизация не дает нам возможности для развития, она тупиковая. Но я хочу, чтобы на смену этим словам пришли другие, характерные для нашей культуры: терпимость, милосердие, уважение к другим культурам.

По словам Боякова, в новой культурной политике важно избегать поиска ведьм и закручивания гаек: «Нельзя вешать свастики на улицы. Но можно вешать свастики на сцене, когда речь идет об ужасе, которые мы переживаем, и герое, в котором мы хотим разобраться. Должно быть пространство для диалога».

Бояков напомнил, что современное искусство – это всегда территория поиска. И то искусство, которые мы сегодня воспринимаем как примеры величия русской классики – это всегда художники, которые ходили по краю и пробовали новые формы.

«Состав экспертных советов разный. Но именно это и гарантирует, что гранты не будут попадать в одни руки, под одного педагога и так далее», – сказал Борис Любимов. По поводу распределения грантов «мы будем спорить увлеченно и – хочется верить – результативно», добавил он.

010

В заключение Владимира Мединского спросили о политике министерства в вопросе ненормативной лексики и мата  – их использовании в кинотеатрах, книгах, на сцене. «Если речь идет о кино, то министерство выступает за запрет и «запикивание» мата в тех фильмах, которые получают прокатное удостоверение на массовый прокат в кинотеатрах», – сказал министр. Эта мера, по его словам, не коснется фестивальных фильмов, которые остаются площадкой для эксперимента. Книги с использованием нецензурной речи министерство предлагает помечать особыми пометками на обложках, добавил министр.

Фото: Ефим Эрихман

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Глава “Ракфонда” - о том, как объяснить людям связь между наукой и их здоровьем
Старики чаще всего вспоминают о войне, помнят голод, страх, тяжелый труд в колхозе
История Шанталь Петиклер, которая побила 26 мировых рекордов и выиграла 14 паралимпийских медалей

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: