«Вместо
Фото: iscom
Фото: iscom
Математика должна научить детей думать и рассуждать, а не только решать задачи, считает учитель Дэн Мейер. На TED Talks он рассказал, как увлечь ребенка алгеброй и геометрией с помощью примеров из реальной жизни.

Мы умеем считать, а рассуждать — нет

Дэн Мейер

Постарайтесь, пожалуйста, вспомнить момент, когда вы были очарованы фильмом, песней или книгой и от всей души порекомендовали эту вещь близкому и любимому человеку. С интересом и нетерпением ожидали его реакцию, а потом оказалось, что ему совсем не понравилось.

В таком состоянии я находился каждый рабочий день в течение последних шести лет. Я преподаю математику в старших классах школы. И продаю клиенту продукт, который ему не нужен, но который он обязан купить по закону. То есть игра проиграна заранее.

Приведу одно полезное наблюдение про школьников, про каждого из вас. Если я дам вам выпускной тест по алгебре, то смело могу сказать, что не более чем 25% из вас пройдут его. Оба факта характеризуют не столько вас или моих школьников, сколько предмет, который мы сегодня в США называем школьной математикой.

Для начала хочу разбить математику на две категории. Одна — вычисления. Этот аспект вы все забыли. Например, разложение на множители квадратного трехчлена со старшим коэффициентом выше единицы. Этот аспект, кстати, совсем нетрудно выучить заново, при условии, что у вас есть серьезные навыки математических рассуждений. 

Мы называем такое умение приложением математических процессов к окружающему миру. Этому трудно научить.

Мы бы хотели, чтобы школьники сохранили в себе именно это умение, даже если они не будут заниматься математикой в дальнейшем. Однако в США метод преподавания предмета практически гарантирует, что именно это умение они сохранить и не смогут. 

Что не так с изучением математики в школах

Начнем с пяти симптомов неправильного обучения математическим рассуждениям на уроках. Первый симптом — отсутствие инициативы. Школьники не хотят что-либо делать сами. Как только я заканчиваю лекционную часть, так сразу человек пять поднимают руки и просят заново все разъяснить в индивидуальном порядке. 

Школьникам не хватает настойчивости. Они не стараются запоминать: одни и те же понятия приходится объяснять спустя три месяца заново. 

Устойчивая неприязнь к текстовым задачам характеризует 99% моих школьников. Оставшийся один процент, как правило, судорожно ищет готовую формулу, подходящую в данной ситуации. И это действует действительно удручающе.

Дэвид Милч, создатель [исторического] телесериала «Дэдвуд» и других прекрасных шоу, хорошо описал подобную ситуацию. Он перестал создавать актуальные драматические шоу, потому что убедился, что когда мозги зрителя забиты ежедневным четырехчасовым просмотром, например, комедийного шоу «Два с половиной человека», — никого не хочу обидеть, — его извилины настолько деформируются, что он ждет лишь задачки попроще. Он назвал это «нетерпимость к нерешенности». 

Человек становится нетерпим ко всему, что не имеет быстрого решения.

Он ожидает повсюду смехотворные полупроблемы, которые можно уложить в 22 минуты комедийного шоу, включая рекламу и смех за кадром. Скажу вам то, что вы и так знаете: ни одна достойная решения задача не бывает такой простой. 

Меня это сильно беспокоит, потому что когда я выйду на пенсию, мои школьники будут управлять страной. Обучая их таким методом, я подрываю свое будущее и благоденствие. Заявляю, что наши учебники, в особенности популярные, обучают умению рассуждать математически и терпеливо решать задачи методом, который равносилен тому, чтобы посмотреть комедию «Два с половиной человека», а потом пойти спать.

Нет, серьезно! Вот пример из учебника физики, с равным успехом применимый и к математике. Заметим прежде всего, что здесь ровно три числа, и каждое из них, в конце концов, появится где-нибудь в формуле, которую школьник затем посчитает. Я верю в реальную жизнь. 

Спросите себя, решали ли вы когда-либо задачу, действительно достойную решения, где у вас заранее была бы вся нужная информация, где у вас не было бы избытка информации, которую придется откинуть, где у вас не было бы недостатка информации, и ее не надо было бы добыть. Уверен, что вы согласитесь: задачи, действительно стоящие решения, выглядят не так. Авторы учебника, я думаю, отлично знают, что это подрезает крылья школьникам. Потому что, посмотрите, вот задачи для подготовки. 

А когда наступает время делать контрольные, то предлагаются вот такие задачи, где просто цифры изменены и контекст слегка подправлен. 

А если школьник еще не узнал шаблон, с которого списана эта задача, то тут же услужливое указание, к какой именно задаче надо вернуться, чтобы найти нужную формулу.

В буквальном смысле слова можно успешно сдать раздел, не зная физики вообще, а просто зная, как расшифровать учебник. Позор! <…>

Детям нужны задачи из реальной жизни

В 90% случаев я трачу свои пять часов в неделю подготовительной работы на то, чтобы переработать достаточно очевидные элементы задач из учебника, чтобы они научили рассуждать математически, научили терпеливому решению задач. Сейчас покажу, что из этого получается. 

Эта задача про бак воды мне нравится. Вопрос: сколько времени нужно для наполнения его водой? Начнем по порядку: избавимся от промежуточных шагов. Школьники сами создадут и сформулируют их. Затем отметим, что будет нужна вся написанная информация — нет отвлекающего фактора. А потому мы и это скроем: школьникам самим придется решать, что важно для решения задачи: высота? размер? цвет крана? Что тут важно? Слишком уж редко этот вопрос встречается в курсе математики. Итак, у нас остался только бак с водой. Сколько времени нужно для наполнения его водой?

Вот и все! Сейчас XXI век, и людям нравится обсуждать реальный мир в реалистичном его представлении, а не посредством схем или графиков, чем часто страдают учебники. А потому мы просто идем и снимаем реальный мир. Итак, сейчас у нас появился настоящий бак. Сколько времени нужно для наполнения его водой? А еще лучше — снять на видео, как бак наполняется водой, медленно, мучительно медленно, сводя с ума. Школьники смотрят на часы, закатывают глаза от нетерпения, и на каком-то этапе у них возникает вопрос: «Да сколько же времени нужно для наполнения его водой?» Теперь можете быть спокойны: наживка проглочена.

С этого момента задача становится по-настоящему интересной для меня: ведь работая в школе совсем недавно и не имея нужного стажа, я занимаюсь с наиболее отстающими школьниками. Многие из них не станут вообще говорить о математике, просто потому, что кто-то в классе знает лучше, знает формулу, знает, как ее применить, так что нет смысла вообще говорить об этом. 

Но тут — все в равных условиях, игра переведена в плоскость интуиции. 

Поскольку каждый из детей когда-то что-то наполнял водой, я могу расшевелить их отвечать на вопрос, сколько времени для этого надо.

Даже детей, которые боятся вести диалог и которые боятся математики — и их удается включить в разговор. На доске мы записываем имена, напротив каждого — вариант ответа, и на этом этапе дети уже включаются в полную силу. Тогда мы следуем процессу, который я описал. Замечательно, — и это одна из прелестей процесса — что для того, чтобы узнать результат, мы не заглядываем в ответы. Вместо этого мы заканчиваем просмотр видео. 

Математика объясняет многое в нашей жизни

Хочу сообщить, что удовольствие от предмета увеличилось, хотя школьники изначально были подвержены всем недугам нетерпеливости, о которых шла речь. Если этим детям, после одного семестра занятий, написать на доске нечто совершенно новое и необычное, они способны вести осмысленный разговор на 3–4 минуты дольше, чем в начале года — и притом это для них — удовольствие. Они больше не чураются текстовых задач, потому что для них теперь это нечто иное. Они больше не боятся математики, потому что мы постепенно предопределили само понятие математики. Все это доставляет им удовольствие.

Фото: TED talks

В беседах с учителями математики я призываю их применять мультимедиа — ведь это несет в класс реальную жизнь в цвете и с высоким разрешением, чтобы стимулировать у школьников интуицию с учетом, что условия тогда для всех равные, чтобы они научились задавать как можно более короткие вопросы, чтобы эти вопросы возникали по ходу обсуждения, чтобы дать школьникам возможность создать задачу — ведь так сказал Эйнштейн, — и, наконец, поменьше помогать, потому что учебник помогает, но не так: он освобождает школьников от обязанности терпеливо решать задачи и учиться рассуждать математически. Помогать поменьше.

Почему сейчас потрясающее время быть учителем математики? Да потому, что сейчас средства для создания высококачественного курса математики лежат у нас в нагрудном кармане. 

Они общедоступны и достаточно дешевы. И инструменты для их распространения, бесплатно, через открытую лицензию, дешевы как никогда и тоже общедоступны. 

Не так давно я опубликовал в своем блоге видеоматериалы, и за две недели набралось 6 000 просмотров. Мне приходят письма от учителей из стран, в которых я никогда не был, со словами: «Здорово! У нас в классе тоже удался прекрасный диалог. Да, кстати! Вот как я усовершенствовал ваш материал». И это — здорово! 

Недавно я опубликовал в своем блоге вот такую задачу. В какую кассу лучше встать в супермаркете: в ту, куда стоит одна тележка с 19 покупками, или в ту, куда стоят 4 тележки с числом покупок 3, 5, 2 и 1? Связанные с этим элементы линейного моделирования были полезны в классе. Дело кончилось тем, что пару недель спустя я выступил в телепрограмме Good Morning America. Вот уж чего не ожидал…

Из всего этого я могу лишь сделать вывод, что многие, и не только школьники, изголодались по таким вещам. Математика объясняет очень многое в реальном мире. Математика дает нам язык для выражения интуиции. Я призываю каждого, каков бы ни был ваш статус в области образования — студент, учитель, родитель — неважно: добьемся более высокого качества курса математики. Нам нужно больше тех, кто может терпеливо решать задачи. Спасибо.

Источник: TED Talks

Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.