“Православие Болгария”

Возможно, что в этом году Болгария будет праздновать Рождество 25 декабря в последний раз. 20 декабря болгарские архиереи будут решать вопрос о перенесении празднования Рождества на 7 января – то есть вновь по старому стилю. Об этом заявил главный секретарь Святого синода Болгарии епископ Наум. Почему многие болгарские священники уже не одно десятилетие служат по старому стилю, несмотря на принятый в стране новый стиль? В чем смысл перехода на юлианский календарь — для церковной жизни Болгарии?

Фото orthphoto.net

Фото orthphoto.net

“Я всегда был сторонником того, чтобы Болгарская Церковь вернулась к юлианскому календарю”, – заявил священник Сильвестр Янакиев, настоятель храма Св. Софии в Сливене, перед корреспондентом болгарского радио “Дарик”.

“Каким образом современный человек может организовать свою жизнь так, чтобы не вступать в противоречие с требованиями веры – вот, что меня всегда интересовало, равно как и вопрос о новом и старом календаре и почему произошла его смена в нашей стране.

Было ли это необходимо? А может быть опасно или вредно? К кое-каким выводам я пришел, но я всегда привык больше думать, чем витийствовать. Первый Вселенский собор и Правила святых апостолов говорят, что христианская Пасха всегда должна праздноваться после еврейской и что это нельзя нарушать. При введении григорианского календаря христианская Пасха часто совпадала с еврейской, а иногда даже опережала ее. А это грубое нарушение канонов.

Приспособленный к православной пасхалии григорианский календарь, который употребляется в Болгарской Церкви, устраняет возможность празднования нашей Пасхи перед еврейской, но очень многое в богослужении остается запутанным. С началом Великого поста его порядок запутывается. Например, есть годы, когда Петрового поста вовсе нет.

Для подлинно церковных христиан, а не для людей, которые только ищут к чему-нибудь прицепиться, возвращение Рождества и всех христианских праздников в их нормальное состояние будет скорее облегчением. Так мы в большей степени будем отличаться и от неправославных стран, где Рождество празднуют 25 декабря”, – заявил о. Сильвестр. Далее приводим его ответы на вопросы корреспондента “Дарик”.

Батюшка, до каких же пор может продолжаться эта путаница? Ведь и в православном мире тоже по-разному празднуют Рождество?

Да, есть несколько Церквей, которые как и мы приняли новый стиль, но тут мы опять приходим к вопросу: правильно ли это? Меня очень угнетает, что приходится служить по новому стилю. Известное утешение мне принесла беседа со старцами на Афоне. Они сказали, что нашу Церковь они принимают как больную, но все же как Церковь, принадлежащую к Святому Православию. Все же мы не отпадаем от него. Например Вселенская (Константинопольская) патриархия принимает БПЦ в ее теперешнем виде, но не принимает в общение болгарский старостильный раскол, который придерживается старого стиля, но не имеет единства со всей Православной Церковью.

Это успокаивает меня до известной степени, и все же я считаю, что у нас есть проблемы и мы должны их решить. Ведь есть и масса богослужебных проблем. Когда человек знаком с пасхальным циклом, он видит, сколько искусственных вещей надо делать, чтобы можно было поддерживать реорганизованный григорианский календарь.

Как служитель БПЦ, поддерживаете ли Вы поступившую недавно в Святейший Синод петицию священников и мирян о возвращении старой даты Рождества?

Предложение в принципе касается всех праздников. Рождество должно быть 7 января.

Вы поддерживаете это?

На все 100%. Даже считаю, что есть некто другой, который это поддерживает и с которым необходимо считаться – его не успела побороть даже коммунистическо-интернациональная конъюнктура 1968 года, которая заставила БПЦ принять новый стиль. Этот “некто” – святой великомученик Георгий Победоносец. И если спросить, почему мы празднуем день св. Георгия 6 мая, то есть старому стилю, а не 23 апреля по новому, то ответ ясен – просто этот святой не хочет нового стиля, что бы не предпринимали патриарх и архиереи вместе с людьми, вмешивающимися в жизнь Церкви.

И св. Трифон…

Да. Не говоря уже о празднике 24 мая, который остался в нашей национальной традиции. Это в сущности 11 мая – день святых братьев Кирилла и Мефодия. Когда мы вернемся к старому стилю (если это произойдет, хотя я скептик в этом отношении), мы будем праздновать в один день и церковный праздник в честь святых братьев (ныне 11 мая по новому стилю – пер.), и День славянской письменности (ныне государственный праздник 24 мая – пер.). Рождество возвратится на свое старое место. Единственная проблема для болгар будет только в плане быта: на Новый Год нужно будет поститься. Но у меня другой взгляд на эту проблему: Господь нас терпит, терпит и наших мэров, терпит политиков и премьер-министров, наши правительства и наши парламенты.

Мы же, в свою очередь, должны проявить уважение к Нему и поститься на Новый Год. Бог неизменен и отношение к нему должно быть неизменно. То, что мы не будем праздновать праздник, который празднуют в мире, для меня не является проблемой. Мы празднуем событие, а не дату.

Кто-то от Вашего имени спровоцировал дискуссию на сайте dariknews.bg. Что случилось? Это плагиат, или появился человек, использовавший Ваше имя?

Я думаю, что больше не буду писать в этом сайте, так как огорчен тем, что каждый может писать от чужого имени. Это нарушение моих личных прав и я не буду писать в сайте по крайней мере до тех пор, пока не будет наведен какой-то порядок. При регистрации нужно дать свое имя. Оно должно быть обозначено и никто другой не будет иметь право зарегистрироваться под тем же именем. Потому что какой-то человек начал “говорить” от моего имени и притом невообразимые вещи и клевету.

В этом форуме больше я не буду участвовать. Я ведь тоже могу написать, что я – Бойко Борисов (премьер-министр Болгарии – пер.) и поддерживаю гей-парады – и это будут воспринимать как высказывание Бойко Борисова. Эо недопустимо. Я думаю, что эти люди скорее растревожены тем, что Церковь вновь обретает свое место в обществе. Да, Церковь – фактор, она всегда была фактором. Сейчас все встает на свои места.

Сейчас им придется признать это, потому что, если они не празднуют Рождество, или празднуют его как католики 25 декабря, то тогда пусть не считают себя православными. Христос в действительности не рожден ни 25-го декабря, ни 7-го января, но праздник установлен для того, чтобы показать, что Он действительно воплотился. Сын Божий пришел на землю и воплотился ради спасения человечества, это действительно совершилось и это мы празднуем. Так мы показываем, что не придерживаемся буквы закона, а его духа. Это показывает, что БПЦ – церковь не буквы, а Духа.

Читайте также:

Календарный вопрос, или все ли равно, когда праздновать Рождество?

Правмир

Все ли равно, когда праздновать Рождество? Реформа календаря и пасхалии: история и современность

В настоящее время по оценкам ЮНЕСКО на нашей планете действует около 40 календарей — как «гражданских», так и религиозных. У каждого из них — своя история возникновения и развития, однако большинство не имеют к нам никакого отношения и являются поэтому чем-то абстрактным, представляя интерес лишь для исследователей. Для православных же важны прежде всего юлианский календарь и александрийская пасхалия, а также те модификации, которые возникли в течение последних четырех столетий в результате их «реформы»: григорианские календарь и пасхалия, а также т. н. «новоюлианский» календарь.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.