Владимир Миронов: Патриотизм нельзя навязать, он должен медленно вызревать в народе
6 декабря. ПРАВМИР. Идеология патриотизма должна медленно вызревать в народе, считает доктор философских наук, профессор, декан философского факультета МГУ Владимир Миронов.
«Патриотизм не должен сводиться к лубочным картинкам, сарафанам и иной атрибутике. Идеология или национальная идея не может быть спущена сверху, точнее говоря спущена-то она может быть, но массы ее могут и не принять», — заявил он в интервью корреспонденту портала «Правмир».
По мнению ученого, задача гуманитарных специальностей – развивать элементы идеологии, выдвигая систему ценностей, которая традиционно присуща народу.
«А мы сегодня делаем, в том числе и в нашей стране, часто прямо противоположное. Например, в образовании, вместо того, чтобы отстаивать наши приоритеты, мы фактически согласились с принципами западного мира, который решает несколько иные проблемы», — подчеркнул В. Миронов.
По мнению декана, общество погружено в «единый медийный мешок», в котором все работает по единым коммуникационным законам, в результате чего культуры теряют свою самобытность, начинает доминировать один язык, английский, и определенные стереотипы поведения.
«Спросите шести-семилетних детей, кто такая Баба Яга и кто такой Микки Маус. Вы же понимаете, что вероятность того, что они сегодня не будут знать, кто такая Баба Яга, но будут знать, кто такой Микки Маус очень высока», — уверен ученый.
По его мнению, США здесь выступает в качестве «культурного донора», который внедряет эти изменения.
«И поскольку у нас после разрушения страны, основанной на иной системе ценностей культурный иммунитет был ослаблен в эти ослабленные иммунитетом культурные зоны начало врываться чужое и изнутри нас переделывать. Мы даже иногда не осознаем, как мы уже стали другими. Нельзя навязывать стереотипы своей культуры. А сегодня идет мощнейшая американизация. И эти вещи надо обсуждать как раз гуманитариям», — считает В. Миронов.
По его мнению, человек становится культурным через определенный элемент насилия.
«Я здесь учился в Раменках в школе недалеко. И нас каждую неделю директор водил в театр — в Большой, в Малый – в те годы это было дешево. Мы были страшно недовольны, нам в футбол хотелось поиграть. В результате в тот период мы просмотрели и прослушали всю классику. Это естественный тип приращения, а не демагогические призывы быть патриотом, пить только водку и квас», — заявил он.
«Культура ( и патриотизм как часть её) воспитывается погружением в продукты этой культуры, через произведения искусства, через архитектуру, через книги. А мы должны направлять ребенка», — заключил ученый.
Читайте также: