Владимирская икона: Христос делает шаг, чтобы спасти нас

Владимирская икона Божией Матери: Христос как «Перешагивающий бездну». Особенности иконографического типа «Умиление».

Владимирская икона Божией Матери из собора в Санкт-Петербурге

Владимирская икона Божией Матери из собора в Санкт-Петербурге

Христос – возраста между Младенцем и Отроком – на руках Богородицы, обнимающий Ее за выю. Он делает шаг. Он перешагивает глубокую складку в мафории – ризах Богоматери.

На некоторых изводах схожих икон (Толгская, Феодоровская) шаг этот столь стремителен, что приближается по своей динамике к прыжку…

Сын Божий для христиан с первого века от Рождества Христова есть «Тот, кто сошел» – «снизшедый» . «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф.4:10)

Эти слова традиционно относят к самоумалению Творца перед тварью, «смирению Бога», которое называется по-гречески «кенозис». Христос Бог, Сын Божий Превечный, шагнул вниз, в тварный мир, спасать Свое творение.

И вот – посмотрите! – Он шагает через пропасть бездны, через бесконечное различие между Творцом и творением. Он шагает – и эта бездна, отделяющая Творца от возлюбленного Его творения не только тварность. Эта бездна – бездна смерти, небытия. И шагает Он не бесплотными, ангельскими ногами, но стопами человеческими. Не ангельскую природу и невещественность восприемлет Бог, но человеческое тело от Дщери Авраамовой, «от семени Авраамова» (Евр. 2:16)., Ступнями, которые понесут на себе раны от гвоздей…

Вот Он –

Шагает к краю провала.

Крепкий! –

Заря слепяща и ала –

Редки

Яркие звезды на тверди.

Вслед! –

Только это

и свЕтло

на свете.

Феодоровская икона Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери

Сын Божий шагает через бездну смерти, которая в прообразах была явлена смертельно уставшим и смертельно испуганным спутникам пророка Моисея, остановившимся перед морем Чермным… Тогда через пропасть между стоящими покорно, как затаившие дыхание рабы-стражники, вод морских, прошла вслед за пророком Моисеем Церковь Ветхая. «И все крестились в Моисея в облаке и в море» (1Кор.10:1-2)….

Теперь же перед нами – образ исполнения чаяний тех, кто не увидел желаемого (Евр. 11:13;39) – всех пророков и праведников Ветхого Завета. Уже не человек Моисей, но Человек Иисус Христос, единственный Посредник и Ходатай (1 Тим. 2:5).

Сам Бог, воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы, ставший Человеком, шагает через бездны, простирая длань. Длани Его тоже будут пригвождены ко Кресту, как и стопы…

И в Своем таинственном движении Исхода Он словно «повисает» на шее Богоматери. И мы вспоминаем Его «повешение на древе».

На Кресте Тя видящи Христе Мати Твоя, волею посреде разбойников висяща, и биющи матерски утробу, глаголаше: безгрешный Сыне, како неправедно на Кресте яко злодей водружен еси, человеческий хотя оживити род, яко благоутробен. (Крестобогородичен в пяток 3-я седмицы Великого Поста на утрени)

Толгская икона Божией Матери

Толгская икона Божией Матери

Ризы Младенца (на Толгской иконе) зелены – это символ Духа, реющего над новым творением, вышедшим из небытия смерти вслед за перешагнувшим бездну Сыном Марииным.

Апостолы Христовы, идя за Ним, Восходящим на смерть в Иерусалим (Мк. 10:32), трепетали от страха, но, тем не менее, шли за Ним вослед.

Бог говорил Моисею: «Узриши задняя Моя» (Исх. 33:29) – святоотеческое толкование говорит, что сзади Бога видит тот, кто следует за Ним, а в лицо Его видит тот, кто идет против Него, и такой человек не может остаться в живых.

Апостолы, идя вслед Сыну Божию, были потрясены и испуганы Его словами о грядущем Его бесславии и смерти Крестной. Их смущала и пугала мысль о страданиях Того, Кого они называли «Учитель», в Ком видели Мессию – Нового Моисея, обещанного Моисеем ветхим (Втор.18:18-19; Деян. 7:37).

Фото: pravoslavie.ru

Фото: pravoslavie.ru

Скоро исполнится пророчество Моисеево: «Узрите живот ваш висящ пред очесы вашими» (Втор.28:66), ибо «не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Лк 13:33). Он, Христос, Новый Моисей, грядет туда, чтобы стать Праведником, Распятым на древе, и Человеком, перешагнувшим бездну смерти.

Он грядет туда, и они – ученики Его – вслед Ему.

Что нам до боязливых шепотков и пугающих шорохов? Он воистину перешагивает небытие смерти и говорит нам: «Ты иди за Мною!» (Ин. 21:22) И странствует Церковь Его, проходя по дорогам мира «путем новым и живым» (Евр.10:19)

И Церковь странствует по земле вслед Ему – подобно тому, как с учениками странствовала Матерь Христова.

Кая Сия, Иже воистинну близ Бога?

яко
превозшедши вся Ангельский чины,

Едина
добротою девства,

яко Мати сияющи Вседержителя.

(Канон Богородице, глас 4)

Читайте также:

Митрополит Амфилохий у чудотворной иконы Владимирской

Владимирская икона Божией Матери

Москвичи молятся у Владимирской иконы Божией Матери (+ ФОТО)

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают Правмир, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что честная и объективная информация должна быть доступна для всех.

Но. Правмир – это ежедневные статьи, собственная новостная служба, корреспонденты и корректоры, редакторы и дизайнеры, фото и видео, хостинг и серверы. Так что без вашей помощи нам просто не обойтись.

Пожалуйста, оформите ежемесячное пожертвование – 100, 200, 300 рублей. Любая сумма очень нужна и важна нам.

Ваш вклад поможет укреплять традиционные ценности, ясно и системно рассказывать о проблемах и решениях, изменять общественное мнение, сохранять людские судьбы и жизни.

Дорогой читатель!

Поддержи Правмир

руб

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: