Воскрешение Лазаря — один из самых ранних изобразительных сюжетов, возникших в христианском искусстве. Обычно формирование той или иной иконографии связано с появлением празднования в церковном календаре. Иконографическая и литургическая традиция в большинстве случаев взаимосвязаны. Однако, образ воскрешения Лазаря является исключением: он возникает, вероятно, несколько ранее появления празднования. Этот сюжет присутствует уже в самых ранних дошедших до нас христианских памятниках: росписях катакобм и рельефах саркофагов.

Содержание фресок катакомб, где хоронили умерших, и рельефов погребальных саркофагов вполне естественно связано с темой воскресения мертвых, победы над смертью. Важно было выразить веру в освобождение от первородного греха и связанных с ним тления и смерти. Некоторые сюжеты указывают конкретно на Воскресение Христово, например, чудесное спасение пророка Ионы (об этом чуде, как о знамении, говорил Сам Господь). Другие же сюжеты являются прообразами не только Воскресения Иисуса Христа, но и указывают на будущее всеобщее воскресение: три отрока в печи, пророк Даниил во львином рву, воскрешение Лазаря.

Фреска катакомб Джордани. IV в. Рим

Фреска катакомб Джордани. IV в. Рим

В раннехристианских памятниках это чудо часто представлено лаконично, как двухфигурная сцена. Иконографические типы изображения Христа в этот период только начали формироваться: Христос изображался и как средовек (с бородой и длинными волосами) и как безбородый юноша. Последний иконографический вариант на языке античного искусства передавал идею вневременности и вечности Божества: Христос изображался как вечно юный Бог. В руке Спасителя легкая тросточка — атрибут чудотворца, понятный для людей того времени символ совершаемого чудотворения. В античном искусстве с этим атрибутом, от которого происходит сказочная волшебная палочка, изображали, например, Гермеса.

В иконографии тросточка, которой Господь касается Лазаря, сначала превращается в короткий жезл, а после вообще исчезает как лишняя деталь. Богу для свершения чуда не нужен инструмент, достаточно Его собственной воли. Кроме того, в процессе развития христианского искусства линия, которую можно условно назвать «реализмом», возобладала над аллегорическими формами. Было определено, что людей и события следует изображать такими, какими они были в евангельской истории, а не посредством каких-либо символов и аллегорий. В тексте Евангелия от Иоанна совершенно четко указывается на обращение Спасителя к Богу Отцу и приведены Его слова «Лазарь, иди вон!» (Ин. 11:41-43), других подробностей процесса свершения чуда не приводится. Следовательно, жезл — деталь недостоверная с точки зрения текстологии и совершенно лишняя с точки зрения догматики.

Фреска катакомб Петра и Марцеллина. 2-ая пол. III — 1-ая пол. IV в. Рим

Фреска катакомб Петра и Марцеллина. 2-ая пол. III — 1-ая пол. IV в. Рим

Обвитая пеленами фигура Лазаря часто представлена в масштабе. Прием уменьшения фигур постоянно применялся в раннехристианском искусстве при изображении чудес. Гробницу римские художники изображают так, как выглядели погребальные сооружения в греко-римской культуре: небольшое здание (эдикула) с фронтоном и колоннами.

Фреска катакомб на Виа Латина(Catacomba di Dino Compagni). IV в. Рим

Фреска катакомб на Виа Латина(Catacomba di Dino Compagni). IV в. Рим

Композиция фрески катакомб на Виа Латино дополнена фигурами апостолов и народа. Характерной особенностью рельефов некоторых саркофагов является изображение сестры Лазаря, припадающей к ногам Христа.

 Фрагмент саркофага. 325-350-е годы. Музей Пио-Кристиано, Ватикан

Фрагмент саркофага. 325-350-е годы. Музей Пио-Кристиано, Ватикан

Художники из восточных провинций империи гробницу изображали так, как она выглядела, то есть, как пещеру в скалах. Со временем композиция становится все более повествовательной, наполняется деталями. Изображаются Марфа и Мария, иудеи открывающие гробницу, человек, снимающий пелены с воскрешенного. Некоторые персонажи закрывают краем одежды носы — так иллюстрируются слова Марфы «Господи, уже смердит; ибо четыре дня как он во гробе» (Ин. 11:39).

Миниатюра Евангелия из Россано. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия. Фрагмент

Миниатюра Евангелия из Россано. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия. Фрагмент

Саркофаг. IV в. Церковь Сан Витале, Равенна, Италия

Саркофаг. IV в. Церковь Сан Витале, Равенна, Италия

Саркофаг. IV в. Церковь Сан Витале, Равенна, Италия

Саркофаг. IV в. Церковь Сан Витале, Равенна, Италия

Донце поминального сосуда. IV в. Музей Пио-Кристиано, Ватикан

Донце поминального сосуда. IV в. Музей Пио-Кристиано, Ватикан

Резная панель двери церкви Санта Сабина. V в. Рим. Фрагмент

Резная панель двери церкви Санта Сабина. V в. Рим. Фрагмент

Мозаика церкви Сан Аполинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия

Мозаика церкви Сан Аполинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия

Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция

Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Миниатюра Трапезундского Евангелия. Византия. Константинополь. Середина XII в. Музей Уолтерса, Балтимор, США

Миниатюра Трапезундского Евангелия. Византия. Константинополь. Середина XII в. Музей Уолтерса, Балтимор, США

Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Пластина бронзовых дверей. 1170 - 1220 г. Кафедральный собор г. Беневенто, Италия

Пластина бронзовых дверей. 1170 — 1220 г. Кафедральный собор г. Беневенто, Италия

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

Фреска собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. 1313 г. Псков.

Фреска собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. 1313 г. Псков.

Икона из праздничного чина иконостаса новгородского Софийского Собора. Ок.1341г. Фрагмент

Икона из праздничного чина иконостаса новгородского Софийского Собора. Ок.1341г. Фрагмент

Икона из Кирилло-Белозерского монастыря. 2-ая половина XV в. Русский музей, Спб.

Икона из Кирилло-Белозерского монастыря. 2-ая половина XV в. Русский музей, Спб.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.