Главная Церковь Православие в мире

Христиане в палестинском гетто

Да, слишком сильны еще стереотипы, десятилетиями отравлявшие отношения между Россией и Израилем. И это отнюдь не добавляет безопасности живущим на территории Палестинской автономии христианам.

Христиане Палестины – заложники террора и равнодушия

Экстремизм с клеймом: «Сделано в Палестине»

Удивительно наблюдать, как проносящийся за окном библейский ландшафт — мирно пасущиеся на склоне зеленого холма косматые козы, террасы оливковых деревьев вдруг сменяют обложенные мешками с песком круглые башни блокпостов. Из амбразур торчат черные дула автоматов. Шурша шинами, въезжаем по превосходному асфальтовому шоссе в Палестинскую автономию. Это для нас Вифлеем – освященное рождением Иисуса место, практически центр христианской Вселенной. А с точки зрения местных жителей-палестинцев, это типичный город-гетто со всеми его проблемами – нищетой, преступностью, грязными улицами. Тормозим на КПП. В салон входит солдат ЦАХАЛ с короткоствольным «Узи» на плече.  В это время его товарищ шарит под днищем  автобуса зеркальцем на длинном штативе.  

Вдоль бетонной стены выстроилась длинная очередь смуглых небритых мужчин в халатах-галабеях, «арафатских» платках и потертых джинсах. Это фильтрационный пункт: израильская экономика нуждается в дешевой рабочей силе, но под видом чернорабочих из вифлеемского гетто могут вырваться террористы. Неожиданно к нашему автобусу устремляется арабский мальчишка лет десяти и шустро бросает что-то в открытое окно. Соседи взволнованно привстают с кресел — что там я подобрал с пола? «Палестинская жвачка»,  – успокаиваю их. И добавляю: «изготавливается из пластида». Те натужно улыбаются. В ответ «баскетболисту» в форточку летит честно заработанный скомканный доллар. Малец ловит его с ловкостью Сабониса и убегает «доить» следующего застрявшего на блокпосту «четырехколесного верблюда». Наконец формальности с документами улажены, и последняя верная защита — оцепленный солдатами КПП, остается за спиной. Дальше начинается юрисдикция палестинских властей.  

Палестинская автономия. Сюда ЦАХАЛ и израильской полиции хода нет, разве что во время редких, но кровопролитных операций против боевиков. Короче, жди любых неожиданностей. Да и как им не быть. На Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, занимающих одну десятую часть от площади на которой до 1948 года проживали арабы, среди ужасающей нищеты, болезней и криминала сгрудилось все население несуществующего палестинского государства.  

Грузовик с эмблемой UN на борту подцепил краном мусорный бак и со скрежетом ставит его на платформу, делая Вифлеем хоть немного чище. Шутка шофера с лэйблом Организации объединенных  наций  выражает мнение палестинцев, сколь «высок» здесь ее авторитет.  Разочаровавшись в способности мирового сообщества водворить мир на этой многострадальной земле, палестинцы решили взять дело в свои руки. Но этому должна предшествовать основательная чистка изъеденных коррупцией и воинствующим исламизмом партийных  рядов. Начать ее премьер Ахмед Куреи отважился с самого верха своего несуществующего государства. В прицеле нового руководства Палестинской автономии уже не круглые каски израильских солдат, а собственные «предатели, коррупционеры и террористы». Вот только как сдвинуть процесс с мертвой точки, пока никто не знает – слишком влиятельные силы, в том числе за рубежом заинтересованы в продолжении ближневосточной бойни. Это вызывает сильные сомнения в том, что мечте палестинцев о собственном государстве суждено сбыться и на сей раз.  

Вывод летом еврейских поселений из Газы, породил в сердцах жителей Палестины гремучую смесь надежды на мир и желания вновь взяться за оружие. Причем под влиянием исламистов последнее все более берет верх. Руководство «ХАМАС» прямо заявило, что Газа, это только начало, следующая остановка – Иерусалим. Конечная же цель прежняя: евреи должны быть сброшены в море. Что дальше? А дальше как поется в популярной среди палестинских исламистов песенке — «сначала мы разделаемся с людьми субботы (евреями), а затем займемся людьми воскресения (христианами)».  

И процесс уже идет. Причем даже начался экспорт за границу террора с клеймом: «Сделано в Палестине». В том числе в Россию. Не удивляйтесь, если таможенник тель-авиавского аэропорта «Бен Гурион» вдруг поставит вас в тупик вопросом на русском языке: «что вы делали в позапрошлое воскресенье вечером»? На самом деле сотруднику израильской службы безопасности вовсе не интересно, коротали ли вы время разглядывая весь день фикус на подоконнике в своем гостиничном номере в Иерусалиме, или же пили чай со злейшим врагом евреев Низаром Райяном — лидером «ХАМАС». Просто чиновник, пристально вглядываясь в лицо пассажира, хочет посмотреть, как тот поведете себя в непредсказуемой ситуации. Психологи уверяют, что террористы, которые хотят пронести взрывчатку на борт самолета, в таких случаях почему-то вдруг начинаю сильно нервничать. Тут то их и берут «тепленькими».  

Но однажды уроженцу палестинского Хеврона по имени Аммар Махмуд Аль-Жунайди все же удалось обмануть бдительных израильских чекистов и «Боинг» с удобно устроившимся в кресле фанатиком мирового джихада взял курс на север. Сейчас этот экстремист, пытавшийся устроить в России то же, что палестинские террористы творят против мирных жителей у себя дома, сидит на срубленной из добротной нижегородской древесины скамье подсудимых. Вот что удалось выяснить следствию. По словам гособвинителя, Аммар Аль-Жунайди обвиняется  в подготовке к совершению терактов и организации деятельности «религиозного объединения», всячески раздувавшего «мировой джихад». Собраны доказательства того, что в 1991 году хевронец добровольно вступил в организацию «Хизб-ут-Тахрир», имеющую целью устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем создания «всемирного исламского халифата». Вместе с ним обвиняются также два уроженца Дагестана — Магомед Нурмагомедов и Юсуп Магомедов, которых Аммар Махму завербовал.  

По данным следствия, «злоумышленники посещали в Нижегородской области места с концентрацией большого количества людей, исповедующих ислам, прежде всего мечети, вступали с ними в беседы об общих постулатах ислама и под предлогом обучения арабскому языку и исламской религии вербовали их в члены организации». При этом, Аммар Махмуд АльЖунайди, присвоивший себе титул мушрифа (учителя) использовал литературу «Хизб-ут-Тахрир», содержащую в себе воинствующую экстремистскую пропаганду, сочетаемую с нетерпимостью к другим религиям.  

Удивляться этому не приходится, ведь среди палестинской молодежи в учебных заведениях автономии, в частности Хевронском университете, Американском университете в Дженине, ХАМАС и другие исламистские организации свободно распространяют компакт-диски, видеокассеты со сценами боев в Чечне, и сопровождающиеся восхвалениями действий боевиков; призывами к джихаду против русских и утверждениями, что «все, кто погибает в войне с ними, попадает на небо, как шахид». Чеченские террористы выставляются героями и образцами для подражания, а Шамиль Басаев и Хаттаб превозносятся до небес. На одном из плакатов портрет Хаттаба сопровождается трогательной надписью – «О, великий герой и солдат, ушедший из земли джихада, в чьих глазах была сокрыта мечта, вызывавшая слезы». Фотографии Басаева и Хаттаба красуются на стенах палестинских домов вместе с Бен Ладеном и шейхом Ясином. Действия же российской армии напротив расцениваются, как «терроризм против исламского населения Чечни». «Огонь ожидает вас в будущей жизни, а чеченцы в этой»,- говорится в листовках по отношению к российским солдатам.  

Так после десятилетий конфронтации Россия и Израиль неожиданно оказались в одной лодке. Участие арабских наемников в боевых действиях на Кавказе является наиболее сильным фактором, толкающим два государства в объятья друг друга. После трагедии в Беслане министр иностранных дел Израиля Сильван Шалом выразил соболезнование жителям Северной Осетии и сказал, обращаясь уже к своему российскому коллеге Сергею Лаврову: «Мы должны установить единый фронт против убийц детей». Россия согласилась принять помощь израильтян в связи с бесланским терактом. Вскоре две страны заговорили о необходимости создания международного антитеррористического альянса. Но потом все благополучно заглохло.  

Почему? Комментируя возможность создания российско-израильского альянса спецслужб, полковник израильской армии в запасе Эфраим Микаэли пессимистически заметил иерусалимским журналистам, что до сих пор сотрудничество Израиля и России в сфере борьбы с терроризмом «искусственно сдерживалось». Кем именно «рыцарь плаща и кинжала» не объяснил, однако причина «неувязок», что называется, лежит на поверхности. Вот свежий пример. И без того вооружив арабов до зубов нашим оружием, некоторые российские чиновники сейчас носятся с идеей поставить палестинцам два боевых вертолета Ми-17 для нужд председателя администрации Махмуда Аббаса и 50 боевых разведывательно-дозорных машин БРДМ-2 для оснащения палестинской полиции. Ранее палестинская администрация уже получила от России четыре вертолета такого типа, а также 45 броневиков.  Но эта техника была уничтожена израильскими военно-воздушными силами после начала интифады, так что палестинцы теперь вновь просят Москву восстановить их армию. Интересно, что все это происходит в то время, как официальное разрешение от израильских властей на эти действия пока что даже не получено.  

По словам советника главы израильского правительства Раанана Гиссина возражения могут быть сняты только после того, как  палестинцы выполнят свои обязательства в рамках борьбы с терроризмом, включая изъятие оружия из незаконного оборота и демонтаж инфраструктуры террора. Пока же отдельные силовые структуры Палестинской автономии, как утверждает советник израильского премьера, по-прежнему замешаны в террористической деятельности. «Было бы странно, если бы мы передали эту технику силам, которые ночью занимаются террором, а днем, скажем, поддерживают порядок на улицах Газы», — заметил советник в интервью газете «Гаарец». Однако с разоружением боевиков как раз и заминка. Складывается впечатление, что палестинская полиция их вовсе и не собирается разоружать.  

Тем временем, как показал суд в Нижнем Новгороде, выкованный в горниле интифады террор с клеймом «сделано в Палестине» уже начал поставляться на экспорт. Из-за взаимного недоверия противопоставить этому злу России и Израилю пока нечего, так что громко декларировавшийся после Беслана «альянс спецслужб» пока существует лишь на бумаге.  

А пока неповоротливые дипломатические машины двух  государств разворачиваются,  ветераны российского спецназа уже ведут свою маленькую войну с джихадом на территории Израиля. Так недавно палестинцы обратились в русское посольство в Тель-Авиве с требованием убрать с территории автономии «русскую воинскую часть». По уверениям арабов «батальон российского спецназа» принимает участие в боевых действиях на стороне ЦАХАЛ. Когда стали разбираться, то выяснилось, что, разумеется, никто из славян не оказался замешан в исполнении «интернационального воинского долга» на территории Эрец Исраэль. Просто репатрианты из России — капитан разведдиверсионной роты, воевавший в Приднестровье и другой такой же «русский» два года командовавший в Афганистане парашютно-десантной ротой, решили собрать таких же евреев проходивших службу в российском спецназе, и показать чему их учили. В структурах израильской армии появилось специальное подразделение «кукушек», направленное на борьбу с палестинскими снайперами, которое на самом деле называется «батальон Алия». Так в Палестине открылся «русский фронт». Ветераны войн в Чечне и Афганистане, числом, как говорят до восьмисот «штыков» теперь охраняют еврейские поселения от арабских боевиков. Судя по жалобам в русское посольство, бойцы, только недавно снявшие погоны  «непобедимой и легендарной», своих навыков не растеряли.

Христиане в палестинском гетто

Да, слишком сильны еще стереотипы, десятилетиями отравлявшие отношения между Россией и Израилем. И это отнюдь не добавляет безопасности живущим на территории Палестинской автономии христианам. В сентябре 2005 года мировые СМИ обошла весть: как минимум 14 домов христиан – православных и католиков были сожжены фанатичными мусульманами в деревне Тайба на территории Палестинской автономии. Ни израильские, ни палестинские силовые структуры не остановили погромщиков.  

Свои дома палестинские последователи Иисуса строят не только, как заповедовал Господь – на камне, но и из камня. Обычно это капитальное одно-двух этажное строение из тесаных известняковых блоков, населенное, как и водится на Востоке многочисленным семейством. Вход обычно украшается красивым барельефом с изображением святого – покровителя дома, что придает теснящимся на отрогах библейских холмов особнячкам вид небольших рыцарских замков. Наиболее излюбленный персонаж для «геральдического герба» — Георгий Победоносец, который сам был родом из палестинского города Лидда. Все это не только проявление зажиточности христиан, обусловленное их более высоким уровнем образования на фоне поголовной безграмотности среди мусульманской массы населения, но и веками отработанный инстинкт самосохранения. Выражение «мой дом – моя крепость» в этих местах отнюдь не преувеличение.  

По рассказам жителей пострадавшей деревни, рано утром несколько десятков молодых мусульман из Дир-Джарир пробрались в населенную православными и католиками Тайбу. Бутылками с зажигательной смесью они закидали дома «неверных», после чего принялись крушить припаркованные рядом автомобили и избивать жителей. Кроме домов с имуществом их жителей, сгорели бензоколонка, несколько магазинов и сельскохозяйственная ферма. Силы правопорядка появилась много позже, когда погромщики уже убрались восвояси, оставив после себя лишь дымящиеся руины и горе. Теперь уже известно, почему трагедию не удалось остановить: израильские полицейские не только сами не остановили бандитов, но и задержали направившийся в Тайбу наряд палестинской полиции. Дорога в пострадавшую деревню проходит по участку, который контролирует армия Израиля. Разрешение же проехать блок-пост было получено палестинскими полицейскими только спустя несколько часов, когда все было кончено. Израильтяне, очевидно,  решили не упустить возможности выставить «извергами» палестинцев в глазах мировой общественности. Однако на проверку оказались лишь их пособниками. Как бы там ни было, но мэр Тайбы — Бутайна Шаабан уже обратилась к палестинским, израильским и международным организациям с призывом вмешаться и «защитить жителей деревни от мусульман».  

Впрочем, ее голос вряд ли будет услышан, как это уже неоднократно бывало в схожих палестинских историях. Ведь тогда из-за «каких-то христиан» окажется под ударом весь план мирного урегулирования, известный как «Дорожная карта». Частью последнего, напомним, является образование со временем Палестинского государства, пока что автономия получает большие права в части самоуправления. Все это хорошо, но почему получается, что мусульмане и евреи договариваются за счет третьей стороны – «молчаливого» христианского меньшинства?  

Территория Палестинской автономии включает сектор Газа, Голанские высоты, западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим. В секторе Газа проживает приблизительно 1,4 млн человек. На западном берегу реки Иордан еще 2,3 млн человек без учета 190

тысяч израильских поселенцев. В Восточном Иерусалиме проживают 390 тысяч человек, из них 180 тысяч – израильские поселенцы. Население Голанских высот составляет сегодня 20 тысяч человек. При этом приблизительно 98 % палестинских арабов на этой территории — мусульмане-сунниты. По сильно заниженным данным Палестинского статистического бюро, число христиан в автономии составляет всего 39 560 человек. В то же время, согласно израильской статистике, число христиан на «территориях» может достигать приблизительно 200 тысяч человек. Большинство христиан — греко-православные арабы (120 000). Имеются также греко- и римо-католики, протестанты, сиро-христиане, армяно-григориане, копты, марониты и последователи Эфиопской Православной (нехалкидонской) Церкви. Христиане сосредоточены, прежде всего, в районах Иерусалима, Рамаллаха и Вифлеема. И этот христианский островок в исламском море становится все меньше. В чем причины этого?  

Побывав на палестинских территориях трудно отделаться от ощущения, что с выводом оттуда израильских войск, они медленно, но верно стали погружаться в хаос. Причем, «крайними», разумеется, становятся не вооруженные до зубов боевики «ХАМАС» или «Исламского джихада», с которыми слабая в военном отношении администрация Махмуда Аббаса связываться попросту боится, а беззащитные общины христиан. Между тем, согласно достигнутой год назад в Шарм-эль-Шейхе договоренности, под контроль палестинских «сил безопасности» должны перейти не только четыре города с преимущественно мусульманским населением в секторе Газа и на Западном берегу Иордана (Иерихон, Тулькарм, Калькилия, Рамалла) но и родина Иисуса — Вифлеем с большим христианским анклавом.

Сергей Путилов. Крест в мире полумесяца. М., 2006

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.