«Вот, мы восходим в Иерусалим…»

В Неделю 5-ю Великого поста – Мк 10:32–45 (зач. 47):

Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Священник Феодор Людоговский

Читая Евангелие, мы уже заранее знаем: оно – о Спасителе, о Мессии, о Христе, о Сыне Божьем, о Богочеловеке – о Боге. И для большинства читателей человечество Иисуса отодвигается на задний план, а на первом оказывается Его Божественная природа, проявляющаяся в необычном рождении, в чудесах, в победе над смертью и вознесении к Отцу.

И не так уж много мест мы можем припомнить в Евангелии, где Иисус показан прежде всего как человек. К их числу относят брак в Кане Галилейской (Ин 2:1–11), где Иисуса по-дружески позвали на семейное торжество. В этом же качестве часто вспоминают воскрешение Лазаря – там, как мы помним, Иисус прослезился, скорбя об умершем друге (Ин 11:35). Но сегодняшнее чтение, как кажется, гораздо более ярко и явно открывает нам человеческую драму Богочеловека.

Вслушаемся, вчитаемся в эти строки. «Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет».

Учитель говорит это ученикам, ближайшим друзьям, разделявшим с Ним все тяготы жизни бродячего проповедника. Что можно было ожидать услышать от них в ответ на эти слова? Возгласы горя, скорби, непонимания; затем – расспросы, утешения; затем – попытки что-то придумать, чтобы избежать подобного поворота событий. И всё это действительно бывало (см., например, Мф 16:21–23). Но что происходит на сей раз?

«…Дай нам, – говорят ученики, друзья, – сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». Т. е. Он им: «Я скоро умру». Они: «Ты умрешь, ладно, может, даже и воскреснешь, но всё это как-нибудь потом, а сейчас это совсем не важно. А вот что действительно важно, послушай: когда Ты наконец воцаришься, пообещай нам тогда сесть одному по правую руку от Тебя, а другому по левую».

И когда мы читаем это, то очень остро понимаем: Иисус, постоянно находившийся среди толпы, был одинок. Его не понимали ни родственники, ни друзья. Он, как и все люди, испытывал порой потребность раскрыть душу другому человеку – но не было рядом таких людей, которые вполне бы поняли Его.

В сходном положении хотя бы раз в жизни оказывался, вероятно, и любой человек: вокруг тебя – хорошие, добрые люди, но они говорят совершенно не то, они не слышат тебя, а их попытки утешить причиняют лишь еще большие душевные муки. И когда мы окажемся в такой ситуации, будем помнить: Христос прошел и через это тоже, и у нас нет права упрекать Его в том, что Он оставил нас.

Вернемся к Евангелию. В ответ на странную и совершенно неуместную просьбу апостолов Христос начинает растолковывать им, что может Он сделать и чего не может. Это слышат остальные десять – и начинается всеобщее возмущение: чем эти двое лучше нас? – Картина совершенно безобразная! Учитель продолжает говорить, но слышат ли Его апостолы? «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, – говорит Он как будто бы уже самому Себе, – но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

* * *

Когда кончается Великий пост? Тут нет однозначного ответа. С какой-то точки зрения, последний день поста – это Великая среда, но можно сказать, что пост заканчивается и в пятницу шестой седмицы. Однако, думается, мы не погрешим против истины, если скажем что пост – «просто» пост – уже закончился. Следующая неделя именуется седмицей Ваий, и если мы заглянем в Постную Триодь, то убедимся, что следующие пять дней – это фактически предпразднство Лазаревой Субботы и Вербного воскресенья (так же, как Страстная седмица – предпразднство Пасхи).

«Вот, мы восходим в Иерусалим», – говорит сегодня ученикам Спаситель. В следующее воскресенье мы станем свидетелями и участниками этого входа.

Читайте также:

Великий пост в 2011 году: 7 марта – 23 апреля
Календарь Великого поста – ИНФОГРАФИКА
Великий канон прп. Андрея Критского
Молитва св. Ефрема Сирина
Соборование. Таинство Елеосвящения
О Литургии Преждеосвященных даров
О покаянии и Причащении
Поучения в дни Великого поста
Рецепты постных блюд

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Премьер-министр отметил, что люди с ограничениями по здоровью должны быть обеспечены доступом к социальным лифтам
Новая система позволит с математической точностью оценить индивидуальность каждого ребенка
"Для проезда по России студенты, наша молодежь должна иметь очень серьезную дотацию, чтобы иметь возможность посмотреть,…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: