Сократ: «Милый Критон, разве тебе неведомо, что к любому делу большинство людей не пригодно и ничего не стоят, серьезных же людей и во всех отношениях стоящих очень мало».

«Диалоги» Платон

Формально Евангелие — это диалоги. Там нет описания пейзажей, портретов или длинных размышлений от первого лица. Это речь Бога к человеку и человека к Богу.

1388754_569811176425929_2143963626_n

Христос обращал свою речь к ученикам, народу и, частично, к фарисеям. Христос не напрасно потратил время на беседы с фарисеями. Они были прослойкой, решившей напомнить Израилю смысл договора с Богом. Фарисеи часто были более милосердны, чем судьи народа. Тогда это была группа ревнителей закона не до конца остывшая сердцем. Однако со временем они и сами погрязли в формалистике.

У нас сложился негативный образ всей фарисейской прослойки, в то время как из нее вышли такие замечательные люди, как учитель апостола Павла Гамалиил и Никодим.

Иосиф Аримафейский выкупил тело Иисуса у прокуратора Понтия Пилата, отдал собственную погребальную пещеру, предварительно умастил Тело и обвил пеленами. Гамалиил не только был хорошим учителем, но праведным судьей. Он воспитал апостола Павла, который внимал мудрость у ног Гамалиила.

Эта ученость принесла Церкви прекраснейшие плоды. Во время суда над апостолом Петром знаменитый учитель предложил отпустить его, сказав:

— Отпустим его. Если он от Бога, то мы не сможем помешать ему. А если не от Бога, то его дело распадется само собой.

Таким образом, мы видим, что Спаситель не смотрел на лица, а обращал внимание на желание принять в себя слово Божие. Из этого можно заключить то, что раз мы, во святом крещении давали обещание быть христианами, то, следовательно, и нам открыта возможность диалога с Богом. Пусть кто-то лучше, а кто-то хуже, но все мы хотели быть вместе с Ним, в этом веке и в веке следующем.

И Христос беседует с нами, участвуя в наших делах. Он ежечасно всевает в наши души Свои слова по ходу нашей жизни, наставляя к благу. Хотя большая часть этих проблем и искушений мы воспринимаем как беду или зло, но на самом деле, большая часть из них — это домашнее задание в школе Бога.

В новых уроках, предлагаемых Богом, мы должны научиться быть с Ним и любить людей. И Бог всегда рядом со Своим словом и подсказкой, как добрый Учитель. Мы, наблюдая Его вмешательство в практику нашего христианства, приходим к выводу, что Бог близко. Если мы достаточно внимательны, то быстро учимся видеть Его за каждой бедой или радостью.

Беседа с Богом, в норме, должна быть ежесекундной. Встречая препятствия, случающиеся в нашей жизни, мы должны просить Бога помочь нам решить задачу к Его славе, так что бы наш оппонент, уходя от нас сказал:

— Слава Тебе, Господи!

Беседа с Богом может происходить тайно, в молитве. Мирскому человеку удобно молиться ночью. Домашние уснули, в доме тишина. В это время, во время благодатной молитвы, хорошо слышен разговор души с Богом и святыми.

Способность к молитве — это особый дар и харизма. А сама молитва, по сути дела, беседа с Богом и святыми. Человек, опытный в молитве, тонко чувствует, когда его сердца касаются слова Христа и как сердце отвечает Ему.

Беседа с Богом может происходить за чтением богословских трудов и поучений.

Итак, мы видим, что слово Божие имеет разные носители и каналы для связи: ум, сердце и практику христианина.

Попадая внутрь души, оно имеет возможность прорасти. Но Бог деликатен. Он не может навязывать сотрудничество. Так было в Раю, так и будет впредь. Человек был сотворен свободным, поэтому, Бог уступает нам возможность растить древо жизни в своей душе самостоятельно.

Казалось бы, и мы хотим того же. Сколько раз мы восклицали: «Христос воскресе!», желая, чтобы смерть и воскресение Христа стали в нашей душе этим евангельским зерном. Но, положа руку на сердце, ответим себе честно: проросло ли оно за те десять, двадцать, тридцать лет, что мы пребываем в церкви?

Можно заметить, что одни люди, придя в Церковь, начинают расти и расцветают как цветок из бутона в пышный цвет. Но большинство стоит на месте. Лакмусовой бумажкой является исповедь.

Она чаще всего скучна. Исповедники часто стоят у креста с Евангелием, как напроказившие школьники. Косят глазом в сторону и не знают, что сказать. Им тоскливо, скучно. Им неприятна и эта беседа с Богом, и таинство. Казалось бы, благодать таинства должна переполнять человека радостью, а он должен стремиться к ней.

Но вместо этого, раздаются голоса о том, что исповеди у нас в Церкви слишком много. Исповедь, лишенная благодати, и в самом деле, неприятный разговор со священником, перед которым надо зачем-то унижаться, выставлять себя дураком и сообщать то, о чем в приличном обществе говорить не принято.

Христианам стало казаться, что исповеди стало много. Как будто благодати может быть много. Как будто общение с Богом может быть избыточно.

Общение с Богом может быть избыточно, когда человек ставит себя рядом с Богом или, вообще, пускает Христа в душу только по воскресениям на службе. Христос не интересен людям монолога.

Результат такой самодостаточности — неустроенность души. Она как захламленный дом. Как сухая земля, как камень, как проезжая дорога. Слово Божие как дождь, как влага делает души мягче. Без этого орошения душа превращается в дерево или камень

Христос щедро проливает в наши души Свое слово. Смысл этого приобретения Слова отлично сформулировал преподобный Серафим Саровский:

— Цель нашей жизни — стяжание Духа Святого.

Он говорит об этом посеве с другой стороны, со стороны человека. Принять и вырастить это Слово — означает принять в себя Дух Божий. Не только принять, но и приумножить, работая сердцем, умом или угождая Христу самой жизнью.

Все понимая умом, можно только печалиться о том, что все знаю, все слышал, обо всем читал и нисколько не изменился. Какая-то вековечная тяжесть, какой-то древний тяжелый грех, сковывает человека прочнее железа, так что человек не может шевельнуться.

В скандинавском фольклоре Локки опускается в подземный мир, что бы поднять вековечного змея, опутавшего землю. И не получилось. Так и современный человек, без Христа не в состоянии поднять тяжесть первородного греха. Наш ласковый враг без Христа усыпляет душу и обессиливает.

Если у нас нет сил идти за Христом, то это означает, что нас держит за руки враг рода человеческого. Если мы годами не изменяемся, то это значит, что благодать оставила нас и не входит в нашу душу. И это должно быть поводом для беспокойства.

Но мотивация страхом недостойна сынов Божиих. То, что человек не меняется с годами говорит о том, что он или не знает, или не любит Бога. Впрочем, это одно и тоже. В таком случае мы должны спросить себя, а действительно ли жить без любви к Богу лучше?

Действительно ли то, как мы живем, относимся к близким, к работе, к Богу достойно вечной жизни? Неужели жить так, что противен сам себе, людям и Богу лучше? Разве не очевидно, что жить инстинктами скучно и трудно?

Кого любишь, с тем беседуешь. Если беседуешь с тем, кого любишь, того слова откладываешь в сердце. Если любишь того, с кем беседовал, того стараешься порадовать совершая поступки по слову любимого. Так просто. В этом нет мотивации страхом, а есть мотивация любовью.

Читая эту притчу, мы должны отметить, что любовь, как сказал Иоанн Златоуст, относится не к чудесам, а к деятельности. Продолжая эту мысль, примем совет Игнатия Брянчанинова, ведущий к способности усвоить Слово: «Всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен, во-первых, обратить внимание на отношения свое к ближним. Любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделал в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжает в сердце своем неоценимое духовное сокровище — любовь к Богу. Причина… любви (к ближним) одна — Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем».

У нас это место в Евангелии принято называть Притчей о сеятеле. Но притчей слова Христа были для внешних, а Своим было сказано:

— Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

Если мы имеем опыт беседы с Богом, то эти тайны для нас. Если нет, то это притчи из фольклора, дидактики и истории.

Тайна этого отрывка проста — нам предлагают выйти из монолога и послушать Бога, который приглашает быть с собой вечно.

Бог Адаму поручил хранить и ухаживать за Раем. А нам сейчас — принять и хранить начаток Рая, зерна вечности и счастья, которые нам дарит Христос. Этими зернами, как росток, в нас насаждается наш личный Рай:

— А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

-Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.

Стоящих людей, о которых писал Сократ, на самом деле много. Нельзя думать, что Бог создал кого-то не способным к любви или к жизни в Раю. Просто для не стоящих блага Бога не очевидны.

Как далее пишет греческий философ, люди подобны зеркалу, отражающему Абсолют. Зеркало может быть чистым или пыльным, так что в нем может отражаться Бог и Его слава. Или оно может быть пыльным и грязным, тогда в нем не отражается ничего или отражается так, что по слову Сократа, люди и все прочие вещи находящиеся на грани добра и зла, оказываются хуже блага, но лучше зла.

Господь дарит нам очень дорогие и полезные вещи, которые требуют умения пользоваться ими. Аборигену амазонской сельвы простительно, если он выбросит очки Гугл или будет использовать айпад как подставку под миску. Он-то ничего не знает о сотовой связи и текстовых редакторах. Но мы-то говорим:

— Христос воскресе!

Мы-то принимаем в себя Тело и Кровь Христа. Мы-то все знаем. Так почему мы до сих пор остаемся хуже блага, но лучше зла?

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.