«Я ору на ребенка из-за домашки». Что делать?
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
Иногда сложно объяснить ребенку даже простые вещи, и родители не выдерживают — повышают голос. Как перестать срываться? На вопрос читательницы «Правмира» отвечает психолог Елена Бриллинг.

Вопрос. Ребенок идет во 2-й класс. В том году считалось, что уроки «почти не задают», но все равно дома приходилось тренировать эти палочки, делать «творческие» задания, мы сидели часами. Я часто срывалась и орала, он рыдал и будто еще хуже понимал, что от него нужно. Сама я тоже чувствовала себя ужасно. Хочу в новом учебном году изменить эту ситуацию — может, есть какие-то способы нормально организовать домашку и перестать психовать?

Елена Бриллинг

Ответ. Когда ребенок приходит в школу, домашние задания становятся основой для формирования привычки регулярно выполнять то, что не всегда нравится. Это важный навык, но в начальной школе дети еще не способны полностью справляться самостоятельно. Лобные доли мозга, отвечающие за контроль, организованность, планирование и умение доводить дела до конца, созревают примерно к восьми–девяти годам. Поэтому первокласснику или второкласснику сложно долго сидеть за уроками без помощи взрослого.

Разделите домашнюю работу на отрезки по 15 минут

У младших школьников ограниченная концентрация внимания — примерно 10–15 минут. После этого внимание рассеивается, и ребенку нужен небольшой перерыв. Именно поэтому важно выстраивать систему занятий короткими отрезками: сначала несколько минут работы, затем короткая пауза, еще один отрезок работы и после него уже более длительный отдых. Такой ритм напоминает метод «помидора», который дети смогут применять уже в старшей школе для более серьезных и продолжительных занятий. 

Важно, чтобы выполнение домашних заданий не занимало больше часа–полутора в день, потому что чрезмерные нагрузки в этом возрасте быстро утомляют и снижают интерес к учебе.

Будьте рядом, но занимайтесь своими делами

Задача родителей не в том, чтобы ругать ребенка за невнимательность или ошибки, а в том, чтобы понимать его состояние и помогать формировать привычку работать постепенно. Полезно находиться рядом во время занятий и показывать пример своим поведением. Например, взрослый может заниматься своими делами, пока ребенок выполняет задания. 

Не критикуйте за ошибки, а хвалите за успехи

Можно объяснить, что любому делу нужно учиться и что даже взрослые не сразу умеют все делать быстро и правильно. Важно поощрять ребенка за проявленную самостоятельность, даже если он смог усидеть всего десять минут, и создавать спокойную атмосферу без криков и давления. Повышенный тон снижает мотивацию, бьет по самооценке и мешает усвоению материала.

Передавайте ребенку ответственность за уроки

Постепенно ребенку можно передавать больше ответственности. Сначала стоит помогать и подсказывать, затем предлагать выполнять задания самому, а позже — давать возможность самому контролировать время работы и отдыха. 

Если родителям удастся сохранить спокойствие и терпение, выстроить систему коротких занятий и поддерживать ребенка, то к средней школе у него сформируется самодисциплина и привычка доводить начатое до конца. Это станет прочной основой для дальнейшего успешного обучения.

Подумайте, почему ребенок вас не слушает

Когда ребенок во втором классе ведет себя так, что у родителей возникает желание заорать или наказать его, важно сначала понять причины такого поведения. Дети никогда не проявляют эмоции «просто так». Любая их реакция — это сигнал о том, что что-то происходит.

Причиной может быть отсутствие четких границ в семье, противоречивые правила или непонятные требования. Иногда складывается ритуал: мама ругается при выполнении уроков, ребенок закрывается, а затем отвечает протестным поведением. Так формируется условный рефлекс, защитная реакция, которая закрепляется и превращается в устойчивый паттерн.

Чаще всего за демонстративным «плохим» поведением скрываются желание привлечь внимание, обида на родителей, подсознательная борьба за власть или избегание неудачи. Ребенку важно чувствовать, что его любят, слышат, помогают и уделяют достаточно времени. Но если он переживает боль или несправедливость, то может отвечать протестом: не слушать, кричать, кидать тетради. Когда ребенок не верит в свои силы, он предпочитает не делать совсем, чем сделать плохо.

Нервничаете? Сделайте перерыв

Прежде чем строить конструктивное взаимодействие, родителям нужно успокоиться. Важно на время выйти из комнаты, чтобы ребенок не видел раздражения. Помогают простые приемы — дыхательные техники, глоток холодной воды, умывание или переключение внимания на ощущения вокруг. Эти способы помогают снизить уровень эмоций и вернуться в состояние спокойствия.

Поговорите с ребенком честно

После этого стоит говорить с ребенком мягко и честно. Важно отказаться от фраз в духе «ты все делаешь не так», которые звучат как обвинения. Вместо этого лучше делиться собственными чувствами и переживаниями: сказать, что расстраивает ситуация с уроками, что грустно, когда не получается помочь, и что хочется видеть ребенка успешным и увлеченным учебой. Такой подход не вызывает у ребенка вины, а открывает возможность к сотрудничеству.

Проконсультируйтесь с психологом

Иногда же дело не в эмоциях, а в том, что ребенку действительно трудно осваивать программу. В таких случаях стоит проконсультироваться с психологом, при необходимости пройти обследование и подумать об адаптированной программе обучения.

Фото: freepik.com

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

    Поскольку вы здесь...
    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
    Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
    Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.