Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя,- так весьма часто с особенным умилением святая Церковь возглашает в честь и похвалу Преблагословенной Девы Богородицы, повергая пред Ней все наши недостойные молитвы и относя к Ней единой всякую благовременную помощь свыше.

Церковь принимает за несомненную истину, что покров Пресвятой Богородицы простерт над всем родом человеческим и в особенности — над родом христианским, и над всеми нами, в частности. Пресвятая Дева, как любвеобильная Матерь, любит род человеческий, а паче всего — христиан; может ли Она оставаться равнодушной к жизни и судьбам людей, не заботиться о них, не оказывать им Своего покровительства? Молитвы Царицы Небесной о нас благоволительно приемлются Сыном Ее и Богом. По Ее ходатайству Он совершил первое Свое чудо, претворив воду в вино в Кане Галилейской. И этот Евангельский урок служит для христиан отраднейшим доказательством, уверением в той истине, что Богоматерь неизменно предстательствует за христиан пред Сыном Своим.

Вспомним, дорогие, это Евангельское повествование, остановимся на нем поподробнее. Обратим внимание на то, что событие, произошедшее в Кане Галилейской, не имеет, кажется, такого уж важного значения, а тем не менее, Пресвятая Дева не оставила и эту мелочь жизни без Своего внимания, уверяя нас в том, что покровительство Ее простирается над всей нашей жизнью, над всеми обстоятельствами, как маловажными, так и имеющими великую для нас значимость.

Жизнь частных людей, да и целых народов, слагается, главным образом, из мелочей — из попечения о пище, одеянии, жилище, из скромного удовлетворения скромных нужд, из обыденных огорчений, скорбей и радостей. Важные события также происходят, но значительно реже, чем события мелкие, в которых протекает преимущественно жизнь людей. Эти мелочи, при всей их кажущейся маловажности, в совокупности имеют величайшее значение — и житейское, и нравственное. Они делают наше существование горьким или приятным, тяжелым или легким. В зависимости от них образуется и нравственное направление и настроение, нравственный характер людей. Под влиянием счастливых обстоятельств одни люди совершенствуются в добродетели, другие, напротив, начинают утопать в пороке. Так, например, в ком-то в благополучии и беспечалии крепнут довольство своим положением, благодушие, благожелательность, благотворительность, благодарность Богу. В другом же развиваются самолюбие, изнеженность, равнодушие к чужим несчастьям, пристрастие к наслаждениям и другие пороки, какие могут быть у человека счастливого и богатого. Точно так же у живущих под бременем неудач под воздействием обстоятельств несчастных являются: у некоторых — добродетели, а у некоторых — пороки; в одних рождается терпение, преданность воле Божией, мужество, трудолюбие, молитвенное настроение, в других же — малодушие, ропотливость, леность, отчаяние с его гибельными последствиями.

Значение мелочей жизни весьма велико. Поэтому ими нельзя пренебрегать, на них необходимо обращать сугубое внимание с тем, чтобы они всячески были направляемы и служили на пользу, на благо человеку. И первое подтверждение тому — в том, что мы видим, как Пресвятая Дева не пренебрегает и маловажными, на первый взгляд, в жизни людей событиями, и они состоят под Ее покровом и служат предметом Ее ходатайства пред Возлюбленным Своим Сыном. По какому случаю обратилась Она с единственным записанным в Евангелии ходатайством к Сыну Своему и Богу? — По случаю оскудения вина на браке в Кане Галилейской. Не мелочь ли жизни, что на браке недостало вина, недостало вина уже после того, как вино пили? Стоило ли, по-видимому, обращать внимание на этот пустяк Пресвятой Деве Марии — великой Святой и Подвижнице, а тем более — Богочеловеку Иисусу Христу? И, однако, что же? И Богоматерь, и Христос милостиво призирают на эту мелочь!

Богоматерь Своим любящим сердцем поняла, что недостаток вина на браке причинил бы огорчение и жениху с невестой, и их гостям, нарушил бы общее веселье в торжественнейший момент жизни новобрачных, оставил бы у них навсегда тягостное воспоминание. И вот Она Сама, без посторонней просьбы, решается помочь этим людям. Божия Матерь, очевидно, эту мелочь жизни не считает мелочью нравственной. Она обращается с просьбой о предотвращении скорби, ожидавшей гостей, позванных на брак, к Сыну Своему — Богочеловеку. Вина нет у них (Ин. 2, 3),- говорит Она Христу, умоляя Его этим напоминанием избавить новобрачных от неизбежного, казалось, для них огорчения. Что же Христос? Признает ли Он эту мелочь жизни — недостаток вина на браке и ходатайство о том Богоматери не заслуживающими внимания Его? Нет, Подвигоположник, Крестоносец и Учитель Христос говорит лишь о преждевременности исполнения прошения Матери Своей, но не признает ни ходатайства неуместным, ни дела самого не заслуживающим внимания. И в нем, как и во всяком ином, приходит людям на помощь, уверяя нас в том, что и мы должны быть внимательны ко всему, из чего состоит жизнь — наша и наших ближних. Ибо в ней, в жизни, ничего незначительного и неважного нет.

Аминь.

1961 г.
Неделя 3-я по Пятидесятнице

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: