Главная Образование

«Смотри, какая красивая задача!» Правила жизни, которые помогли детям победить на Всеросе

Рассказывает мама троих участников математических олимпиад
Фото: Жанна Фашаян
«Свойство олимпиадника — спортивная злость и желание победить во что бы то ни стало», — говорит Елена Дмитриева. У нее трое детей — Марии 22 года, Ивану 19 лет, Анне 16. Старшая дочь — победитель Всероссийских и международных олимпиад по математике, сын — призер Всеросов, Аня тоже готовится участвовать. Как воспитывать детей так, чтобы они полюбили учиться, Елена рассказала «Правмиру».

Маша: страсть побеждать — но не людей, а задачи

Маша учится в магистратуре Высшей школы экономики на математическом факультете и работает в Центре педагогического мастерства, где тренирует сборную Москвы по математике. Сама она была победителем Всероссийской олимпиады школьников по математике и экономике, абсолютным победителем и обладателем золотой медали V Европейской математической олимпиады для девушек, обладателем золотой медали Китайской олимпиады для девушек и множества других дипломов. Но главное, она обожает свой предмет. 

Ее отец и единокровный брат с отличием закончили механико-математический факультет МГУ, потом папа получил MBA в Чикаго, брат — в Гарварде. Математика и экономика — дело семейное.

— Это каждый раз новое, красивое приключение, которое непонятно чем закончится, вполне может быть, что провалом, — объясняет Елена. 

— Мне кажется, свойство олимпиадника — спортивная злость и желание победить во что бы то ни стало.

Тут дело прежде всего в характере и, конечно, в стечении обстоятельств.

Счастливое стечение обстоятельств — это «Вторая школа», куда Маша перешла в 7-м классе. Чтобы поступить, нужно было подготовиться по очень сложной программе всего за три месяца. Девочка плохо высыпалась, ее качало от усталости, и руки опускались: «А что, мне вправду нужна математика?» Она прошла. Училась неплохо, но успехи начались, когда ей по-настоящему понравились одноклассники, учителя и новые задачи.

Елена Дмитриева

— Сама атмосфера школы ее привлекала гораздо больше, чем победы, — продолжает Елена. — Мы ужасно удивились, когда в 8-м классе ее позвали на летние сборы команды Москвы. В 9-м классе поехала на заключительный этап Всероссийской олимпиады, что уже было круто. У меня не было никаких особенных ожиданий — и вдруг она призер. Ну а в 10-м классе Маша уже стала абсолютной победительницей Всероса по математике. Обошла всех питерских мальчиков из 239-й школы («Математический центр» №239 в Санкт-Петербурге, ученики которого неизменно побеждают на Всероссийской олимпиаде по математике. — Примеч. ред.).

— Это как-то повлияло на нее?

— У Марии твердый характер, ей было интересно решать сложные задачи. Видимо, в папу. Он тоже в свое время побеждал на олимпиадах.

— Спорт, говорят, не очень полезен для душевного здоровья. Они так волнуются, так эмоционально сгорают на этих олимпиадах!

— Классная руководительница считала, что я не даю Маше отдохнуть, и говорила мне: «Она же девочка, пусть отдыхает, книжки читает». Как будто Маша не читала книг! А что касается нагрузки, то я и сама говорила дочери: «Давай снизим темп». Но она ни в какую.

— Почему? Такая страсть побеждать?

— Да, но не людей, а математическую задачу. Видимо, это кайф, от которого трудно отказаться.

Впрочем, Елена признается, что ее отношение к олимпиадам в последнее время изменилось. Во-первых, с каждым годом они становятся все сложнее. Во-вторых, само олимпиадное движение превратилось в фабрику и очень коммерциализировалось. 

— Пропуск в вуз — это, конечно, приятно. Плюс, когда Маша победила на первой олимпиаде, московское правительство подарило ей айпад. Но те огромные деньги, которые сейчас платят за победу, придают всему этому мероприятию уже какой-то совсем нездоровый азарт.

Ваня: сестра ему помогала, но не подсказывала

Ивану 19 лет, и его интересы тоже связаны с математикой. Но не так, как у Маши. Ее интересует теория, а Ваню — более жизненные вещи. Он учится на факультете компьютерных наук Высшей школы экономики, на отделении прикладной математики и информатики.

Как и Маша, Ваня пошел сначала в языковую школу №1272 рядом с домом, где учили английский и французский.  В первом классе он всех удивил, сделав доклад про «умный будильник». Это наручные часы, которые будят в нужную фазу сна, когда человеку легче проснуться. Не в 7:00, а в 7:03 — но у человека ощущение, что он выспался. По крайней мере, так обещал изготовитель. Ваня решил проверить, так ли это.

Ваня, Маша и Аня

— Нужно было выгрузить в компьютер довольно большой объем данных о работе механизма и проанализировать их. Мне казалось, что для первоклассника это непосильная задача, но очень помогли папа и дедушка, мой любимый свекор, которому в этом году исполняется 96 лет, — рассказывает Елена. — Школьная учительница тоже была воодушевлена и поддерживала Ваню. В итоге удалось доказать, что будильник не столько вычисляет фазы сна, сколько реагирует на движение и срабатывает в районе установленного часа, как только человек начинает шевелиться, а значит, уже почти проснулся. То есть устройство выполняло свою задачу, но не так, как это обещал производитель. 

Возможно, Ваня делал свой первый проект, потому что подражал Маше. Ему всегда хотелось быть похожим на нее, но в чем-то он даже опережал. 

Он раньше выучился читать, причем очень увлекался историей — хроники, мемуары, письма. Для своего лучшего друга он в 4-м классе выбрал в книжном магазине подарок: переписку Сталина, Черчилля и Рузвельта. Друг книгу оценил, а сам Ваня так был увлечен историей Второй мировой войны, что сделал в 8-м классе доклад про битву подо Ржевом.

— Все было готово, но вдруг, за несколько дней до презентации, он понял, что написал не то и не так, а начинать нужно было с другого конца. Сел и все сделал заново. Я была удивлена, — вспоминает Лена.

В лицее, куда Ваня перешел в 6-м классе, он еще больше сблизился со старшей сестрой. Она прибегала из школы с горящими глазами, с порога кричала: «Смотри, какая красивая задача!» — и они тут же начинали ее вместе решать. 

— Случались ли в жизни этого ребенка хоть какие-то поражения?

— А как же, — говорит Елена, — в 9-м классе он не прошел отбор на сборы по подготовке к Всеросу. Этим отбором занималась Маша, она была одним из составителей задач, но у нее даже мысли не было что-то ему подсказать — и он честно провалился. Правда, потом она дала ему задачи, которые были на сборах, они прорешали их вместе, благодаря чему он все-таки попал в финал и выиграл. 

В сумме у Вани было четыре призерства во Всероссийских олимпиадах школьников — три по математике и одно по экономике.

Сегодня отношения у Маши и Вани такие, что даже и не поймешь, кто тут старшая сестра, а кто младший брат (особенно если учесть, что Ваня ростом под два метра и очень сильный — поднимает вес 130 килограммов). Наверное, Маша строже и беспощаднее к себе. Ваня все делает спокойно и эффективно. Она обожает фундаментальную науку, а он программирование. Они никогда не соревнуются, потому что, как говорит Елена, «это все про любовь, а не про соперничество».

— Для меня нет ничего увлекательнее, чем дискуссия детей. Они не ссорятся, поддерживают друг друга, а о печалях скорее расскажут друг другу, чем мне.

Елена: неталантливых детей не бывает

Елена Дмитриева — сторонник раннего развития. И с первым ребенком проявляла особое рвение. Тут были и кубики Зайцева, и карточки Домана, и развитие стереометрического мышления с помощью катамино (строительная игра, которая позволит детям понять основы геометрии. — Примеч. ред.). Читать Машу стали учить в пять лет, но дело не пошло. С музыкой тоже ничего не получилось.

— Я ужасно огорчалась, что она медленно схватывает, ­— признается Елена, — ведь сама я, по рассказам родителей, уже в пять лет читала бегло, как взрослая. Сначала по-русски, а потом по-английски. Мой папа — инженер-конструктор по образованию, рабочим языком у него был английский, и, как бы он ни уставал на работе, он занимался со мной по вечерам, это было святое. А мама помогала с геометрией, которая иногда не получалась. Всегда хочется, чтобы твой ребенок был круче всех. Когда Маша училась в началке, мне было не все равно, что скажет учительница, что подумают родители одноклассников. 

С Ваней и с Аней уже было проще: пирамидки, развивающие игры, никакой музыки. В 9-м классе Ваня сам захотел научиться играть на гитаре — и, в общем, научился. Из троих детей он самый музыкальный.

— Важно не замучить ребенка, бегая с ним сломя голову по секциям и кружкам.

Мои дети играли в компьютерные игры, смотрели «Смешариков», а плавать научились лучше меня, причем довольно быстро. Я поняла, что нужно просто предлагать разное, смотреть, что получается, — и дальше копать в эту сторону. Неталантливых детей не бывает. Просто кому-то повезло быстрее найти свой интерес, а кому-то медленнее. И вот здесь большую роль играют родители.

Пока росли Маша и Ваня, Елена — инженер-экономист и бухгалтер по образованию — еще как-то пыталась работать. Но, когда родилась Аня, о работе пришлось забыть. К счастью, такая возможность была, и Лена сосредоточилась на здоровье и образовании детей.

— Неужели вам не хотелось вырваться из этого круга, отдохнуть, пожить для себя?

— Мы однажды поехали с мужем на несколько дней в отпуск вдвоем, сели в машину — и с первой до последней минуты говорили про детей, — смеется Елена. 

Елена возила Ваню и еще пятерых детей на математические турниры в другие города.

— Некоторых ребят я увидела впервые в поезде. Они не всегда меня слушались, однажды даже подрались. Но это еще полбеды, хуже было, когда один ребенок у меня потерялся. Мы выходили из столовой — и все побежали на ледяную горку. Пока снимала этих бандитов с горки, один мальчик пропал. У меня до сих пор темнеет в глазах, когда я это вспоминаю. Выяснилось, что он о чем-то задумался и отправился один в гостиницу, а мне об этом сказать забыл. Математические дети бывают рассеянными.

Тем не менее, Лена возила ребят на соревнования два года подряд, потому что, кроме нее, это было сделать некому.

Она никогда не стремилась к тому, чтобы ее дети учились с опережением. Сдавать ОГЭ в начальной школе — зачем?

Но, когда пришла Анина очередь идти в лицей «Вторая школа», стало ясно, что для того, чтобы попасть в класс к любимому педагогу Сергею Ивановичу Васянину, который учил Машу и Ваню, нужно прыгнуть через класс. Было решено забрать Аню на домашнее обучение и пройти два года за один.

— Это была большая работа, которая целиком лежала на нас со свекром. Он занимался с ней ежедневно по всем предметам, без него я бы не справилась. 

— А если бы она не попала к тому педагогу? Усиленная учеба сделает кого-то в этой жизни счастливее?

Наверное, тут обратная зависимость, — подумав, отвечает Елена. — Если ребенок спокоен и счастлив, он и учиться будет хорошо. Стресс никого еще не сделал успешнее. Поэтому я никогда не ругала детей за оценки. 

— А за что ругали?

Например, если куда-то пропали с радаров и не отвечают по телефону. Сел мобильник, не услышали звонка — да мало ли. Я срывалась и орала, как сумасшедшая. Увы, я за всю жизнь так и не научилась водить машину, хотя права у меня есть. Дети всегда ездили в школу сами. 

Аня: наконец-то гуманитарий

— С третьим ребенком вообще уходят все комплексы, поэтому никакого родительского тщеславия у папы и мамы не было, лишь бы Анечке было комфортно и спокойно, — говорит Елена. — Поначалу было сложно, потому что Аня бесконечно болела.

Сама Аня сидит рядом и пьет лимонад. Это симпатичная черноволосая девочка в очках (старшая, Маша, блондинка). Она одновременно улыбчива и серьезна. У нее явно есть чувство юмора и самоирония, она умная, с ней интересно говорить.

Аня

— Мне так повезло, что я третья и все на мне отдыхали! — смеется она. — Никто не волнуется, если у меня что-то не получается. 

— Наконец-то у кого-то что-то не получается!

— С 7-го по 9-й класс по теории экспериментальной физики у меня выходили двойки в триместре. Но всем было на это более-менее наплевать. 

— Я знала, что физиком она не будет, — вставляет Лена, — но у нее были двойки и тройки даже по английскому. Меня вызывал учитель и спрашивал — что не так? Почему ребенок недорабатывает? 

Уж чего только мы не делали, чтобы у нее появилась мотивация. Книги, фильмы, путешествия, но язык не шел ни в какую.

А потом случилось неожиданное: Аня влюбилась в мюзиклы. Прослушала их штук 30, разбирая слова со словарем, многое выучила наизусть. Когда осенью ребенок пришел в школу, учитель спросил: «Вы были в Америке?» Чтобы избавиться от американского акцента, пришлось переключаться на британские сериалы.

— На скольких олимпиадах ты уже победила?

— Ни на одной серьезной, — весело отвечает Аня. — У меня есть золотая медаль так называемого женского Всероса за 8-й класс, но она ни на что особо не влияет.

— Но ты же наверняка хочешь быть не хуже, чем брат и сестра?

— Я ей все время говорю, чтобы не сравнивала, — включается мама. — Каждый человек уникален и на другого не похож.

— Наверное, я не боец и характер у меня мягкий, но я все равно хотела бы выиграть олимпиаду, чтобы упростить себе поступление, — говорит Аня. — Потому что еще непонятно, что больший стресс — олимпиада или подготовка к ЕГЭ. У меня год до поступления, и за это время стресс в любом случае будет нарастать.

— Ох, когда я слышу слово «стресс», — признается Лена…

— …вы хотите сказать «деточка, плевать на все, это не стоит твоих нервов», — подхватываю я, и мы втроем смеемся.

Аня еще не решила, куда она пойдет. У нее неплохо с математикой, но, когда в лицее год назад началось разделение на профили, она выбрала экономику.

— Классно, что экономика — про человека и общество, но инструментарий у нее как у точных наук, — уверенно объясняет Аня.

— Попробовав математику, физику, информатику, посмотрев в сторону химии и биологии, а сейчас уже и экономики, мы поняли, что все-таки, наверное, философский факультет, — уточняет Лена.

— Ого, — говорю, — вот это было неожиданно! А что с ней делать, с философией?

— Это основа всего, — убеждена Аня. — Люди, знающие философию, умеют анализировать и работать с данными. Но философия — это, возможно, только первая ступень, а дальше будет еще что-то. 

— Ты хоть иногда думаешь о чем-то, кроме учебы? — не выдерживаю я. — Тупишь «ВКонтакте», смотришь дурацкие ролики?

— Конечно, — с готовностью отвечает Аня. — «ВКонтакте» есть интересные паблики. Например, группа с ролевыми играми. Ты отыгрываешь за персонажа, описываешь его действия, это был мой первый шаг к писательству. 

— Чего-чего? 

— Я пишу фанфик, но делиться им пока не готова. Скажу только, что он по мотивам «Гарри Поттера», про магов в СССР. Не знаю, получится ли у меня, но вообще мне кажется, что любое действие так или иначе работает на развитие.

Фото: Жанна Фашаян и из личного архива Елены Дмитриевой

Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.