Христиане

Внутреннее противостояние в Центрально-Африканской Республике (ЦАР) все более отчетливо принимает характер межрелигиозного конфликта. С начала 2013 года в стране действуют исламистские отряды Seleka, вышедшие из подчинения бывшему главе государства Мишелю Джотодиа. Уже более 12 месяцев они устраивают акции устрашения, завершающиеся гибелью мирных жителей.  В ответ  христиане ЦАР нападают на мечети, грабят и убивают их прихожан.Всплеском насилия в Центральной Африке  были отмечены последние недели декабря 2013 и начало 2014 года.  По данным CNN, кульминацией террора стала двухдневная бессудная расправа над христианами, жертвами которой стали около тысячи человек. Ответная акция противников фундаменталистов,  произошедшая  на рождественской неделе, стоила жизни 60 мусульманам.В новогодние праздники в ЦАР продолжались стычки. Главный итог: христиане  начали теснить своих противников. Однако религиозные чувства наступающих далеки от идеала.

Так, 11 января в городе Банги группа неизвестных не только  растерзала мусульманина, но и  придала  произошедшему характер ритуала: один из преступников прилюдно обглодал руку убитого.Пришедшая 10 января новость об отставке временного президента ЦАР Мишеля Джотодиа, возможно, смягчит противоборствующие стороны. И христиане, и Seleka выразили удовлетворение в связи с уходом непопулярного политика. Вместе с тем,  оставшись без центральной власти, ЦАР, вероятно,   еще больше погрузится в противостояние исламистов, пришедших из-за рубежа, и традиционных племенных общин, ассоциирующих себя с христианством.Обострение ситуации не смогли преодолеть даже миротворческие акции умеренных представителей обеих религиозных общин. В декабре 2013 года мусульмане Банги, столицы ЦАР, взяли под защиту местный храм святого Матфея. По сообщению газеты La Croix, благодаря этому поступку тысячи христиан были спасены от нападения исламских экстремистов. Защитить себя сами христиане не смогли бы: во многих частях города они составляют абсолютное меньшинство.

Согласно сведениям La Croix, поблизости от церкви располагается лагерь вынужденных переселенцев, по преимуществу христиан. Мусульмане взяли на себя патрулирование окрестностей, откуда беженцам угрожает постоянная опасность. Исламские радикалы, в прошлом подчинявшиеся центральному правительству, а ныне вышедшие из-под его контроля, предпринимают попытки обстреливать церкви и лагерь, забрасывать гранатами и совершать поджоги. В ответ на это мусульманские патрули сдают своих единоверцев в полицию. «За последние дни взяли четверых», – заявил один из руководителей движения мусульман по охране христиан Мухаммад Шаибу.Настоятель прихода святого Матфея Бенджамен Тито Сойя заявил в интервью французской прессе, что инициатива мусульман первоначально вызвала у него подозрения. То, что 25-летний студент исламского училища Мухаммад Шаибу действительно пришел на выручку христианам, стало для кюре «абсолютной неожиданностью». При первой встрече с мусульманином священник более всего опасался, что тот явился на разведку. Замечание Тито Сойя показательно: отношения между мусульманами и христианами в ЦАР оставляют желать лучшего.

Гражданская война в хронически нестабильной африканской стране возобновилась в декабре 2012 года. Ключевую роль в этом сыграл Мишель Джотодиа. С его подачи вооруженные формирования коалиции Seleka свергли президента Франсуа Бозизе и обеспечили своему лидеру власть в стране. Позже давлением международного сообщества глава Seleka согласился на досрочные выборы и даже, сократив срок своего пребывания у власти, попытался умиротворить оппонентов.  Но тщетно: 10 января с.г. Джотодиа подал в отставку и уехал из страны. Причина в том, что некогда верные повстанцы Seleka вышли из-под контроля Джотодиа. Поскольку большинство представителей этого движения исповедуют ислам, конфликт между мятежниками и христианами ЦАР стал принимать религиозную окраску. Свою роль в этом процессе сыграло и вмешательство иностранных государств. Значительная часть исламистов – выходцы из Чада и Судана, а в этих странах позиции ислама более чем крепки.

Вместе с тем того же нельзя сказать о собственно Центрально-Африканской Республике. Мусульмане в населении страны составляют около 15%. Христиан приблизительно половина, по другим данным – больше. Остальные жители государства сохраняют приверженность языческим культам. Но немало и тех, кто, будучи язычником, недавно обратился в христианство или ислам.

Несмотря на то что их сторонники находятся в меньшинстве, исламисты, вышедшие из подчинения Джотодиа, смогли занять значительную часть территории ЦАР. На захваченных территориях радикалы предприняли попытку установить мусульманские порядки для всех, невзирая на религиозную принадлежность. Особенную ненависть у радикалов вызвало разведение свиней: поголовье этих животных в регионах Кага-Бандоро и Гало было уничтожено полностью. Распространяя свою власть по стране, члены Seleka отметились многочисленными актами насилия: грабили христианские церкви, насиловали женщин-христианок, а в деревне Бохонг совершили акцию устрашения непокорных – в результате около 100 убитых.

Ответом христиан на насилие стало формирование собственного ополчения. Последующий ход боевых действий показал, что радикальные католики ЦАР способны на преступления не меньше, чем исламисты. Постоянные вооруженные вторжения в места культа, публичное осквернение его предметов подвели ситуацию к логике межрелигиозного конфликта. В критический момент против подобной тенденции выступили Католическая Церковь и влиятельные лидеры мусульманской уммы. 15 декабря 2013 духовные лидеры христиан – архиепископ Дьедоне Нзапалэнга и мусульман – имам Умар Кубин Лайма провели встречу в лагере беженцев в Банги. Результатом переговоров стала совместная декларация, направленная против насилия.

На фоне возмущения большинства жителей ЦАР действиями Seleka в войну вмешалась Франция. Посланные Парижем с одобрения ООН миротворческие войска смогли существенным образом потеснить фундаменталистов.

Комментируя происходящее, заведующий кафедрой африканистики СПбГУ Александр Желтов выразил мнение, что традиционные для ЦАР ислам и христианство не смогли бы без внешней поддержки сформировать движения религиозных радикалов. «Череда военных переворотов, один из наиболее одиозных автократических лидеров (император Бокасса), один из самых высоких (даже для Африки) уровней бедности, соседство с другими точками напряженности в Африке (Чад, Судан, Демократическая Республика Конго), переплетение в политической системе этнических (около 80 этнических групп), религиозных (15% мусульман, от 50 до 80% – по различным данным – христиан) и собственно политических и социальных элементов делают это действительно географически центральное африканское государство концентрированным символом проблем континента», – считает Желтов. Тем не менее, по мнению эксперта, недавние события в Банги, когда мусульмане пришли на выручку христианам, следует признать отражением того, что исламским радикалам не удается переманить на свою сторону всю мусульманскую общину ЦАР.

Вместе с тем 1990-е и нулевые годы – эпоха, которую можно назвать постдеколонизацией, – стали для Африки временем, когда к традиционным проблемам прибавилась экспансия радикального ислама, ранее нехарактерного для региона. В регионах, где мусульмане составляют меньшинство, исламизация вызывает ответную реакцию экстремистов из других общин.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.