«Впервые
«Впереди Великий пост, и впервые за долгие годы в Церкви мне совершенно не хочется поститься, не вижу смысла. Раньше я воспринимала пост просто, надо — значит надо. А сейчас думаю, неужели Богу нужно именно это?» На вопрос читательницы «Правмира» отвечает священник Александр Ситников.

Священник Александр Ситников

— Во-первых, то, что такой вопрос возник у человека — это признак духовного взросления, некой духовной зрелости. Все мы так или иначе проходим через какие-то серьезные размышления. Как любой подросток, когда достигает определенного возраста, пересматривает какие-то детские взгляды и уже многим вещам не доверяет и все подвергает критике, переосмыслению, даже явно полезное.

Естественно, когда человек задается таким вопросом, он неизбежно придет к выводу, что для Бога не имеет значения то, чем наполнена наша тарелка. Христос не оставил нам никакой конкретной заповеди о посте. Да, Он говорил о том, что наши сердца не должны отягощаться объедением и пьянством, но конкретного указания, что вы должны поститься столько-то дней и соблюдать именно такую-то диету или есть только в определенные часы — нет.

Мы слышим апостола Павла: «Братья, нет разницы, что мы едим, постимся мы или не постимся, пища нас не приближает и не отдаляет от Бога». Совершенно неподходящие слова перед началом поста, но они как раз говорят о том, что у каждого христианина должно выработаться какое-то свое отношение к посту, своя мера.

И неслучайно долгое время, когда Церковь была еще более аутентична, верна самой себе, не было единого канона, единой практики, которая была бы для всех однообразна, практики поста. В разных частях Церкви постились по-разному. И, если мы заглянем в историю, то увидим, что тот же Великий пост с подготовкой к Пасхе мог продолжаться в определенном месте три дня, начиная с Великого Четверга и до Пасхи, где-то — неделю. Понятное дело, что в монастырях всегда постились более строго, и, соответственно, Великий пост был более длительным. 

И все это говорит о том, что разные верующие по-разному для себя решали то, как они постятся.

И это ключевой момент. Когда человек только начинает воцерковляться (или даже спустя 10 лет после того, как он начал ходить в церковь), он соблюдает пост и постится так, как видит в церковном календаре, приближенно к монастырскому уставу, и думает, что таким образом он приблизит себя к Богу. Но со временем он понимает, что на самом деле его пост оказывает влияние на него самого, и даже не всегда положительное. Не всегда, соблюдая пост, человек начинает более глубоко молиться или становится более внимательным, чутким в отношении ближних. Даже иногда наоборот, он становится более раздражительным, более упрямым, какие-то недостатки его оголяются в пост.

И это говорит о том, что, действительно, сам по себе пост не решает проблемы. Он может как помочь человеку приблизиться к Богу, так и поспособствовать тому, чтобы он отдалился от Бога. Все зависит от внутреннего расположения.

Ну а если так, то нужно просто относиться к посту именно как к инструменту, который можно использовать по-разному, опять же соответственно и со своим здоровьем, и со своим настроением. И не смотреть на то, что написано в календаре, а больше прислушиваться к своему внутреннему духовному устроению.

Не нужно бояться того, что ты окажешься недостойным причащения, или того, что священник как-то будет к тебе более строг, наложит на тебя епитимью.

Конечно, повторюсь, нужно смотреть на свое внутреннее устроение, и если ты чувствуешь — а надо ли вообще это, то просто-напросто попробуй не поститься и посмотри, что из этого выйдет. Это не значит, что ты будешь лучше себя чувствовать духовно — скорее всего, нет, потому что разумный пост так или иначе способствует молитве.

Какое-то воздержание любой человек должен в себе воспитывать. Но это не должно превращаться в такую тяжесть, когда мы все свои силы полагаем на то, чтобы только соблюсти устав в пище.

Если сегодня написано «без масла», то мы едим без масла, и при этом ни на что другое у нас не хватает ни сил, ни времени и все наши мысли о том, чтобы только побыстрее добежать до стола в установленный час и поесть. Это, конечно, неправильное пощение.

Поэтому если есть такие мысли, то можно попробовать не поститься и посмотреть, что из этого выйдет. И человек вот так, из крайности в крайность, придет к какой-то золотой середине, будет поститься с разумом, понимая свою меру, где он себя ограничивает, к чему ведет это ограничение.

Пост — это только инструмент, нужно именно так к нему и относиться. Ну или как к тренировке, ведь никто не сможет сразу поднять 200 килограммов, нужно начинать с небольших весов, так же и с постом. Тогда вы будете знать, что эта мера не очень большая, подъемная, и сможете с радостью воспринимать какие-то такие небольшие ограничения для себя.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.